Государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение Гимназия № 66 Приморского района
Санкт-Петербурга
Статья по обществознанию
Тема. Дело, «скромное по наружности»
Автор. Черникова Нина Леонидовна,
учитель истории и обществознания
2013
«Государственная должность… состоящая во всевозможном попечении и воспитании мальчиков и девочек… - эта должность гораздо значительнее самых высоких должностей в государстве.» Платон
Существует такая легенда. Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой – послать манну небесную, третий – воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя». Послал бог учителей на землю: Моисея, Будду, Иисуса Христа и Мухаммеда. А потом собрал светлых ангелов и наказал им быть учителями для детей. С тех незапамятных времен рождаются на земле ангелы как обычные люди, взрослеют и спешат к детям. Это - Учителя.
В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение. Именно это имел в виду А.С.Пушкин, посвящая своему любимому учителю профессору нравственных наук А. П. Куницыну следующие строки: «Он создал нас, он воспитал наш пламень… Заложен им краеугольный камень, им чистая лампада возжена».
В развитии современного общества решающим фактором всегда будет сам человек, его интеллект, мастерство, творчество, инициатива, его гражданская позиция, умение жить и работать в условиях модернизации, принимать нестандартные решения, быть ответственным за себя и за страну. Решающая роль в воспитании именно такого человека принадлежит учителю, который служит живым поучительным примером для ученика. Его личность завоевывает ему уважение, духовную силу и духовное влияние. Учитель является стержневой основой всех реформ в обществе. Он формирует фундамент знаний и умений, основы мировоззрения будущего ученого и реформатора, врача и космонавта, чиновника и строителя.
А самая главная наука, которую преподает учитель, - быть Человеком. Как хлебороб из зерен добра и справедливости выращивает он душу учеников, воспитывает такое важное качество, как «чуткость души», являющееся главной нравственной составляющей человека.
Кроме того учитель является живым звеном, «посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и за благо», а его дело, «скромное по наружности, - одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения». Так характеризовал общественное значение профессии учителя К.Д.Ушинский.