Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Лаврентьева Татьяна Николаевна,

учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №197 с углублённым изучением предметов естественнонаучного цикла (биология, физика, химия) Центрального района Санкт-Петербурга

 

 

Планетарное сообщество – не что иное как единое целое, все с неизбежностью оказывается его частью; воспитание должно развивать сознание единства …

 

Из материалов ЮНЕСКО

 

Живи с другими людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями.

Пифагор

 

 

         Цель:  

Современное общество с его информатизацией и стрессами все чаще характеризуется как общество повышенной агрессивности, экстремизма.  Агрессивное поведение становится почти нормой. Поэтому толерантности нужно учить, наравне с письмом и счетом, другими предметами; способствовать развитию толерантного сознания.

Способствовать созданию в классе атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки.

Формировать потребность в социально одобряемой деятельности.

         Задача:

- объяснить воспитанникам, что нужна терпимость в отношении друг к другу, невзирая на цвет кожи, национальность, социальное положение, разные точки зрения;

- обосновать необходимость толерантного поведения для жизни общества и каждого человека в отдельности;

- объяснить, что быть толерантным – значит быть современным;

- убедить в том, что надо учиться принимать людей такими, какие они есть.

        

 

Мы сегодня говорим о толерантности. Описать толерантность довольно трудно, возможно из-за того, что в разных языках, даже в официальных языках ООН она определяется по-разному:

Tolerancia(испанский)– способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения.

Tolerance(французский)– отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам.

Tolerance(английский)– готовность быть терпимым, снисходительным.

Kuanrong(китайский)– позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным.

Tasamul(арабский)– прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим.

Толерантность, терпимость (русский)– способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать существование чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо или к кому-либо.

Какое определение вам ближе всего?

В каждом определении делаются разные акценты, в них обнаруживается различие культур, исторического опыта. Вместе с тем каждое выражение определяет сущность толерантности: требование уважать права других («иных») быть такими, какие они есть; не допускать причинение им вреда, поскольку причинение вреда другому – это причинение вреда всем, а значит и самому себе.

Между тем еще 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами – членами ЮНЕСКО, включая Россию, была подписана Декларация принципов толерантности. В ней толерантность определена как: «Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность это свобода в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войн культурой мира».

Мы должны в своей жизни постараться придерживаться некоторых принципов:

1.     Позитивно относиться к национальному своеобразию.

2.     Нужно стараться развивать в себе пониманию другого.

3.     Нужно уважать и знать другие культуры (поликультурное образование).

4.     Обращать внимание на то, что объединяет людей, а не разъединяет их.

5.     Стремиться создавать позитивную атмосферу в классе, школе.

В нашем классе мы должны постараться поддерживать благоприятную среду для формирования толерантных установок.

Истоки толерантности – в принятии общечеловеческих ценностей, ценностей добра, любви, справедливости. Это то, что прививают вам родители, о чем напоминают учителя, это то, что мы ждем от окружающих.

Как часто с языка срываются слова: «Терпеть не могу!». Как часто мы кривим губы, демонстрируя иронию по отношению друг к другу, к чьим-то высказываниям. Как часто мы закатываем глаза, выражая неудовольствие чьим-то поведением. Почему? Потому, что их мнение расходится с нашим. А почему мы уверены, что наше мнение единственно правильное?

Есть старая притча: «Пришли к мудрецу два человека с просьбой рассудить их. Он выслушал первого и на вопрос «Разве я не прав?» - ответил « Ты прав». Выслушал второго и на вопрос «Разве я не прав?» - ответил «Ты прав». Ученик мудреца воскликнул: «Учитель, но так не может быть!». «И ты прав», - ответил мудрец. Каждый имеет право быть правым, но это приводит к противоречиям, противоречия к разногласиям, разногласия к нетерпимости… Как же нам договориться?

Нам нужно научиться быть толерантными, терпимыми.

В жизни человека возникает много конфликтных ситуаций, однако противоречия и конфликты нужно решать, стараясь выяснить различия, с уважением  к другому человеку, чтобы не разрушить отношения с теми, с кем вам надо будет жить дальше – с учениками, родителями, учителями. Существует много способов разрешения конфликта. Один из них – это понимание сути проблемы. При конфликте (драке, ссоре) постарайтесь осознать:

1. Чего я хочу так, что это привело к конфликту? Чего хочет человек, с которым у меня конфликт?

2. Из-за чего возник конфликт? Нам обоим хочется получить одно и то же? Или мы хотим, чтобы разное происходило в одно время? Например, спорим из-за того, в какую игру играть или какую программу смотреть по телевизору?

3. Могу ли я принять решение, при котором мы оба получим то, чего хотим? Сколько таких решений я могу придумать? Сколько таких решений  сможем придумать мы с моим противником? Сколько таких решений нам могут подсказать одноклассники?

4. Какое решение из них самое лучшее? К чему приведет каждое из предлагаемых решений? Буду ли я доволен их результатами? Будет ли доволен мой противник?

5. Какое решение наиболее приемлемо для нас обоих? С каким  решением мы оба согласимся? Будем ли мы придерживаться этого решения?

6. С чего нам следует начать после того, как мы примем решение, и из чего будет ясно, что мы не ошиблись? Будем ли мы придерживаться этого решения в дальнейшем?

Культура мира определяется Правами Человека, а в школьной жизни мы на что опираемся? На правила поведения учащихся в школе. Правила поведения – это договоренность о правах и обязанностях, оно доводятся до сведения и принимаются всеми учащимися. Каждый несет ответственность за нарушение этих правил. За то, что происходит вокруг нас лежит ответственность на вас. Вокруг себя надо создать атмосферу радости и дружелюбия.

Равноправное существование и сотрудничество всех людей, независимо от их национальной принадлежности – основополагающая задача строительства гражданского общества и правового государства. Однако в последнее время российское общество стало свидетелем целого ряда насильственных акций, направленных против нерусских народов, присутствует в нашей жизни  национальная нетерпимость к выходцам с Кавказа, из республик Средней Азии, проживающих на территории с преимущественно русским населением.

А между тем, в годы Великой Отечественной войны в 1941 – 1945 годах на защиту страны встали все народы, живущие тогда на ее территории в одном государстве: русские, таджики, узбеки, грузины, азербайджанцы, украинцы, белорусы и многие другие. На территории страны проживали представители почти 200 национальностей и все вместе отстояли свободу в жестокой борьбе с нацизмом.

Нам надо познакомиться с культурой и традициями людей, приезжающих к нам город, чтобы понять, почему они ведут себя так, а не иначе, то есть нам надо учиться быть толерантными.

Толерантное поведение – проявление нравственной культуры и достоинства личности; агрессия – выявляет худшие черты в человеке: жестокость, бескультурье, агрессивность, бездуховность.

 

Напишите, пожалуйста, на листе бумаги добрые, хорошие слова своему соседу или соседке по парте и прочитайте их. Подумайте, какие добрые слова вы скажите учителю перед уходом из школы и запишите их, какие хорошие слова вы скажите при встрече родителям.

Скажите, по отношению к кому нам надо учиться быть толерантными?

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»