Тренинг как один из наиболее эффективных методов
психологического сопровождения и развития подростков
Цабевская Лариса Владимировна
Актуальность темы. Психологический тренинг как метод активного социально—психологического обучения в настоящее время представляет собой один из наиболее востребованных и динамично развивающихся видов психологической работы. Тренинги находят широкое применение при оказании психологической помощи, в преподавании психологии, при организации работы в школах, молодежных клубах, детских оздоровительных лагерях и т. д. Их проведением активно занимаются психологи, а также многие педагоги и социальные работники. Данный метод позволяет эффективно решать задачи, связанные с развитием навыков общения, самоконтроля и самопознания, активизацией творческого потенциала и т.д. Отмеченные аспекты очень актуальны именно в подростковом возрасте. Это период не только проблем и противоречий, но и время повышенной пластичности психики, готовности к развитию и восприимчивости к влиянию, максимальной открытости новому жизненному опыту. Навыки, связанные с общением и уверенным поведением, а также творческий потенциал могут эффективно развиваться как раз в таком возрасте, а психологический тренинг, как уже упоминалось, — эффективный метод стимулирования их развития.Итак, психологические тренинги – это особые групповые занятия, направленные на психологическую помощь людям. Тренинг может быть более или менее структурирован и ограничен во времени. Группа в процессе тренинга, как правило, не меняется.
Общие цели тренингов
Общие цели групповой психологической социально- и личностно ориентированной работы:
- Исследование и анализ психологических и социальных затруднений участников.
- Улучшение субъективного самочувствия и укрепления психического здоровья.
- Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия и создание основы для более эффективного общения.
- Стимуляция и развитие самосознания.
- Самоисследование.
- Активизация творческого потенциала.
- Содействие процессу личностного развития, развитие личностных качеств и умений.
- Выработка новых и изменение неэффективных навыков и моделей поведения.
- Коррекция и предупреждение эмоциональных нарушений, нарушений в познавательной сфере.
- Реабилитация при различных травматических нарушениях психического здоровья.
Личностный рост – это процесс развития личности, то есть:
- получение опыта осознанного переживания;
- осознавание ресурсов возможностей;
- повышение уровня психологической компетенции;
- самопознание и самовыражение;
- развитие смелости к изменениям;
- рост аутентичности (умения быть собой);
- пересмотр установок и мировоззренческих позиций.
- изменения в реальной жизни;
- гибкость в поведении;
- разрешение конфликтов, проблем;
- принятие себя;
- мировоззренческие изменения.
Почему именно групповые психологические тренинги – наиболее эффективный инструмент для личностного и социального развития?
У каждого человека есть свои представления о себе, о других, о том, что «хорошо» и «правильно», о том, что «плохо» и «неправильно». Складывающиеся в течение жизни представления о себе нередко не совпадают с совокупностью реальных качеств человека. Кроме того, его способы самопроявления производят на окружающих определенное впечатление, которое часто не совпадает с тем, что человек на самом деле переживает и/или хотел бы выразить.
В группе происходит не только процесс самопознания, самораскрытия, но и возникает возможность получения обратной связи участников, которые непосредственно наблюдают проявления человека, слушают рассказ о его внутреннем состоянии и могут сопоставить детали, обнаружив несовпадение.
В результате происходят процессы, описанные Лафтом Джозефом и Гарри Инграмом в схеме «Окно Джогари»[1].
Окно Джогари
Другие | Я - сам | |
Знаю о себе | Не знаю о себе | |
Знают обо мне | 1 Открытая область |
2 Слепая область |
Не знают обо мне | 3 Скрытая область |
4 Неизвестная область |
- Открытая область содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.
- Слепая область состоит из того, что человек сам не замечает, другие замечают это, но считают неуместным говорить об этом (чаще всего – особенности поведения и реакций).
- Скрытая область содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (интимные моменты жизни, страхи, нерешенные личностные проблемы и т.п.).
- Неизвестная область – это то, что находится за пределами сознания самого индивида и окружающих, тем не менее, это «нечто» в человеке может оказывать существенное влияние на его жизнь (например, ранние травматические переживания, неосознанный конфликт потребностей и страхов и т.п.).
Работа в психологическом тренинге приводит к расширению 1-й области за счет уменьшения 2-4-й областей. При этом уменьшение «слепой области» происходит за счет получения обратной связи от группы. Самораскрытие участников позволяет им снять маски и приводит к уменьшению «скрытой области». Совместно с ведущим группа исследует «неизвестную область», в результате участники получают новые знания и понимание себя и других.
Развивая метафору Олега Евтихова[2], который сравнил процесс психологического тренинга с процессом перестройки здания, мы можем сказать, что в «здании» личности есть несущие стены, есть подвалы и чердаки, где давно никто не бывал. В подвалах много темноты, что может подтачивать фундамент всего здания. На чердаках много лишнего, ненужного.
На психологическом тренинге человек может:
- делать пристройки (новые навыки и умения, развитие новых качеств), к «зданию» своей личности;
- расчищать, проветривать подвалы, освещая их светом новых знаний и используя их сокровища для сегодняшнего дня;
- очищать чердаки, избавляясь от наносного, чуждого, ненужного;
- надстраивать новые этажи, развиваясь;
- просто приводить в порядок свое здание, познавая себя.
Отличия группового психологического тренинга от других форм групповой работы
Психотерапия – это процесс, направленный на:
- помощь в выражении старой боли;
- проработку ригидных защитных механизмов;
- ре-переживание и заживление старых травм;
- исследование корней проблем;
- поиск ресурсов для лучшего взаимодействия с окружающей средой;
- осознание и разрешение бессознательных конфликтов.
- диагностику нарушений в психической сфере;
- соотнесение существующих психических проявлений с определенными нормами;
- воздействие с целью развития определенных качеств или с целью их восстановления;
- воздействие с целью адаптации к изменившимся условиями приведение состояния человека к привычным и свойственным для него «нормам».
- информирование;
- демонстрация определенного навыка и его отработка;
- работа на когнитивно-поведенческом уровне.
- развлечение;
- отыгрывание реальных ситуаций;
- экспериментирование, «примеривание» возможных ролей;
- отыгрывание альтернативных ролей (то есть ролей своих оппонентов).
В психологическом тренинге все эти формы пересекаются в той или иной пропорции. При этом игра, обучение, психокоррекция, личностный рост и даже терапия (как побочный результат личностного развития) протекают в тесном взаимодействии, так что эти процессы часто просто сливаются.
Список используемой литературы
- Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2004.
- Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008.
- Ли Д. Практика группового тренинга. Спб.: Питер, 2001.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер, 2002.
- Харт Л. Из гусеницы в бабочку. Три ступени личностного роста. СПб.: Питер, 1997.