Мотивация обучающихся средствами кейс-технологией
с внедрённым критериальным оцениванием
на уроках обществознания
Семенова Анна Федоровна
Реформы в сфере образования в России приводят к изменениям во взглядах на результативность, в том числе и школьного образования. В частности, предъявляются требования к развитию способностей выпускников школ к решению социально и личностно значимых проблем для того, что они могли успешно осуществлять деятельности в конкретной культурной среде.Значимыми в диагностике становятся не репродуктивные задания на воспроизведение информации, а комплексные задачи по применению знаний и умений, предполагающие достижение учеником в ходе их решения следующих результатов: вывода, анализа, синтеза, оценки и др. (в системе учебных целей Б. Блума[1], такие мыслительные операции относятся к среднему и высокому уровню мышления). Значит на уроках необходимо проводить работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных действий, которые подразумевают возможность управления своей познавательной и учебной деятельностью через постановку целей, планирование, контроль, коррекции, и коммуникативных действий, направленных на достижение взаимодействия.
Кейс-технология отвечает требованиям современного обучения, ориентированного на развитие познавательного потенциала личности, на повышение способности к обучению и овладению новыми системами знания, а также на развитие креативных способностей обучающегося и расширение его возможностей. Суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев. Это часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. К кейсу прилагаются дополнительные блоки, например, в виде списка литературы, выдержек из законодательства, статьи СМИ (неадаптированного текста), которые могут быть использованы при решении.
В образовательном процессе постоянно возникает вопрос о мотивации детей к процессу обучения. Пётр Яковлевич Гальперин писал: «Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения». Галеева Наталья Львовна (кандидат биологических наук, доцент кафедры управления развитием школы МПГУ) указывает, что «большое внимание учителям следует уделять учебной мотивации, т.к. последняя является ведущим и целеобразующим внутренним ресурсом учебно-познавательной деятельности ученика. Анализ мотивации учеников может служить основой для проектирования различных приемов учебной деятельности учеников и способов педагогического взаимодействия ученика и учителя, охарактеризованных по их мотивирующему потенциалу».
Также многие психологи (например, М. Битянова, М. Степанова) на страницах периодической печати, в выступлениях на конференциях говорят о том, что учителю необходимо формировать не мотивацию, а учебную деятельность, имея ввиду, что внутреннюю мотивацию обучающегося нужно учитывать при планировании урока.
Проведя диагностику структуры учебной мотивации школьников старшей школы по методике Галеевой Н. Л.[2], оказалось, что социально-духовным уровнем мотивации обладают 69% опрошенных учеников. Это говорит о том, что у учеников есть потребность в том, чтобы учитель информировал их об обязательных результатах обучения, на уроках должно присутствовать целеполагание на каждый вид деятельности, должны быть созданы условия для самооценки своей деятельности с целью её последующей корректировки и прогнозирования будущей жизнедеятельности.
Ситуация / задача, предложенная для решения ученикам в кейсе, максимально приближена к реальной жизненной ситуации, примеры из жизненной практики понятны. При заранее предложенном критерии оценки результата решения кейса, обучающийся имеет полное представление о том, какой должен быть итог его работы и в какой сфере общественной жизни ему может эта практика пригодиться.
Соответственно, важная задача, стоящая перед учителем, при желании работать с кейс-технологией, разработать критерий оценивания для того, чтобы создать условия и возможности для формирования и развития научно-познавательной активности обучающихся, их творческой и исследовательской сферы, учебной самостоятельности и ориентации в потоке научной информации, через приобщения учащихся к систематической рефлексии, к поиску смысла этой деятельности. «Гуманность технологии критериального оценивания заключается в том, что, варьируя виды заданий, формы их предъявлений, виды совместной работы с учащимися, критерии оценивания и их дескрипторы, можно добиться достижения наивысшего уровня критериальной шкалы, без чего невозможно дальнейшее полноценное обучение и развитие личности»[3].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что имея открытые критериальные листы к кейсу, обучающиеся становятся более мотивированы на учебно-познавательную деятельность, а значит результаты от такой деятельности будут выше.
[1] Сборник заданий и упражнений. Учебные цели согласно таксономии Блума / А.Е. Мурзагалиева, Б.М. Утегенова. – Астана: АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Центр педагогического мастерства, 2015. – 54 с.
[2] Галеева Н.Л. Учебно-познавательная мотивация ученика как системообразующий внутренний ресурс его учебного успеха // «Просвещение. Иностранные языки» 15.03.2012 URL: https://yaaspirant.ru/spisok-literatury/kak-v-spiske-literatury-oformlyat-internet-istochniki. (Дата обращения: 07.11.2022).
[3] Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Красноборова Анастасия Андреевна; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Пермь, 2010.- 217 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/196