Учебный диалог как средство обучения
Каргина Светлана Васильевна
На современном этапе образования мы довольно часто сталкиваемся с монологичным характером образования, проявляющемся в образовательных стандартах, программах, учебной литературе и как следствие в самом образовательном процессе. Природа же человека диалогична по своей сути: поведение, общение и мышление развиваются только в условиях диалоговой жизни, когда недостаточно просто иметь доступ к информации, принимать ее или передавать (с этим то как раз в настоящий век всеобщей цифровизации проблем нет). Важно обеспечить трансляцию информации через личный опыт и чувства, обеспечить возможность переоценить эту информацию и воспользоваться ею в конкретной ситуации – жизненной или профессиональной. В этом смысле следует как можно чаще и серьезнее задумываться над потенциалом диалога как средства, метода, принципа и методологической основы образования. Обучение и преподавание на основе диалога предполагают подход, при котором диалог между участниками образовательного процесса помогает обучающимся построить и развить свое собственное мышление. Следует отметить, что педагогика диалога, несомненно, шире педагогики общения. Диалог представляет собой комплексный инструмент моделирования образовательного пространства, среды ( в настоящее время и дистанционной в том числе) и реализации образования обучающегося: его смыслов, целей, критериев оценивания, опыта и компетенций , необходимых для различных видов деятельности. Монологичное образование можно охарактеризовать как отражательное, скрининговое, пассивное, в то время как диалоговое – как интерактивное, созидательное. В нынешней ситуации, когда пандемия не оставила образованию выбора в переходе к дистанционному и электронному образованию, проблематика диалогового образования и обучения расширилась ввиду необходимости популяризации, повышения вариативности и эффективности использования диалогового инструментария для целей онлайн-курсов, создания и использования диалоговых симуляторов и диалоговых тренажеров, диалоговых учебников, диалоговых учебно-методических систем, платформ и т д.В чем же заключаются возможности диалога в развитии информационно – коммуникативной компетенции участников образовательного процесса в логике ФГОС и что является основными барьерами в педагогическом конструировании диалоговых занятий/уроков/заданий, в самом процессе организации диалогового образования на современном этапе с учетом тенденции перехода к монологичному по своей сути электронному и дистанционному образованию?
Современный урок решает целый комплекс задач благодаря использованию различных методов: объяснительно-иллюстративных, наглядных, частично-поисковых, исследовательские и эвристических, таких как методы проектов, метод диалогового взаимодействия. Для реализации данных методов применяются различные формы организации учебных занятий: классические уроки и уроки-диалоги. Урок-диалог начинается с переопределения общей учебной проблемы, с порождения каждым обучающимся своего вопроса как парадокса, загадки, трудности, требующих удержания в слове. Смысл урока-диалога - в постоянном воспроизведении ситуации «ученого незнания», в «сгущении» своего видения проблемы, своего неустранимого вопроса-парадокса, в выполнение мыслительных экспериментов в пространстве образа, выстроенного каждым участником образовательного процесса. Основная сфера использования диалога - повседневное общение, устно-разговорная речь. Кроме того, диалогическая форма речи характерна для художественной литературы (диалоги персонажей), публицистики (интервью, дискуссия), некоторых других сфер общения. Именно поэтому диалоговое взаимодействие воспринимается в ходе обучения как естественное общение, что особенно важно для соблюдения принципа здоровьесберегающего и продуктивного обучения. Диалогические отношения на занятии представляют собой смену так называемых «смысловых позиций»,т.е. выражение жизненной позиции, точки зрения, определенного понимания факта, явления конкретным индивидом, личностью – причем не столь важно – преподавателем или обучающимся. На таких уроках создается больше возможностей для решения познавательных задач, реализации творческого потенциала, словом создаются условия для полного развития личности ребенка/подростка/молодого человека.Актуальность исследования природы диалога в связи с возможностями и перспективами его развития и практического применения в образовании очевидна и не вызывает сомнения. Перспективы таких занятий прежде всего связаны с тем, что урок-диалог чаще всего имеет цель формирования нетрадиционного взгляда на изучаемые проблемы. При этом одновременно решаются задачи и обучения и развития и воспитания.
Работу на данном уроке можно представить как смену трех этапов деятельности: презентационно - ориентировочного, коллективно-аналитического и рефлексивно-творческого. В связи с этим отметим, что имеет место быть разная структура уроков-диалогов, последовательность элементов которой может меняться и использование всех структурных элементов на каждом уроке не является обязательным.
Преподаватель руководит диалогом, направляет его, допускает плюрализм мнений и дает свободу суждениям. Чтобы урок соответствовал обозначенной форме, преподавателю нужно провести предварительную работу с обучающимися для того, чтобы научить их «парадоксальному разуму культуры». Следует научить их грамотно излагать личную точку зрения, терпимо относиться к возражениям и критике, уметь разворачивать положения своей позиции, уметь четко и последовательно выстраивать аргументацию.
Однако, на сегодняшний день, одной из значимых проблем, при моделировании системы диалогового обучения является практически отсутствие диалоговых учебников и диалоговых учебных пособий как для обучающихся, так и для преподавателей.
Структура таких учебников и пособий, по идее, должна состоять из инвариантной диалоговой части (доказательства теорий, вопросники и фрагменты диалогов, цитаты мыслителей, научные доказательства и прочее) и вариативной части, предусматривающей создание обучающимися собственного образовательного или творческого продукта. Среди имеющихся успешных примеров подобного рода диалоговых пособий можно рассмотреть образовательную программу «Диалог», разработанную в соответствии с ФГОС НОО, издательством «Дрофа», но, к сожалению, несмотря на положительные отзывы педагогической общественности и результаты апробации продукции в Москве и Санкт-Петербурге программа в настоящее время не издается и не нашла продолжения для средней и старшей школы.
Текущая ситуация с пандемией вызвала к жизни аналогичное по своему назначению и структуре электронное приложение – диалоговый симулятор (тренажер) как базовую программу онлайн-курсов. В практике дистанционного обучения активно используются речевые, фото- и видео- тренажеры наряду с графическими и текстовыми. Среди платформ, с которыми удалось познакомиться в течение 3-месячного периода дистанционного обучения, хочется отметить следующие:
1. платформа для создания онлайн-курсов LMS eTutorium
2. конструктор диалоговых симуляторов Onlain Test Pad
3. интерактивный игровой тренажер с ветвящимся сюжетом Eduson — ведущего сервиса корпоративного онлайн-обучения в России
Однако, большая часть учителей оказались не готовы - как физически, так и морально - использовать их на своих занятиях. Что еще раз подчеркивает актуальность фундаментальных и прикладных исследований проблематики диалогового взаимодействия в сфере образования.