Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Методика профилактики информационной
зависимости учащихся в школьном курсе
«Основы безопасности жизнедеятельности»


Article title: Methods of prevention of information dependence of students in the school course "Fundamentals of life safety"
Пушкарь Сергей Михайлович
(Pushkar Sergei Mikhailovich),
ГБОУ школа № 502
Кировского района Санкт-Петербурга

Вступление
В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Ключевые слова: информационная зависимость, методика профилактики, формирование здорового образа жизни.
Keywords: information dependence, methods of prevention, formation of healthy lifestyle
Основное содержание
Анализируя современное состояние информационного пространства, можно сделать вывод, что оно зачастую трансформируется в источник негативного воздействия. Одной из наиболее острых проблем общества становится проблема зависимости учащихся от различных средств массовой информации и коммуникации.
Актуализация качественно новых угроз безопасности лиц школьного возраста, а также отсутствие педагогических условий обеспечения их информационной защиты в системе общего среднего образования свидетельствует о целесообразности внедрения в учебный процесс методик профилактики информационной зависимости учащихся. При этом стоит отметить, что наиболее полно реализовать цели и задачи профилактики информационной зависимости позволяет школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее — ОБЖ).
Сегодня остро назрела необходимость разработки и внедрения методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ. Данная методика предполагает реализацию целевого, содержательного, организационно-деятельностного и аналитико-результативного компонентов.
Целевой компонент. Основной целью профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ является формирование у них установок здорового и безопасного образа жизни посредством построения правильных способов взаимодействия с источниками информационного воздействия и формирования качеств, обеспечивающих защиту от возможности развития информационной зависимости.
Профилактическая работа в средних общеобразовательных учебных учреждениях носит превентивный характер и заключается в том, чтобы каждый учащийся понимал, что только он отвечает за свое здоровье, чтобы знал сущность и последствия информационной зависимости, а также причины ее формирования. Важным аспектом при этом является формирование у учащихся позитивных личностных регуляционных механизмов, способствующих их конструктивному поведению в рамках здорового образа жизни.
Содержательный компонент. Обозначенные цели методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ определяют следующее содержание профилактической работы:
1. Образовательное направление. Оно основывается на формировании у школьников знаний о социальных и психологических последствиях информационной зависимости, причинах ее развития, последствиях, способах отказа от деструктивных моделей взаимодействия со средствами массовой информации (СМИ).
2. Рефлексивное направление. Данное направление основывается на формировании у школьников, через процесс его социальной самореализации, здоровой рефлексивной позиции.
3. Ценностное направление. Данное направление основывается на формировании и коррекции ценностных ориентаций учащихся.
4. Формирование навыков коллективного взаимодействия. Данное направление основывается на включении учащегося в коллективную деятельность, которая развивает и усиливает модели поведения, препятствующие развитию информационной зависимости и уменьшающие воздействие факторов риска.
Организационно-деятельностный компонент. Для реализации целей методики профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе ОБЖ необходимо использование следующих методов.
1. Диагностические методы: наблюдение, тестирование, анкетирование и анализ. Эти методы необходимы для мониторинга ситуации и анализа динамики изменений.
2. Информационные методы: лекции, беседы, дискуссии, демонстрация видеоматериалов, разъяснения. Эти методы служат для предоставления учащимся необходимой информации по проблеме информационной зависимости.
3. Методы личностного развития: проведение тренинговых занятий, направленных на снижение уровня тревожности, повышение психологической устойчивости, снятие напряжения, личностно-ориентированное взаимодействие, групповая и индивидуальная работа.
4. Методы коллективного взаимодействия: методы поведенческих навыков, включающих изучение и воспроизведение жизненных ситуаций; обсуждение и анализа проблем, связанных с информационной зависимостью; моделирование ситуаций выбора; коллективная творческая деятельность.
Аналитико-результативный компонент. Чтобы получить объективную оценку успешности профилактики информационной зависимости, а также вести мониторинг состояния проблемы, также необходимо выделить критерии эффективности методики профилактики информационной зависимости, включающие:
1. Когнитивный критерии, позволяющий оценить степень сформированности у учащихся знаний о негативном влиянии информационной зависимости.
2. Социально-психологический критерий, отражающий степень сформированности у учащихся адекватных моделей взаимодействия со СМИ.
3. Личностный критерий, отражающий степень сформированности и закрепленности у школьников ценностных установок, рефлексивной позиции, позитивной самооценки, препятствующих развитию информационной зависимости.
При этом методика профилактики информационной зависимости школьников должна соответствовать всем требованиям и целям образовательного процесса в Российской федерации и учебного предмета ОБЖ, без затруднений вписывается в учебный процесс, не нарушая его концепции и закономерностей. Данная методика станет эффективным средством для решения важнейшей задачи современного образования — формирования здоровой, всесторонне развитой личности обучающегося.
Литература:
1. Буйнов, Л. Г. Повышение умственной работоспособности в процессе обучения / Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8), с. 91–93.
2. Буйнов, Л. Г. Преподавание медико-валеологических дисциплин будущим специалистам безопасности жизнедеятельности в свете компетенстностного подхода / Л. Г. Буйнов, Л. П. Борисова Л. П., Л. И. Сыромятникова // Здоровьесберегающее образование. 2010. № 4(8). С. 68–70.
3. Макарова, Л. П. Значение медико-валеологического образования будущего педагога в современных условиях / Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Ю. К. Бахтин // В сборнике: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. 2010. С. 78–80.
4. Соломин, В. П. Всероссийский форум «Здоровье нации — основа процветания России» / В. П. Соломин, Л. П. Макарова, Л. Г. Буйнов, Л. А. Сорокина // сборник: Подготовка специалистов безопасности жизнедеятельности в свете стандартов третьего поколения (магистратура и бакалавриат) материалы XIV всероссийской научно-практической конференции. Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. СПб: Лема, 2010. с. 70–76.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»