Формирование правовой культуры на уроках
обществознания: технология «Правовые игры»
Конова Анжелика Валентиновна
Правовая культура является важнейшим элементом правовой системы общества. Чем выше ее уровень у граждан, тем эффективнее функционируют правовая, политическая и экономическая система общества. Правовая система без правовой культуры не действует.
В российском обществе существует довольно распространенное неуважение к закону, органам власти и государству в целом. Поэтому формирование правовой культуры является одной из главных задач общества. И здесь важную роль должна играть правовая грамотность - способность видеть проблему правового поля, определять её характер и принимать соответствующие меры.
Но если вернуться в реалии, то на данный момент нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Аналитический центр «НАФИ» при поддержке Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС реализовал масштабный просветительский проект – первое в России исследование уровня правовой грамотности россиян. Опрос был проведен в 46 регионах России. Значение индекса правовой грамотности россиян составило 54 п.п. из 100 возможных. Треть опрошенных не отстаивают свои права, и основная причина этого - отсутствие веры в результат каких-либо действий (47%). Большинство россиян предпочитают защищать свои права самостоятельно, при этом консультируясь по возникающим вопросам с другими людьми. Менее половины российских граждан считают, что необходимо отстаивать свои права при любом случае их нарушения (43%). Четверо из десяти россиян (41%) оценивает свой уровень доверия к юристам выше среднего.
При этом отношение к закону у россиян достаточно вольное – только 50% граждан считают, что нарушать закон не допустимо ни при каких обстоятельствах, в то время как другая половина рассматривает для себя возможность нарушения закона. Так, 19% считают, что нарушить можно при несправедливости самого закона, 14% допускают нарушение закона по незнанию, еще 12% – если при этом никто не пострадал. Почти каждый десятый нарушит закон, если за это не последует никакого наказания. Зато в отношении детей россияне оказались едины во мнении – 78% считают, что необходимо как можно раньше начинать учить детей вопросам правовой грамотности.
Более актуальной является проблема формирования правовой культуры обучающихся. В силу отсутствия должного жизненного опыта подростки не всегда верно выбирают нужную для себя информацию, вследствие чего у них могут формироваться ложные стереотипы, идеалы, поведенческие и моральные установки. Не сформирована ещё у подростков и гражданская позиция.
Предмет «Обществознание» занимает ведущую роль в области формирования правовой культуры учащихся. Именно на уроках обществознания учитель вырабатывает основы правовых знаний для дальнейшего совершенствования личности обучающегося.
Но как создать позитивное восприятие законов у подростков? Как научить их легко понимать и ориентироваться в сложной системе законодательства? Как научить их применять полученные знания на практике? Для этого обратимся к процессу формирования правовой культуры, который строится в соответствии с её основными уровнями: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим. Соединить воедино эти три компонента на уроке легче всего в процессе проведения правовых игр.
Противоречия, возникающие в процессе обсуждения, рождают умение думать, делать выводы и соотносить их с современной общественной ситуацией, правильно и самостоятельно ее анализировать. Ученики задумываются, размышляют над событиями, продумывают и обсуждают свою позицию, аргументируют выводы. Повышается активность учеников, растет гражданская ответственность, повышается сознательность. Попадая в ситуации реальной жизни, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают материал любой сложности.
Виды игровых технологий могут включать в себя крайне многообразные игровые обстановки, в качестве которых дозволено применять сказки, стихи, пословицы, разные упражнения и задания, иллюстрирующие то либо иное социальное явление. Главное условие – ситуации должны быть близки детям, вызывать у них эмоциональный отклик, быть отсылкой к их социальному опыту. Несмотря на кажущуюся простоту и потенциально положительный результат, проведение правовой игры имеет сложности: ВО-ПЕРВЫХ, правовая игра требует значительной предварительной подготовки как самого учителя, так и, в зависимости от содержания, самих учеников. ВО-ВТОРЫХ, правовые игры обязаны быть подкреплены нормативным материалом и представлениями о праве как таковом, о его истоках и необходимости использования правовых конструкций в реальной жизни.
Следует учитывать, конечно, и возрастные особенности учеников. Например, работа со схемой-цветком «Права ребенка». «ПРАВА РЕБЕНКА» Если детям помладше можно предложить цветок с картинками, то уже в 7 классе желательно организовать работу с цветком с незаполненными лепестками и с выдержками из Конституции и Семейного кодекса. Такая работа может быть организована индивидуально, в парах, но лучше всего проходит в группах.
Игра «ЗА И ПРОТИВ». Очень органично вписывается в такую правовую игру технология критического мышления. По какой-то проблеме дети приводят аргументы и за, и против, что позволяет им рассмотреть эту проблему с разных точек зрения, давая возможность уч-ся понять позицию оппонента. Например, обсуждение вопроса «В нашем кинотеатре идут фильмы, на которые дети до 16 лет не допускаются. Можно ли квалифицировать подобный запрет как нарушение права на получение информации?»
«ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ». Проверяется способность игроков переносить теоретические знания на конкретную ситуацию. Игра проводится в форме соревнования команд, то есть соперники заранее подбирают друг другу проблемные ситуации, требующие правового регулирования. Участник из одной команды предлагает решить правовую ситуацию команде-сопернице, после определенного времени обсуждения и работы с источниками команды дают друг другу юридическую консультацию. Такую игру можно провести также в парах.
«ИМЕЮ ПРАВО» Например, в рамках изучения темы «Избирательное право» можно уделить время проблеме абсентеизма, дав уч-ся поработать в группах, покопаться в своем социальном опыте и ответить на сложные вопросы:
1. Каковы социально-экономические причины уклонения российской молодежи от участия в выборах?
2. Каковы социально-политические причины уклонения молодых людей России от участия в выборах?
3. Каковы социально-психологические причины уклонения российской молодежи от участия в выборах?
4. Каковы перспективы участия молодых людей России в выборах? В начале/конце обсуждения можно устроить онлайн-опрос с помощью QR-кода, чтобы понять, поменялась ли точка зрения уч-ся на проблему перспектив участия молодых людей России в выборах.
Игра «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ». У групп на столах лежат конверты с вопросами. Так как время ограничено, заранее готовятся выдержки из законов по теме. У команд будет 2 минуты, чтобы подготовить ответ на поставленный вопрос и озвучить его всем присутствующим, используя в качестве аргументов эти выдержки из законов.
Примеры заданий:
1 группа. В Конституции записано, что каждый человек имеет право на образование, то есть он сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Я не хочу ходить в школу, а родители заставляют меня это делать. От этого только одни неприятности. Как мне защитить свое право?
2 группа. К нам в класс пришел новенький, на перемене он вышел в коридор и закурил. Его хотели исключить из школы, но родители объяснили, что они сами разрешают сыну курить. Имеет ли право школа ограничивать права ученика в данном случае, если родители не против курения сына?
3 группа. Школьный совет принял решение о введении единой школьной формы. Могу ли я носить одежду, которая мне нравится, мотивируя это тем, что подобное решение ущемляет право на свободу самовыражения?
4 группа. Можно ли исключить ребенка из школы за то, что он не носит школьную форму?
5 группа. В нашем кинотеатре идет фильм, на которые дети до 16 лет не допускаются. Я пришел в кино с родителями, но администратор меня на сеанс не пустил, правомерны ли его действия?
Применение игровых технологий открывают перед школьниками вероятность постигать и испытывать общественные и правовые формы поведения в приближенных к реальности игровых обстановках, не боясь серьёзных санкций в случае неправильного поведения. Но самое важное здесь то, что правовые игры формируют правовую культуру и активную гражданскую позицию.
В российском обществе существует довольно распространенное неуважение к закону, органам власти и государству в целом. Поэтому формирование правовой культуры является одной из главных задач общества. И здесь важную роль должна играть правовая грамотность - способность видеть проблему правового поля, определять её характер и принимать соответствующие меры.
Но если вернуться в реалии, то на данный момент нельзя говорить не только о высоком, но даже и о среднем уровне правовой культуры российского общества. Аналитический центр «НАФИ» при поддержке Национальной Юридической Службы АМУЛЕКС реализовал масштабный просветительский проект – первое в России исследование уровня правовой грамотности россиян. Опрос был проведен в 46 регионах России. Значение индекса правовой грамотности россиян составило 54 п.п. из 100 возможных. Треть опрошенных не отстаивают свои права, и основная причина этого - отсутствие веры в результат каких-либо действий (47%). Большинство россиян предпочитают защищать свои права самостоятельно, при этом консультируясь по возникающим вопросам с другими людьми. Менее половины российских граждан считают, что необходимо отстаивать свои права при любом случае их нарушения (43%). Четверо из десяти россиян (41%) оценивает свой уровень доверия к юристам выше среднего.
При этом отношение к закону у россиян достаточно вольное – только 50% граждан считают, что нарушать закон не допустимо ни при каких обстоятельствах, в то время как другая половина рассматривает для себя возможность нарушения закона. Так, 19% считают, что нарушить можно при несправедливости самого закона, 14% допускают нарушение закона по незнанию, еще 12% – если при этом никто не пострадал. Почти каждый десятый нарушит закон, если за это не последует никакого наказания. Зато в отношении детей россияне оказались едины во мнении – 78% считают, что необходимо как можно раньше начинать учить детей вопросам правовой грамотности.
Более актуальной является проблема формирования правовой культуры обучающихся. В силу отсутствия должного жизненного опыта подростки не всегда верно выбирают нужную для себя информацию, вследствие чего у них могут формироваться ложные стереотипы, идеалы, поведенческие и моральные установки. Не сформирована ещё у подростков и гражданская позиция.
Предмет «Обществознание» занимает ведущую роль в области формирования правовой культуры учащихся. Именно на уроках обществознания учитель вырабатывает основы правовых знаний для дальнейшего совершенствования личности обучающегося.
Но как создать позитивное восприятие законов у подростков? Как научить их легко понимать и ориентироваться в сложной системе законодательства? Как научить их применять полученные знания на практике? Для этого обратимся к процессу формирования правовой культуры, который строится в соответствии с её основными уровнями: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим. Соединить воедино эти три компонента на уроке легче всего в процессе проведения правовых игр.
Противоречия, возникающие в процессе обсуждения, рождают умение думать, делать выводы и соотносить их с современной общественной ситуацией, правильно и самостоятельно ее анализировать. Ученики задумываются, размышляют над событиями, продумывают и обсуждают свою позицию, аргументируют выводы. Повышается активность учеников, растет гражданская ответственность, повышается сознательность. Попадая в ситуации реальной жизни, создаваемые игровыми технологиями, учащиеся лучше усваивают материал любой сложности.
Виды игровых технологий могут включать в себя крайне многообразные игровые обстановки, в качестве которых дозволено применять сказки, стихи, пословицы, разные упражнения и задания, иллюстрирующие то либо иное социальное явление. Главное условие – ситуации должны быть близки детям, вызывать у них эмоциональный отклик, быть отсылкой к их социальному опыту. Несмотря на кажущуюся простоту и потенциально положительный результат, проведение правовой игры имеет сложности: ВО-ПЕРВЫХ, правовая игра требует значительной предварительной подготовки как самого учителя, так и, в зависимости от содержания, самих учеников. ВО-ВТОРЫХ, правовые игры обязаны быть подкреплены нормативным материалом и представлениями о праве как таковом, о его истоках и необходимости использования правовых конструкций в реальной жизни.
Следует учитывать, конечно, и возрастные особенности учеников. Например, работа со схемой-цветком «Права ребенка». «ПРАВА РЕБЕНКА» Если детям помладше можно предложить цветок с картинками, то уже в 7 классе желательно организовать работу с цветком с незаполненными лепестками и с выдержками из Конституции и Семейного кодекса. Такая работа может быть организована индивидуально, в парах, но лучше всего проходит в группах.
Игра «ЗА И ПРОТИВ». Очень органично вписывается в такую правовую игру технология критического мышления. По какой-то проблеме дети приводят аргументы и за, и против, что позволяет им рассмотреть эту проблему с разных точек зрения, давая возможность уч-ся понять позицию оппонента. Например, обсуждение вопроса «В нашем кинотеатре идут фильмы, на которые дети до 16 лет не допускаются. Можно ли квалифицировать подобный запрет как нарушение права на получение информации?»
«ТЫ – МНЕ, Я – ТЕБЕ». Проверяется способность игроков переносить теоретические знания на конкретную ситуацию. Игра проводится в форме соревнования команд, то есть соперники заранее подбирают друг другу проблемные ситуации, требующие правового регулирования. Участник из одной команды предлагает решить правовую ситуацию команде-сопернице, после определенного времени обсуждения и работы с источниками команды дают друг другу юридическую консультацию. Такую игру можно провести также в парах.
«ИМЕЮ ПРАВО» Например, в рамках изучения темы «Избирательное право» можно уделить время проблеме абсентеизма, дав уч-ся поработать в группах, покопаться в своем социальном опыте и ответить на сложные вопросы:
1. Каковы социально-экономические причины уклонения российской молодежи от участия в выборах?
2. Каковы социально-политические причины уклонения молодых людей России от участия в выборах?
3. Каковы социально-психологические причины уклонения российской молодежи от участия в выборах?
4. Каковы перспективы участия молодых людей России в выборах? В начале/конце обсуждения можно устроить онлайн-опрос с помощью QR-кода, чтобы понять, поменялась ли точка зрения уч-ся на проблему перспектив участия молодых людей России в выборах.
Игра «ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ». У групп на столах лежат конверты с вопросами. Так как время ограничено, заранее готовятся выдержки из законов по теме. У команд будет 2 минуты, чтобы подготовить ответ на поставленный вопрос и озвучить его всем присутствующим, используя в качестве аргументов эти выдержки из законов.
Примеры заданий:
1 группа. В Конституции записано, что каждый человек имеет право на образование, то есть он сам решает, воспользоваться этим правом или нет. Я не хочу ходить в школу, а родители заставляют меня это делать. От этого только одни неприятности. Как мне защитить свое право?
2 группа. К нам в класс пришел новенький, на перемене он вышел в коридор и закурил. Его хотели исключить из школы, но родители объяснили, что они сами разрешают сыну курить. Имеет ли право школа ограничивать права ученика в данном случае, если родители не против курения сына?
3 группа. Школьный совет принял решение о введении единой школьной формы. Могу ли я носить одежду, которая мне нравится, мотивируя это тем, что подобное решение ущемляет право на свободу самовыражения?
4 группа. Можно ли исключить ребенка из школы за то, что он не носит школьную форму?
5 группа. В нашем кинотеатре идет фильм, на которые дети до 16 лет не допускаются. Я пришел в кино с родителями, но администратор меня на сеанс не пустил, правомерны ли его действия?
Применение игровых технологий открывают перед школьниками вероятность постигать и испытывать общественные и правовые формы поведения в приближенных к реальности игровых обстановках, не боясь серьёзных санкций в случае неправильного поведения. Но самое важное здесь то, что правовые игры формируют правовую культуру и активную гражданскую позицию.