Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Материалы к уроку обществознания в 11 классе

Демографическая ситуация в современной России

Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга

 Тип урока : решение частной задачи (комплексное применение знаний ).

 Цели : создать условия для понимания учащимися сущности демографической ситуации в России , развить умения совместными усилиями анализировать данную ситуацию.

 Планируемые результаты : владение базовыми понятиями , умениями выявлять причинно – следственные связи социальных процессов , навыков оценивания социальной информации , владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни.

 Метапредметные результаты :  Регулятивные  УУД : умение самостоятельно планировать решение учебной задачи , оценивать приводимые доказательства и рассуждения , корректировать учебную деятельность. Познавательные УУД : применение различных методов познания для изучения демографической ситуации. Коммуникативные УУД : умение общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности , учитывать позиции другого, разрешать конфликты

 Основное содержание темы , понятия и термины:

 Тенденции развития семьи в современной России.

 Проблема неполных семей.

 Современная демографическая ситуация в РФ.

 Полная семья. Неполная семья.

 Депопуляция.

 Инфантилизация подрастающего поколения.

 Структура урока. Постановка учебной задачи. – Сегодня мы будем обсуждать очень важную и актуальную для каждого россиянина тему « Демографическая ситуация в современной России « , попытаемся проанализировать несколько кейсов ( текстов ) и выработать совместные решения по данным проблемам.   Учитель озвучивает ожидаемые результаты деятельности , устанавливает правила работы , определяет роли , напоминает о системе оценивания презентаций .

Основная часть. Этап организации совместной деятельности. – как вы считаете , находятся семья и семейные ценности в состоянии кризиса или нет ? – Каковы тенденции  развития современной семьи ? (самостоятельная работа по учебнику ). –вам предлагается для работы в группе  кейс № 1. Обратите внимание на алгоритм работы. Время на обсуждение – 5 минут. Каждая группа выступает по каждому вопросу.

 Кейс № 1. Растили себе на радость.

 Сын заглянул на кухню , когда отец с матерью завершали завтрак. Папа, как всегда , дожевывал бутерброд  мысленно улетев на работу к своему компьютеру .» Я женюсь , весело произнес сын. – надеюсь , вы не против.» «как … как женишься ?» - пролепетала мама. «н а  Гале , вы ее знаете «. « Забеременела , -догадался отец. – но ведь тебе всего 19 , ты только поступил в институт «. « Ты же еще ребенок «, - всхлипнула мама. С ней я ребенком себя не чувствовал , - мгновенно ответил сын. – К тому же у нее плохое здоровье , об аборте речи быть не может. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочный. Работу уже нашел. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я ее люблю.

 1) Как вы думаете , почему текст так называется ? 2) Согласны ли вы с решением , которое принял сын ? 3) Какой выход в данной ситуации видите вы ?  - какие еще вопросы возникли по данному тексту ?

  - Итак , мы выделили одну из проблем : проблему ранних браков и отсутствие помощи молодой семье.

 Вспомним , какие семьи называются неполными . Какие проблемы они испытывают ?  ( По группам : материальные проблемы , недостаток полноценного общения , неполная социализация и т. д. )

  Обсуждаем кейс №2. Воспитывал ребенка , сажая в подвал.

 В Иваново завершился судебный процесс по делу об издевательствах над ребенком. Обвиняемый – родной отец пострадавшей. После развода родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. Отец о дочери не заботился , только ругал и бил. Девочка пришла к отцу забрать велосипед. Родитель встретил дочь враждебно , стал кричать и требовать , чтобы она немедленно села за уроки. Получив отказ , отец закрыл девочку в подполье , а чтобы она не выбралась из заточения , забил выход гвоздями и поставил сверху бак с водой. Следствие установило , что ребенок просидел в подполье около часа , после чего отец « сжалился « и отпустил дочь на свободу. Дома девочка рассказала о происшествии бабушке и маме , а те написали заявление в милицию. Суд признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.

 1 ) Как вы считаете , справедливо ли был наказан отец девочки ? 2 ) Какие методы воспитания не должны применяться к детям ? 3) Как вы думаете , почему в нашем обществе растет количество случаев жестокого обращения с детьми ? кто и как должен с этим бороться ? Печальная статистика : увеличение случаев жестокого обращения с детьми.

 Вот как выглядит современная демографическая ситуация в России. (Таблица : « Идеальное и реальное число детей на одну женщину. Россия»).  1) Сокращение населения. Почему ?  Сколько детей должно быть в семье ? 2) Сокращение трудоспособного населения. 3) Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение  численности населения. 4) Инфантилизация подрастающего поколения. Есть ли выход из этой ситуации ?

 Работаем с кейсом №3. На основе данной концепции , своего оптимизма и творческих способностей вы должны составить и презентовать проект « Как помочь российской семье?». Можете нарисовать плакат , составить коллаж , написать тезисы. Время на обсуждение и выполнение проекта – 15 минут. Презентация проекта – 2 минуты.

 Кейс №3. Из Концепции демографического развития  Российской Федерации на период  до 2015 года. ( одобрен Правительством России в сентябре 2011 года).

 Задачами демографического развития РФ являются ;  в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения : - увеличение продолжительности здоровой активной жизни ; - улучшение репродуктивного здоровья населения ; - улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов ; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи : - создание предпосылок для повышения рождаемости ; - всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности ; - создание условий для самореализации молодежи ; - обеспечение адресной социальной защиты семьи , включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка ; в области миграции и расселения : - регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения РФ ; - повышение эффективности использования миграционных потоков путем направлений и состава интересам социально – экономического РФ ; - обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.

1)      назовите основные цели демографической политики РФ. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции ? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач , предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.

2)       Презентация проектов.

3)      Заключительная часть. Аналитический блок. Выступление учителя , представителей групп , обмен мнениями , высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.

4)      Рефлексия и оценивание. Анализ проделанной работы и оценивание выступлений. – не все потеряно , будущее – за молодыми российскими семьями.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»