Важность включения активных методов
обучения в учебный процесс для соответствия
современным образовательным тенденциям
Манаенкова Татьяна Владимировна,
учитель английского языка ГБУ СОШ №585
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель английского языка ГБУ СОШ №585
Кировского района Санкт-Петербурга
Введение
В последние годы активные методы обучения (АМО) набирают всё больше сторонников в учебных заведениях разных типов. Не в последнюю очередь это объясняется стремлением педагогов и преподавательского состава соответствовать динамичной картине современной реальности. Кроме того, важнейшим фактором, обуславливающим необходимость введения АМО в структуру образовательного процесса, является изменение психологии самих учащихся, которое выражается, в том числе, в изменении структуры протекания их когнитивных процессов. И эта необходимость затрагивает учащихся всех возрастов.
Поэтому в данной работе АМО и их преимущества рассматриваются с двух сторон: как с позиции учителя, так и с позиции ученика.
Что подразумевать под АМО
К сожалению, единого и исчерпывающего определения активных методов обучения на сегодняшний момент не существует. В наиболее широком толковании к ним относят все виды обучающей активности, которые в принципе могут быть применены на уроке. В этом смысле под АМО следует подразумевать любую деятельность, в которую активно вовлечены ученики.
С более специализированной точки зрения к АМО можно отнести конкретные методики и техники, предназначенные для решения специфических задач, возникающих в процессе обучения.
Но, так или иначе, ключевое слово самого определения – «активность». В этом свете наиболее правильным при дальнейшем рассмотрении проблемы иметь в виду негативное определение – то есть, рассматривать АМО как альтернативу традиционным формам обучения. А именно, тем, которые предполагают классическую «начитку» учебного материала со стороны учителя/преподавателя и заучивание его со стороны ученика/студента. Можно сказать, что корни АМО лежат в так называемой педагогике сотрудничества, парадигма которой придаёт обучаемому не менее важное значение, чем обучающему [2].
АМО как оптимальная альтернатива для учителя
В качестве одного из относительных минусов активных методов обучения некоторые приводят необходимость специальной и тщательной подготовки учителя. Разработка каждого конкретного метода должна быть основана на серьёзном и вдумчивом изучении возрастных психологических особенностей учеников, а также знании как потенциала учебной группы в целом, так и каждого её члена в отдельности.
С другой стороны, вопрос необходимости пересмотра учителями и педагогами традиционного подхода к учебному процессу уже несколько лет считается одним из наиболее острых для отечественной (и не только) образовательной системы. Так, согласно материалам ежегодного форума международной программы «Global Education Futures (GEF)» [4], во всём мире сегодня начинает доминировать тенденция смещения к практикоориентированному обучению, чему сопутствует снижение потребности в так называемых «учителях-ретрансляторах».
Очевидно, что для учителя, заинтересованного в прогрессе учеников, необходимость некоторой дополнительной (внепредметной) подготовки будет злом намного меньшим, нежели постоянная потребность удерживать внимание учеников в ходе каждого занятия, а также проводить дополнительные закрепляющие уроки в тех случаях, когда материал усвоен недостаточно.
АМО как необходимость в работе с учениками нового типа
Утверждение о более низком усвоении материала при традиционных формах обучения по сравнению с АМО отнюдь не голословно. Ещё Д. Б Эльконин называл игру «стихийной школой» [3]. Но в жизни современных учеников и студентов игра приобретает ещё более важную роль. Согласно материалам «Global Educational Futures», уже сейчас, с повсеместным распространением игровых устройств и интерактивных приложений, игра начинает серьёзно конкурировать с реальностью, а в ближайшие два десятилетия станет общепринятым форматом жизни.
Эта тенденция не может не сказываться на психологии современных учащихся. Подобные изменения в социуме, как и всё нарастающие ускорение темпа жизни, способствуют формированию так называемого нового типа учащихся. Повсеместно у детей и молодых людей замечаются снижение интервала удержания внимания и способностей к долговременной пассивной концентрации. Отсюда самым естественным образом вытекает, что для эффективной работы на уроке учащимся требуются:
А) Большее разнообразие сменяющих друг друга видов деятельности;
Б) Минимизация числа эпизодов пассивности в течение занятия и увеличение числа эпизодов активного взаимодействия учеников друг с другом и с учителем (под активным взаимодействием подразумевается в том числе свободный и заинтересованный обмен мнениями).
Если перечисленные выше аспекты касаются в большей степени младших школьников, то ещё одно направление изменений характеристик современных учащихся затрагивает в первую очередь учеников среднего и старшего возраста. Это мотивационный аспект или вопрос практикоориентированности образования. Как справедливо замечено в работе Г. В. Роговой и З.Н. Никитенко [1], успешность организации учебной деятельности сегодня во многом зависит от уровня потенциальной ценности её результатов для обучающихся.
Иностранный (английский) язык в этом отношении имеет ряд преимуществ над другими предметами общей учебной программы, поскольку связан не только (и, возможно, не столько) с будущей профессиональной деятельностью учеников, сколько с их успешной интеграцией в современную социальную и информационную среду, во многом англоязычную.
И в этом отношении активные методы обучения полезны, как никакие другие. Именно с их помощью становится возможным мотивировать учеников к освоению новой лексики, речевых оборотов и фраз. Ведь именно активное обсуждение практических, бытовых, современных тем на английском языке наглядно даёт им понять всю необходимость умения общаться на эти темы в повседневной жизни.
Заключение
Как учитель с многолетним стажем, я всё чаще убеждаюсь на собственной практике в эффективности АМО. И это утверждение применимо отнюдь не только к ученикам младших возрастных групп, как было принято считать ранее. Внедрение АМО (в частности, разнообразных игровых видов активности) в учебный процесс для школьников средних и старших классов, стабильно помогает добиваться лучших результатов.
Список литературы:
1. Рогова Г.В., Никитенко З.Н.О некоторых причинах снижения интереса к предмету.// Иностранные языки в школе.- 1982.-№2.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998
3. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350 с.
4. http://edu2035.org/ru/ - официальный сайт форума «Global Education Futures (GEF)» - Москва, 2016 г.
В последние годы активные методы обучения (АМО) набирают всё больше сторонников в учебных заведениях разных типов. Не в последнюю очередь это объясняется стремлением педагогов и преподавательского состава соответствовать динамичной картине современной реальности. Кроме того, важнейшим фактором, обуславливающим необходимость введения АМО в структуру образовательного процесса, является изменение психологии самих учащихся, которое выражается, в том числе, в изменении структуры протекания их когнитивных процессов. И эта необходимость затрагивает учащихся всех возрастов.
Поэтому в данной работе АМО и их преимущества рассматриваются с двух сторон: как с позиции учителя, так и с позиции ученика.
Что подразумевать под АМО
К сожалению, единого и исчерпывающего определения активных методов обучения на сегодняшний момент не существует. В наиболее широком толковании к ним относят все виды обучающей активности, которые в принципе могут быть применены на уроке. В этом смысле под АМО следует подразумевать любую деятельность, в которую активно вовлечены ученики.
С более специализированной точки зрения к АМО можно отнести конкретные методики и техники, предназначенные для решения специфических задач, возникающих в процессе обучения.
Но, так или иначе, ключевое слово самого определения – «активность». В этом свете наиболее правильным при дальнейшем рассмотрении проблемы иметь в виду негативное определение – то есть, рассматривать АМО как альтернативу традиционным формам обучения. А именно, тем, которые предполагают классическую «начитку» учебного материала со стороны учителя/преподавателя и заучивание его со стороны ученика/студента. Можно сказать, что корни АМО лежат в так называемой педагогике сотрудничества, парадигма которой придаёт обучаемому не менее важное значение, чем обучающему [2].
АМО как оптимальная альтернатива для учителя
В качестве одного из относительных минусов активных методов обучения некоторые приводят необходимость специальной и тщательной подготовки учителя. Разработка каждого конкретного метода должна быть основана на серьёзном и вдумчивом изучении возрастных психологических особенностей учеников, а также знании как потенциала учебной группы в целом, так и каждого её члена в отдельности.
С другой стороны, вопрос необходимости пересмотра учителями и педагогами традиционного подхода к учебному процессу уже несколько лет считается одним из наиболее острых для отечественной (и не только) образовательной системы. Так, согласно материалам ежегодного форума международной программы «Global Education Futures (GEF)» [4], во всём мире сегодня начинает доминировать тенденция смещения к практикоориентированному обучению, чему сопутствует снижение потребности в так называемых «учителях-ретрансляторах».
Очевидно, что для учителя, заинтересованного в прогрессе учеников, необходимость некоторой дополнительной (внепредметной) подготовки будет злом намного меньшим, нежели постоянная потребность удерживать внимание учеников в ходе каждого занятия, а также проводить дополнительные закрепляющие уроки в тех случаях, когда материал усвоен недостаточно.
АМО как необходимость в работе с учениками нового типа
Утверждение о более низком усвоении материала при традиционных формах обучения по сравнению с АМО отнюдь не голословно. Ещё Д. Б Эльконин называл игру «стихийной школой» [3]. Но в жизни современных учеников и студентов игра приобретает ещё более важную роль. Согласно материалам «Global Educational Futures», уже сейчас, с повсеместным распространением игровых устройств и интерактивных приложений, игра начинает серьёзно конкурировать с реальностью, а в ближайшие два десятилетия станет общепринятым форматом жизни.
Эта тенденция не может не сказываться на психологии современных учащихся. Подобные изменения в социуме, как и всё нарастающие ускорение темпа жизни, способствуют формированию так называемого нового типа учащихся. Повсеместно у детей и молодых людей замечаются снижение интервала удержания внимания и способностей к долговременной пассивной концентрации. Отсюда самым естественным образом вытекает, что для эффективной работы на уроке учащимся требуются:
А) Большее разнообразие сменяющих друг друга видов деятельности;
Б) Минимизация числа эпизодов пассивности в течение занятия и увеличение числа эпизодов активного взаимодействия учеников друг с другом и с учителем (под активным взаимодействием подразумевается в том числе свободный и заинтересованный обмен мнениями).
Если перечисленные выше аспекты касаются в большей степени младших школьников, то ещё одно направление изменений характеристик современных учащихся затрагивает в первую очередь учеников среднего и старшего возраста. Это мотивационный аспект или вопрос практикоориентированности образования. Как справедливо замечено в работе Г. В. Роговой и З.Н. Никитенко [1], успешность организации учебной деятельности сегодня во многом зависит от уровня потенциальной ценности её результатов для обучающихся.
Иностранный (английский) язык в этом отношении имеет ряд преимуществ над другими предметами общей учебной программы, поскольку связан не только (и, возможно, не столько) с будущей профессиональной деятельностью учеников, сколько с их успешной интеграцией в современную социальную и информационную среду, во многом англоязычную.
И в этом отношении активные методы обучения полезны, как никакие другие. Именно с их помощью становится возможным мотивировать учеников к освоению новой лексики, речевых оборотов и фраз. Ведь именно активное обсуждение практических, бытовых, современных тем на английском языке наглядно даёт им понять всю необходимость умения общаться на эти темы в повседневной жизни.
Заключение
Как учитель с многолетним стажем, я всё чаще убеждаюсь на собственной практике в эффективности АМО. И это утверждение применимо отнюдь не только к ученикам младших возрастных групп, как было принято считать ранее. Внедрение АМО (в частности, разнообразных игровых видов активности) в учебный процесс для школьников средних и старших классов, стабильно помогает добиваться лучших результатов.
Список литературы:
1. Рогова Г.В., Никитенко З.Н.О некоторых причинах снижения интереса к предмету.// Иностранные языки в школе.- 1982.-№2.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Москва, 1998
3. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 1987. – 350 с.
4. http://edu2035.org/ru/ - официальный сайт форума «Global Education Futures (GEF)» - Москва, 2016 г.