Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тренинг как один из наиболее эффективных методов
психологического сопровождения и развития подростков

Цабевская Лариса Владимировна
Актуальность темы. Психологический тренинг как метод активного социально—психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в школах, молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т. д. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала и т.д. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Это период не только проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальной открытости новому жизненному опыту. Навыки, связанные с общением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте, а психологический тренинг, как уже упоминалось, — эффективный метод стимулирования их развития.
Итак, психологические тренинги – это особые групповые занятия, направленные на психологическую помощь людям. Тренинг может быть более или менее структурирован и ограничен во времени. Группа в процессе тренинга, как правило, не меняется.
Общие цели тренингов
 
Общие цели групповой психологической социально- и личностно ориентированной работы:
  1. Исследование и анализ психологических и социальных затруднений участников.
  2. Улучшение субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья.
  3. Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия и создание основы для более эффективного общения.
  4. Стимуляция и развитие самосознания.
  5. Самоисследование.
  6. Активизация творческого потенциала.
  7. Содействие процессу личностного развития, развитие личностных качеств и умений.
  8. Выработка новых и изменение неэффективных навыков и моделей поведения.
  9. Коррекция и предупреждение эмоциональных нарушений, нарушений в познавательной сфере.
  10. Реабилитация при различных травматических нарушениях психического здоровья.
Специфика любой групповой социально-психологической работы такова, что в той или иной степени мы можем иметь «побочную» пользу по полному выше указанному списку, поскольку и аналитический, и коррекционный, и реабилитационный эффект могут наступать в результате личностного и социального развития.
Личностный рост – это процесс развития личности, то есть:
  1. получение опыта осознанного переживания;
  2. осознавание ресурсов возможностей;
  3. повышение уровня психологической компетенции;
  4. самопознание и самовыражение;
  5. развитие смелости к изменениям;
  6. рост аутентичности (умения быть собой);
  7. пересмотр установок и мировоззренческих позиций.
Результатом этого процесса являются:
  • изменения в реальной жизни;
  • гибкость в поведении;
  • разрешение конфликтов, проблем;
  • принятие себя;
  • мировоззренческие изменения.
Социальное развитие возможно только в результате личностного развития. Без всего того, что мы называем «личностным ростом», любые попытки развить социальную адаптацию сведутся к простому заучиванию ограниченного набора фраз, реакций, нескольких моделей поведения. И они ни в коем случае не смогут оказать человеку существенную помощь во всем многообразии трудных жизненных ситуаций, которые приходится пройти подростку в период взросления. Вот почему любые программы, связанные с повышением качества коммуникации и общей эффективности взаимоотношений, необходимо начинать с тем и упражнений, стимулирующих личностное развитие.
Почему именно групповые психологические тренинги – наиболее эффективный инструмент для личностного и социального развития?
У каждого человека есть свои представления о себе, о других, о том, что «хорошо» и «правильно», о том, что «плохо» и «неправильно». Складывающиеся в течение жизни представления о себе нередко не совпадают с совокупностью реальных качеств человека. Кроме того, его способы самопроявления производят на окружающих определенное впечатление, которое часто не совпадает с тем, что человек на самом деле переживает и/или хотел бы выразить.
В группе происходит не только процесс самопознания, самораскрытия, но и возникает возможность получения обратной связи участников, которые непосредственно наблюдают проявления человека, слушают рассказ о его внутреннем состоянии и могут сопоставить детали, обнаружив несовпадение.
В результате происходят процессы, описанные Лафтом Джозефом и Гарри Инграмом в схеме «Окно Джогари»[1].
Окно Джогари

 
Другие Я - сам
Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне 1
Открытая
область
2
Слепая
область
Не знают обо мне 3
Скрытая
область
4
Неизвестная
область
 
  1. Открытая область содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.
  2. Слепая область состоит из того, что человек сам не замечает, другие замечают это, но считают неуместным говорить об этом (чаще всего – особенности поведения и реакций).
  3. Скрытая область содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (интимные моменты жизни, страхи, нерешенные личностные проблемы и т.п.).
  4. Неизвестная область – это то, что находится за пределами сознания самого индивида и окружающих, тем не менее, это «нечто» в человеке может оказывать существенное влияние на его жизнь (например, ранние травматические переживания, неосознанный конфликт потребностей и страхов и т.п.).
 
Работа в психологическом тренинге приводит к расширению 1-й области за счет уменьшения 2-4-й областей. При этом уменьшение «слепой области» происходит за счет получения обратной связи от группы. Самораскрытие участников позволяет им снять маски и приводит к уменьшению «скрытой области». Совместно с ведущим группа исследует «неизвестную область», в результате участники получают новые знания и понимание себя и других.
Развивая метафору Олега Евтихова[2], который сравнил процесс психологического тренинга с процессом перестройки здания, мы можем сказать, что в «здании» личности есть несущие стены, есть подвалы и чердаки, где давно никто не бывал. В подвалах много темноты, что может подтачивать фундамент всего здания. На чердаках много лишнего, ненужного.
 
На психологическом тренинге человек может:
  • делать пристройки (новые навыки и умения, развитие новых качеств), к «зданию» своей личности;
  • расчищать, проветривать подвалы, освещая их светом новых знаний и используя их сокровища для сегодняшнего дня;
  • очищать чердаки, избавляясь от наносного, чуждого, ненужного;
  • надстраивать новые этажи, развиваясь;
  • просто приводить в порядок свое здание, познавая себя.
 
Отличия группового психологического тренинга от других форм групповой работы
 
Психотерапия – это процесс, направленный на:
  • помощь в выражении старой боли;
  • проработку ригидных защитных механизмов;
  • ре-переживание и заживление старых травм;
  • исследование корней проблем;
  • поиск ресурсов для лучшего взаимодействия с окружающей средой;
  • осознание и разрешение бессознательных конфликтов.
Психокоррекция включает в себя:
  • диагностику нарушений в психической сфере;
  • соотнесение существующих психических проявлений с определенными нормами;
  • воздействие с целью развития определенных качеств или с целью их восстановления;
  • воздействие с целью адаптации к изменившимся условиями приведение состояния человека к привычным и свойственным для него «нормам».
Обучение – это:
  • информирование;
  • демонстрация определенного навыка и его отработка;
  • работа на когнитивно-поведенческом уровне.
Игра – это:
  • развлечение;
  • отыгрывание реальных ситуаций;
  • экспериментирование, «примеривание» возможных ролей;
  • отыгрывание альтернативных ролей (то есть ролей своих оппонентов).
 
В психологическом тренинге все эти формы пересекаются в той или иной пропорции. При этом игра, обучение, психокоррекция, личностный рост и даже терапия (как побочный результат личностного развития) протекают в тесном взаимодействии, так что эти процессы часто просто сливаются.
 
 
 
 
 
Список используемой литературы

 
  1. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2004.
  2. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
  3. Ли Д. Практика группового тренинга. Спб.: Питер, 2001.
  4. Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002.
  5. Харт Л. Из гусеницы в бабочку. Три ступени личностного роста. СПб.: Питер, 1997.
 
[1] Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002.
[2] Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2004. С. 32.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»