РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЧУКОТСКИЙ АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ
МОУ «Усть – Чаунская СОШ с. Рыткучи»
Марченко Елена Анатольевна,
учитель истории и обществознания
Правовая игра
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Оборудование: статьи из Конституции РФ, рисунки учащихся.
Форма проведения: познавательная игра.
Ход мероприятия
I. Оргмомент. Знакомство с условиями игры.
Игра состоит из нескольких этапов. Класс делится на четыре группы, каждая группа получает задание, с которым работает в течение 5 минут. Далее группы получают другое задание, а педагогво время работы детей проверяет задания предыдущего этапа. К окончанию игры результаты будут известны сразу.
Учитель:Ребята, сегодня мы с вами узнаем подробнее о главном законе России – Конституции Российской Федерации. Я просила вас прочитать ее и постараться понять основы и ценности этого закона. Наше занятие пройдет в форме игры в четыре этапа. Но сначала послушайте.
Конституция Российской Федерации была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Начинается она словами:
«Мы, многонациональный народ Российский Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
А далее о Конституции вы будете узнавать все больше в процессе нашей игры. Начнем. Команды, получите задания.
(Подходят капитаны команд и тянут жребий. Получают задания.)
Время пошло.
П. Ход игры.
I этап.Закончи предложение.
На этом этапе учащиеся получают лист с написанными незаконченными предложениями из Конституции РФ. Ребятам в течение 5 минут необходимо дописать нужные слова.
1. Статья 2.
Человек, его права и свободы являются... (высшей ценностью).
2. Статья 14.
Религиозные объединения отделены от государства и равны... (перед законом).
3. Статья 19.
Все равны перед законом и... (судом).
4. Статья 21.
Достоинство личности охраняется... (государством).
5. Статья 22.
Каждый имеет право на свободу и... (личную неприкосновенность).
6. Статья 23.
Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту... (своей чести и доброго имени).
7. Статья 29.
Каждому гарантируется свобода мысли и... (слова).
8. Статья 41.
Каждый имеет право на охрану здоровья и... (медицинскую помощь).
9. Статья 46.
Каждому гарантируется судебная защита его прав и... (свобод).
10. Статья 58.
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к... (природным богатствам).
11. Статья 60.
Гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с... (18лет).
12. Статья 91.
Президент Российской Федерации обладает... (неприкосновенностью).
13. Статья 95.
Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и... (Государственной Думы).
14. Статья 118.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только... (судом).
II этап.Викторина.
Учащиеся получают листы с вопросами. Напротив каждого вопроса они пишут ответ.
1. Сколько разделов в Конституции Российской Федерации? (Два.)
2. Сколько глав в Конституции Российской Федерации? (Девять глав.)
3. На сколько лет избирается Президент Российской Федерации? (На четыре года.)
4. Во сколько лет можно стать Президентом Российской Федерации? (Не моложе 35 лет.)
5. Из скольких палат состоит Федеральное Собрание? (Из двух – Совет Федерации и Государственная Дума.)
6. Какую власть осуществляет Правительство Российской Федерации? (Исполнительную.)
1. Какого возраста нужно достигнуть гражданину Российской Федерации, чтобы можно было стать судьей? (25 лет.)
8. Сколько лет должно быть гражданину Российской Федерации, чтобы стать депутатом Государственной Думы? (21 год.)
9. Кто является единственным источником власти и носителем суверенитета в Российской Федерации? (Многонациональный народ.)
10. Кто осуществляет государственную власть в Российской Федерации? (Президент.)
11. Какой закон имеет высшую юридическую силу? (Конституция Российской Федерации.)
12. Что подлежит официальному опубликованию? (Законы.)
13. С какого возраста гражданин Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? (С 18 лет.)
14. Что по Конституции Российской Федерации является высшей ценностью? (Человек, его права и свободы.)
15. Сколько статей в Конституции Российской Федерации? (137 статей.)
III этап.Восстанови истину.
Учащимся раздается лист с неправильным текстом статей Конституции. Задача ребят – написать рядом правильный текст.
1. Российская Федерация – Россия есть тоталитарное государство с монархической формой правления. (Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.)
2. Достоинство личности охраняется самой личностью, а не государством. (Достоинство личности охраняется государством.)
3. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок не более 72 часов. (До судебного решения лицо не может быть задержано на срок более 48 часов.)
4. Граждане Российской Федерации не имеют права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. (Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.)
5. Право частной собственности охраняется гражданином. (Право частной собственности охраняется законом.)
6. Гражданин Российской Федерации может быть выслан за пределы Российской Федерации и может быть выдан другому государству. (Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.)
7. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, имеет обратную силу. (Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.)
8. Только избранные люди имеют право на свободу и личную неприкосновенность. (Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.)
9. В Российской Федерации признается идеологическое единство. (В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.)
10. Совет Федерации и Государственная Дума заседают совместно. (Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.)
IVэтап.Вставь нужные слова.
На этом этапе учащимся предлагается статья из Конституции РФ с пропущенными словами. Учащимся необходимо вставить пропущенные слова.
Статья 71.
В ведении Совета Федерации находятся:
A) принятие и ________ Конституции Российской Федерации и федеральных _________, контроль за их соблюдением;
Б) федеративное ________ и территория Российской Федерации;
B) регулирование и ________ прав и _______ человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации и защита ________ национальных меньшинств;
Г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной _________, порядка их организации и __________; формирование федеральных органов государственной _________;
Д) федеральная государственная собственность и _____ ею;
Е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в __________ государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального ____ Российской Федерации;
Ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное __________, денежная эмиссия, основы целевой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
3) федеральный бюджет, федеральные налоги и _________; федеральные фонды регионального _________;
И) федеральные энергетические системы, ядерная _______, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт,_______ сообщения, информация и связь, деятельность в космосе;
К) внешняя политика и _________ отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы _________ и мира;
Л) внешнеэкономические _______ Российской Федерации;
М) оборона и безопасность; оборонное _________; определение порядка продажи и _________оружия, боеприпасов, военной _________ и другого военного имущества; производствоядовитых _________, наркотических средств и порядок их ________;
Н) определение статуса и защита государственной _______________ территориального моря, воздушного __________,исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
О) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное ________; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое ______ интеллектуальной собственности;
П) федеральное коллизионное __________;
Р) метеорологическая ____________, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский __________;
С) государственные награды и почетные __________ Российской Федерации;
Т) федеральная государственная ___________.
Ответы:
A) изменение
законов;
Б) устройство;
B) защита
свобод
прав;
Г) власти
деятельности
власти;
Д) управление;
Е) области
развития;
Ж) регулирование;
3) сборы
развития;
И) энергетика
пути;
К) международные
войны;
Л) отношения;
М) производство
покупки
техники
веществ
использования;
Н) границы
пространства;
О) законодательство
регулирование;
П) право;
Р) служба
учет;
С) звания;
Т) служба.
III. Подведение итогов.
Учитель: Вот и закончилась наша игра. Давайте подведем итоги. (Награждение победителей.)