Материалы к уроку обществознания в 11 классе
Демографическая ситуация в современной России
Иванова Надежда Сергеевна ,
учитель истории и обществознания ГБОУ №320
Приморского района Санкт-Петербурга
Тип урока : решение частной задачи (комплексное применение знаний ).
Цели : создать условия для понимания учащимися сущности демографической ситуации в России , развить умения совместными усилиями анализировать данную ситуацию.
Планируемые результаты : владение базовыми понятиями , умениями выявлять причинно – следственные связи социальных процессов , навыков оценивания социальной информации , владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни.
Метапредметные результаты : Регулятивные УУД : умение самостоятельно планировать решение учебной задачи , оценивать приводимые доказательства и рассуждения , корректировать учебную деятельность. Познавательные УУД : применение различных методов познания для изучения демографической ситуации. Коммуникативные УУД : умение общаться и взаимодействовать со сверстниками по совместной деятельности , учитывать позиции другого, разрешать конфликты
Основное содержание темы , понятия и термины:
Тенденции развития семьи в современной России.
Проблема неполных семей.
Современная демографическая ситуация в РФ.
Полная семья. Неполная семья.
Депопуляция.
Инфантилизация подрастающего поколения.
Структура урока. Постановка учебной задачи. – Сегодня мы будем обсуждать очень важную и актуальную для каждого россиянина тему « Демографическая ситуация в современной России « , попытаемся проанализировать несколько кейсов ( текстов ) и выработать совместные решения по данным проблемам. Учитель озвучивает ожидаемые результаты деятельности , устанавливает правила работы , определяет роли , напоминает о системе оценивания презентаций .
Основная часть. Этап организации совместной деятельности. – как вы считаете , находятся семья и семейные ценности в состоянии кризиса или нет ? – Каковы тенденции развития современной семьи ? (самостоятельная работа по учебнику ). –вам предлагается для работы в группе кейс № 1. Обратите внимание на алгоритм работы. Время на обсуждение – 5 минут. Каждая группа выступает по каждому вопросу.
Кейс № 1. Растили себе на радость.
Сын заглянул на кухню , когда отец с матерью завершали завтрак. Папа, как всегда , дожевывал бутерброд мысленно улетев на работу к своему компьютеру .» Я женюсь , весело произнес сын. – надеюсь , вы не против.» «как … как женишься ?» - пролепетала мама. «н а Гале , вы ее знаете «. « Забеременела , -догадался отец. – но ведь тебе всего 19 , ты только поступил в институт «. « Ты же еще ребенок «, - всхлипнула мама. С ней я ребенком себя не чувствовал , - мгновенно ответил сын. – К тому же у нее плохое здоровье , об аборте речи быть не может. За институт не беспокойтесь – перехожу на заочный. Работу уже нашел. Денег хватит снимать комнату. И самое главное – я ее люблю.
1) Как вы думаете , почему текст так называется ? 2) Согласны ли вы с решением , которое принял сын ? 3) Какой выход в данной ситуации видите вы ? - какие еще вопросы возникли по данному тексту ?
- Итак , мы выделили одну из проблем : проблему ранних браков и отсутствие помощи молодой семье.
Вспомним , какие семьи называются неполными . Какие проблемы они испытывают ? ( По группам : материальные проблемы , недостаток полноценного общения , неполная социализация и т. д. )
Обсуждаем кейс №2. Воспитывал ребенка , сажая в подвал.
В Иваново завершился судебный процесс по делу об издевательствах над ребенком. Обвиняемый – родной отец пострадавшей. После развода родителей девочка осталась жить с мамой и бабушкой. Отец о дочери не заботился , только ругал и бил. Девочка пришла к отцу забрать велосипед. Родитель встретил дочь враждебно , стал кричать и требовать , чтобы она немедленно села за уроки. Получив отказ , отец закрыл девочку в подполье , а чтобы она не выбралась из заточения , забил выход гвоздями и поставил сверху бак с водой. Следствие установило , что ребенок просидел в подполье около часа , после чего отец « сжалился « и отпустил дочь на свободу. Дома девочка рассказала о происшествии бабушке и маме , а те написали заявление в милицию. Суд признал мужчину виновным и приговорил его к тюремному заключению.
1 ) Как вы считаете , справедливо ли был наказан отец девочки ? 2 ) Какие методы воспитания не должны применяться к детям ? 3) Как вы думаете , почему в нашем обществе растет количество случаев жестокого обращения с детьми ? кто и как должен с этим бороться ? Печальная статистика : увеличение случаев жестокого обращения с детьми.
Вот как выглядит современная демографическая ситуация в России. (Таблица : « Идеальное и реальное число детей на одну женщину. Россия»). 1) Сокращение населения. Почему ? Сколько детей должно быть в семье ? 2) Сокращение трудоспособного населения. 3) Депопуляция – суженное воспроизводство и сокращение численности населения. 4) Инфантилизация подрастающего поколения. Есть ли выход из этой ситуации ?
Работаем с кейсом №3. На основе данной концепции , своего оптимизма и творческих способностей вы должны составить и презентовать проект « Как помочь российской семье?». Можете нарисовать плакат , составить коллаж , написать тезисы. Время на обсуждение и выполнение проекта – 15 минут. Презентация проекта – 2 минуты.
Кейс №3. Из Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года. ( одобрен Правительством России в сентябре 2011 года).
Задачами демографического развития РФ являются ; в области укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни населения : - увеличение продолжительности здоровой активной жизни ; - улучшение репродуктивного здоровья населения ; - улучшение качества жизни хронически больных и инвалидов ; в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи : - создание предпосылок для повышения рождаемости ; - всестороннее укрепление института семьи как формы гармоничной жизнедеятельности личности ; - создание условий для самореализации молодежи ; - обеспечение адресной социальной защиты семьи , включая предоставление материальной помощи при рождении ребенка ; в области миграции и расселения : - регулирование миграционных потоков в целях создания действенных механизмов замещения естественной убыли населения РФ ; - повышение эффективности использования миграционных потоков путем направлений и состава интересам социально – экономического РФ ; - обеспечение интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантного к ним отношения.
1) назовите основные цели демографической политики РФ. 2) Какие меры направлены на предотвращение негативных последствий депопуляции ? 3) Оцените с точки зрения складывающейся демографической ситуации каждую из задач , предусмотренных Концепцией для регулирования миграции.
2) Презентация проектов.
3) Заключительная часть. Аналитический блок. Выступление учителя , представителей групп , обмен мнениями , высказывание собственных позиций. Формулирование основных выводов.
4) Рефлексия и оценивание. Анализ проделанной работы и оценивание выступлений. – не все потеряно , будущее – за молодыми российскими семьями.