Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Методическая разработка урока

Глобальные проблемы современности

Гайфуллина Флюра Шамсеевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №1

Задачи урока:

ü Показать взаимосвязь и взаимообусловленность глобальных проблем современности, их отличия от других проблем, с которыми сталкивается человечество;

ü Акцентировать социальные аспекты этих проблем – необходимость совместных усилий для их разрешения, значение и роль каждого человека в решении глобальных проблем;

ü Развивать у учащихся способность к активной мыслительной деятельности и творчеству;

ü Способствовать формированию личной ответственности за судьбы мира, планеты;

ü Продолжить формирование коммуникативной компетентности – навыков публичного выступления  и коллективного труда, умения слушать и слышать.

 

Основные понятия:

глобальность, глобальная проблема, глобализация мира.

 

Форма урока: изучение проблем с опорой на знания учащихся и коллективный поиск решения.

 

На доске даны: тема урока; схема «Виды глобализации». Глобальные проблемы современности: возможная классификация; домашнее задание.

 

Оборудование урока: таблички с названиями групп (по выбранным проблемам); иллюстративный материал, отражающий проблемы современности.

 

Ход урока

 

  1. Организационные моменты: приветствие, тема урока, задача урока (их учащиеся могут определить сами после объявления учителем темы занятия), краткий план работы

 

  1. Вводное слово учителя. Оно может быть таким: на предыдущем уроке мы говорили о многообразии мира. Эта идея не противоречит идее единства человечества. Эта идея не противоречит идее единства человечества. Люди планеты Земля все больше осознают себя как единую общность, каждый член которой связан с другими тысячами нитей.

В XX в. мир менялся как никогда быстро. Уже в 1913 г. Французский писатель Шарль Пеги заметил: «Со времен Иисуса Христа мир изменился меньше, чем за последние 30 лет». Понятно, что после 1913 г. Изменения в мире происходили еще стремительнее. И вместе с этими изменениями зарождался и развивался процесс глобализации.

 

  1. Формирование понятия «глобализация». Учащимся заранее дано задание найти в различных словарях трактовку этого понятия. Различные определения сопоставляются, выделяются их наиболее существенные признаки.

 

  1. Знакомство с видами глобализации (они перечислены на доске в виде схемы).

Виды глобализации:

  • Экономическая
  • Финансовая
  • Коммуникационная
  • Социальная
  • Природная

 

Необходимо учесть, что при рассмотрении данных видов глобализации требуется междисциплинарный подход, так как в реальной жизни все процессы тесно взаимосвязаны.

 

  1. Анализ противоречивых последствий глобализации. Последствия глобализации выявляются в ходе самостоятельной работы учащихся с учебником «Человек и общество» и последующей беседы.

Результаты работы могут быть оформлены в виде таблицы.

 

Плюсы и минусы глобализации

 

«+»

«-

Стимулирующее влияние на экономику

Сближает государство, заставляет их учитывать интересы друг друга

Предостерегает от крайних действий в политике и экономике

Глобализация продукции: поскольку потребитель стремится приобрести изделие всемирно признанной марки, создаются препятствия для развития отечественного производства

Насаждается единый стандарт потребления

Деятельность международных экономических организаций не всегда является успешной, не всегда учитывает специфику отдельных стран

Распространение через электронные средства культурных ценностей Запада ведет к ослаблению позиций национальных культур

Возникли общие для всего человечества проблемы

 

 

  1. Введение понятия «глобальные проблемы». Определение круга глобальных проблем. Внимание учащихся обращается на определение понятия (работа   со  словарем).

Глобальные проблемы – это проблемы, возникающие в результате объективного развития общества, представляющие собой угрозу для всего человечества и потому требующие  для своего разрешения совместных усилий всего мирового сообщества.

Целесообразно вычленить и раскрыть каждый из признаков этого понятия: объективный характер, угроза для всего человечества, совместные усилия для разрешения.

 

  1. Классификация глобальных проблем. Эта часть урока проходит в форме «мозгового штурма». Можно предложить учащимся самостоятельно назвать известные им глобальные проблемы современности. Этот перечень уместно соотнести с теми проблемами, которые выделены в учебнике.

Целесообразно познакомить школьников и с более широким пониманием глобальных проблем современности, отраженным в новейших публикациях по глобалистике.

Вот одна из возможных классификаций этих проблем (авторы – С.Б. Лавров, Ю.Н. Гладкий)

 

Глобальные проблемы человечества

Наиболее «универсальные» проблемы политического и социально-экономического характера:

  • Предотвращение ядерной войны и сохранением мира на Земле;
  • Обеспечение экономического роста государств (обеспечение расширенного воспроизводства);
  • Преодоление отсталости слаборазвитых стран (проблема Север-Юг);
  • Управление мировым сообществом.

Проблемы преимущественно природно-экономического характера:

  • Экологическая;
  • Энергетическая
  • Продовольственная
  • Сырьевая
  • Мирового океана

Проблемы преимущественно социального характера:

  • Демографическая;
  • Межнациональных отношений
  • Кризис культуры, нравственности («экология души»);
  • Дефицит демократии
  • Урбанизация
  • Охрана здоровья

Проблемы смешанного характера, нерешенность которых нередко приводит к массовой гибели людей:

  • Региональные конфликты;
  • Терроризм, преступность;
  • Технологические аварии;
  • Стихийные бедствия;
  • Суицид (самоубийства)

Проблемы научного характера, нерешенность которых не создает непосредственную угрозу для будущего человечества:

  • Освоение космоса;
  • Исследование внутреннего строения Земли;
  • Долгосрочное прогнозирование погоды и др.

Можно предложить учащимся выполнить задание:

Проанализируйте отдельные из названных проблем. По каким признакам мы можем отнести эти проблемы к глобальным?

 

  1. Дидактическая игра «Конференция! Учащиеся выступают с небольшими сообщениями по четырем выбранным заранее темам:
  • Предотвращение войны и сохранение мира на Земле
  • Проблема Север – Юг
  • Экология души
  • Терроризм

Докладчикам задаются вопросы, высказываются суждения и оценки.

 

  1. Можно ли решить глобальные проблемы? Организуется работа в группах.

Эта часть занятия предваряется высказыванием из доклада Римскому клубу: «Наивно думать, что когда-нибудь на планете будут полностью решены все проблемы – это не белее чем мечта».

Действительно, логичнее говорить не столько о решении глобальных проблем, сколько о смягчении их остроты.

Учащиеся предлагают свои варианты смягчения проблем. На работы в группах отводится примерно 7 минут. Результаты работы обсуждаются и оцениваются группой «экспертов».

 

10. Завершение урока. Учащиеся выполняют экспресс-тест. Затем подводятся итоги занятия.

Экспресс-тест:

1)     К глобальным проблемам относится проблема:

А) национальных конфликтов

Б) загрязнения окружающей среды

В) развития торговых связей

Г) развития стран СНГ

2) В современном мире к глобальным проблемам можно отнести проблему:

А) демографическую

Б) национальную

В) информационную

Г) образовательную

 

В своем заключительном слове учитель говорит о том, что в решении глобальных проблем человечества главную роль призваны сыграть социальные преобразования во всех странах мира, переоценка устоявшихся экономических, политических, культурных и идеологических ценностей. Многое будет зависеть от изменения сознания и морали, жизненных целей человека, от способности правительств перенимать лучший мировой опыт.

В том случае, если на Земле сохранится мир, творческая энергия народов и достижения науки и техники наверняка позволят решить многие из тех вопросов, которые сегодня волнуют человечество. Правда, перед нашими потомками могут возникать новые, неизвестные проблемы. Но такова диалектика жизни.

 

 

 

 

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»