Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование «текстов новой природы» в современной системе образования

Каменская Людмила Евгеньевна,
ГБОУ школа № 593
Невского района Санкт-Петербурга

На современном этапе жизни общества в связи с развитием компьютерных технологий нам приходится учиться справляться с огромным количеством информации. Человечество ищет новый способ обработки данных путём сжатия объемов текста с увеличением информационной нагрузки на его единицу. По мнению известного российского ученого-культуролога К. Фрумкина, феномен «клипового мышления» современной молодёжи вызван «ускорением темпов жизни и возрастанием объема информационного потока, что порождает проблематику отбора и сокращения информации, выделения главного и фильтрации лишнего».

Современные учёные и исследователи пристально изучают изменения в процессе восприятия и обработки информации человеком на данном этапе развития общества. Известный канадский философ, филолог, литературный критик Г. М. Маклюэн, изучавший воздействие средств массовой информации на сознание человека, пришёл к выводу, что «Развитие электронных средств коммуникации возвращает человеческое мышление к дотекстовой эпохе, и линейная последовательность знаков перестаёт быть базой культуры». Доктор педагогических наук Санкт-Петербургского государственного университета Казакова Е. И. в своей работе «Тексты новой природы: проблемы междисциплинарного исследования» («Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 4» ) использует такое понятие как «текст новой природы» или «мультитекст», объясняя современные изменения в процессе обмена информацией.

Чем же отличается привычный текст «старой природы» от текста «новой природы»? Е.И. Казакова «текстом новой природы» называет «мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связанная последовательность разнородных символов (знаков вербальной и невербальной природы).» Сюда можно отнести современные социальные сети, электронные тексты с гиперссылками, тексты, содержащие аудиовизуальные фрагменты, инфографику и разного рода эмотиконы («смайлики»). Сегодня подростки и молодёжь предпочитают такие новые тексты как «флипбэк», «флипбук», «буктрейлер», «неовинтаж», «шебби-бук», «партворк», «билд-ап», «виммельбух», «книгли», «комикс» и другие. Это более наглядный и доступный способ, позволяющий быстрее и компактнее передавать, воспринимать и сохранять информацию.

Т. Е. Беньковская, доктор педагогических наук, в своей статье «Текст «новой природы» и его место в школьном учебнике литературы» отмечает, что дети и подростки, родившиеся в конце 1990-х — в 2000-е годы, испытывают трудности в чтении как художественных, так и учебных текстов, представленных в привычном линейном формате, в их запоминании, в выявлении главной мысли; им гораздо интереснее смотреть, чем читать.

Учителя постепенно приходят к выводу, что созрела необходимость качественного изменения природы текста с вербальной линейной конструкции, дополненной элементами простейшей графики (таблицы, схемы, диаграммы), на тексты, для которых характерны синтез мультимедийности и вербальных структур. Нужно искать новые методики, формы и способы организации образовательной деятельности учащихся на уроке, помогающие преодолеть разрыв между клиповым и линейным мышлением.

Ещё Я.А. Коменский, основоположник научной педагогики, полагал, что «нужно открыть детям легкий, простой, надежный метод обучения». Он считал, что наглядность облегчает детям процесс обучения, делает его доступным, интересным и увлекательным. По его мнению, важно, чтобы ребенок осознанно получал знания и мог применять их практически.

Чтобы сделать образовательный процесс наиболее продуктивным, учитель должен постоянно мотивировать и поддерживать заинтересованность обучающихся, используя новые методы обучения. В современном образовательном процессе существует большое количество способов повышения учебной мотивации, в т.ч., с использованием «текстов новой природы».

Как уже упоминалось выше, к так называемым мультитекстам можно отнести такое явление популярной культуры как комиксы.

В работе «Комикс как средство развития мотивации к изучению истории художественной культуры» Е.Е.Климова отмечает, что о комиксе сейчас говорят как об отдельном виде искусства. Комиксист, ученый Скотт МакКлауд в своем труде «Понимание комикса» представляет комикс, как изображения, сопоставленные рядом в продуманной последовательности для передачи информации и получения эстетического отклика от зрителя.

Исследователи считают, что образовательные комиксы начали издаваться уже в 1930-е годы. Широкое внедрение образовательных комиксов как дополнительной литературы для преподавания английского языка и литературы в западной системе образования началось в 1950-е годы. Сейчас многие педагоги используют комиксы для развития у учащихся навыков чтения и воображения. Комиксы способны мотивировать обучающихся своей наглядностью и емкостью изложения, а также способностью повышать индивидуальное участие. Кроме того возможно включать в учебный процесс какие-либо творческие задания на основе комиксов. Также можно предложить обучающимся нарисовать короткий комикс на какую-либо тему для лучшего ее понимания и запоминания. Это позволит ускорить и облегчить образовательный процесс.

Т.о., внедрение комиксов в образовательный процесс имеет большой потенциал. Соединяя в себе визуальное и вербальное, они являются универсальным способом передачи информации. Комиксы как способ интеграции визуальной и текстовой информации, сегодня активно используются на страницах учебников иностранного языка, рабочих тетрадей для начальной школы. Это широко известный приём повышения интереса школьников к изучению определённой темы, усиления их познавательной активности, совершенствования коммуникативных навыков, эстетического вкуса. Обучающие комиксы ориентированы на активное, деятельностное освоение материалов учебника. Они помогают сделать задания доступными с учетом возрастных особенностей и уровня обучения, вызывают позитивные эмоции обучающихся.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»