Метод проектов в работе с детьми раннего возраста
Малыгина Галия Шафиковна
Я работаю с детьми раннего возраста, основными задачами познавательного развития являются:
- развитие наглядно-действенного мышления;
- развитие практического экспериментирования;
- стимулирование решения практических задач.
Осуществляя проектную деятельность, я составляю план работы ] следующей схеме: тема и цель проекта; план продвижения к цели; привлечен: специалистов, необходимых для реализации проектов, например, музыкально руководителя; привлечение второго воспитателя группы для закреплен] этапов проделанной работы; привлечение родителей для совместных ребенком наблюдений за явлениями природы; разработка «системы паутинки»; разработка примерной схемы осуществления проекта по вес разделам программы (занятия, наблюдения, беседы, художественная литература, игры); представление продукта деятельности.
Главная задача проектной деятельности - это поиск пути выхода проблемной ситуации, формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности. Ведущую роль отвожу себе, что обусловлено особенностями работы с детьми раннего возраста.
Проекты осуществляю с детьми своей группы. Работу веду гибко направляю детей, сама ставлю посильные задачи, которые решаются результате экспериментирования, наблюдений, в ходе диалогов - педагога детьми, педагога с отдельным ребенком, ребенка с ребенком.
Все виды деятельности проходят через планирование. Считаю, что п] работе над проектом необходимо тщательно составлять сетку занятий: на. готовить материал для осуществления проекта так, чтобы все мероприятия соответствовали теме. Для привлечения детей к осуществлению проектов: продумываю интригующие ситуации, создаю среду для их деятельности.
При организации мероприятий по экспериментированию даю дет; возможность самостоятельно действовать (например, трогать снег, лед, красим воду в любой цвет по желанию ребенка, самостоятельно разливать ее : формочкам, своей ледяной игрушкой украшать елку на участке детского сад: После проведения мероприятий отмечаю, что усвоенные способы деятельное дети используют в самостоятельных играх, рисовании, конструировании.
В ходе экспериментирования выстраиваю общение на основе диалога! дети самостоятельно ищут ответ на поставленный мною вопрос – высказывать разные мнения, слушают друг друга, задают вопросы. В процессе общения детьми выясняем, каков будет результат проведенного эксперимента.
По необходимости провожу индивидуальную работу с детьми д. закрепления знаний и способа действий. Продумываю разные подходы к дет? для привлечения к совместной деятельности. На занятиях осуществляя индивидуальный подход к детям, направляю действия детей для успешно выполнения задания: одному ребенку достаточна эмоциональная поддержка второму - стимуляция, третьему - организующая помощь.
После проведения каждого мероприятия у детей повышает познавательная и речевая активность, наблюдательность, возраста способность к установлению первых причинно-следственных связей.
При реализации проекта необходимо сотрудничество музыкальным руководителем и со вторым воспитателем. При планировании проекта обсуждаем с музыкальным руководителем подбор музыкально сопровождения, музыкальных движений, песен. На музыкальных занятиях де' эмоционально проживают ситуацию, через движения и музыку входят образы, обогащают свои представления о прекрасном в природе. Во врет проведения своих мероприятий я использую магнитофонные записи музыкальных произведений, рекомендованные музыкальным руководителе Работаю со вторым воспитателем в тесном контакте: если я не могу провес запланированное мероприятие в свою смену, то его проводит втор» воспитатель (наблюдения в природе, экспериментирование). Так же втор» педагог закрепляет полученные знания.
После проведения этапов работы мы обмениваемся мнениями результатах работы, об эмоциональных проявлениях детей. Это помогает вносить изменения в последующие действия.
При работе над каждым проектом веду беседы с родителями, которых привлекаю к совместным с детьми наблюдениям за явлениями природы. I мере осуществления проекта представляю информацию о проделанной работе через беседы, фотомонтажи и выставки детских работ. Этим я стимулирую стремление родителей участвовать в образовательном процессе, а они делят своими впечатлениями о совместных наблюдениях.
Представляю примерную «системную паутинку» по проекту организации деятельности детей раннего возраста (2-3 лет) по теме «Снег».
Качество сега Особенности
Какой изменения
СНЕГ
Назначение Польза, вред
применение
Примерная схема осуществления проекта организации детей раннего возраста (2-3 лет)
Раздел программы | Виды и формы работы |
Предметная деятельность | Дидактические игры |
Речь и речевое общение | Ситуативное общение |
Социальное развитие | Детские игровые объединения - рядом, по двое. Выполнение поручений взрослых. |
Познавательное развитие | Практическое экспериментирование. |
И т.д. |
Продукт деятельности представлен мною в виде книги, где имеется титульный лист, «системная паутинка», примерная схема осуществлен! проекта, фотографии детей в разных видах деятельности в ходе работы г данному проекту. Мои проекты средней продолжительности - от 1 до месяцев. Все они о природе: «Цветы», «Насекомые», «Комнатные растения «Снег», «Весна», «Осень».
При осуществлении проектной деятельности мы имеем продукт - книг; но результат проектной деятельности понимается мною шире: проектная деятельность обеспечивает равноправие в образовательном процессе между педагогами и воспитанниками, дети получают первые навык исследовательской деятельности и систематизированные знания, потому что тема прорабатывается через разные виды деятельности, через все раздел программы «Истоки».