Семейное право и основные вопросы
брака: тория и практика
(10 класс, обществознание, 2 часа)
Херодинова Наталия Викторовна
1 урокЦели урока.
способствовать формированию правовых компетенций учащихся в вопросах брака и семьи.
Задачи урока
- Формировать различия в понимании понятий «семьи» и «брака»
-Продолжить формировать умение работать с правовыми документами, познакомить с условиями заключения, расторжения брака.
- Продолжить формировать умений анализировать, оценивать, аргументировано высказывать своё мнение в ходе работы в группах, свободно оперировать понятиями и терминами по изученной теме
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом
Ход урока
1. Мотивационный аспект.
- Как это прекрасно, чувствовать каждый день любовь, заботу родных и близких людей! Как здорово осознавать, что ты кому-то нужен, и прежде всего эти чувства дает человеку семья
Эпиграфом нашего урока являются слова: «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности»
Семья как общественный институт важна для государства
«Крепка семья - крепка держава.»
2. Сообщение темы, совместная формулировка цели
3. Актуалиазация знаний
Мы с Вами изучали Семью как социальный институт, давайте вспомним какие функции выполняет семья как социальный институт.
Один ученик выхохит к доске и записыват план
« Семья как социальный институт»
4.Семейное право
-Записываем в тетради понятие « СЕМЬЯ, рассматриваем картинки из учебника Обществознание 11 класс, под ред Тишкина В.А.-М: Просвещение, 2021, параграф 34
- И отвечаем на вопрос: какие юридические факты, характеризуют семейные связи, предсталенные на рисунках
- Записываем в тетради определение « Семейное право », представленное на доске, или в презентации
Учитель: мы всегда начинаем изучение отрасли права с рассмотрения Источников права:
( прежде всего это Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, а также Трудовой кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ )
5. Работа по группам или парам с фрагментами Конституции РФ и с фрагментами Семейного кодекса РФ
1 группа: находим в Конституции РФ статьи, которые связаны с регулированием семейных отношений. Записываем кратко.
2 группа: Формулирует понятие « БРАК» и выписывают из Семейного кодекса РФ:
- условия заключения брака в РФ,
- и условия препятствующие заключению брака
3 группа Работает с фрагментами из Семейного кодека РФ, или с учебником, записывают понятия:
-«Брачный договор»,
-и условия заключения брачного договора и и порядок его изменения.
4 группа Работает с Семейным кодексом выписывают какие отношения может регулировать брачный договор
5 группа Анализируя Семейный кодекс РФ, в виде схемы представляют порядок прекращения брака в РФ
6. Подведение итогов работы в группах
Представители групп, презентуют работу.
Отчет о результатах работы групп можно представить на листах А3, и вывешивать их на доску
7. Права и обязанности супругов
-используя мозговой штурм ученики пытаются предположить какие у супругов могут быть права и обязанности
- Учитель демонстрирует на доске таблицу, на которой представлены права и обязанности супругов в соответствии с Семейным кодексом
8. Подведение итогов
Учитель предлагает ученикам раздаточный материал, на котом представлены все материалы урока. Ученики должные вклеить его в тетрадь
9. Домашнее задание:
индивидуально или в мини-группе, подготовить сообщения:
- о правах детей по Семейному кодексу РФ
-сообщение о правах и обязанностях родителей
- объяснить смысл понятий « Гражданский брак» , « Фиктивный брак».
Как эти понятия связаны с нормами права ( краткий ответ )
-сообщение на тему: « какие формы государственной помощи семье существуют в России ?
- подобрать статистику, связанные с количеством разводов в РФ проанализировать ее
10 . Рефлексия. В процессе презентации результатов работы групп, ребята осуществляют взаимную оценку и самооценку
Литература
-Учебник: Обществознание 10 класс, базовый уровень ; под ред. Л. Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2014
Учебник Обществознание 11 класс под ред В.А.Тишкова: М.: Просвещение 2021
-Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О. Б. Даутова и др. — СПб.: КАРО, 2014.
-Юридическая Россия — образовательный правовой портал — http://www.law.edu.ru-.
-Юридический портал — http://interlaw.dax.ru/
2 урок
Продолжением урока « Семейное право» Может стать практический урок
( урок-практикум)
Цель: Получение опыта применения теоретических знаний по семейному праву для решения жизненных задач, формирование коммуникативных умений, умений вести дискуссию
Ход урока
1.Проверка домашнее задания , выступления учеников с сообщениями
2.Делим класс на группы или пары, знакомясь с этими ситуациями, ученики должны проанализировать их с точки зрения норм права
Примеры ситуаций
1). Моряк, находившийся в долгом плавании, узнал из телеграммы, что у них будет ребёнок. Мать будущего ребенка спросила, согласен моряк на заключении брака. Он ответил , что согласен. Собрав необходимые документы и приложив телеграмму, заверенную капитаном корабля, будущая мать пришла в загс с просьбой зарегистрировать брак . Оцените ситуацию, как должны поступать работники ЗАГС а?
2) Валентина Федоровна, мама двух сыновей, была поставлена на учет в наркодиспансер. Ее дети не получали надлежащего ухода и воспитания. Дети были заброшены. Квартира, где живет Валентина с детьми, находится в плохом состоянии. В нетрезвом состоянии виде она бьет своих детей, престарелую мать. Комиссия по делам несовершеннолетних предъявила в суд иск о лишении Валентины Федоровны родительских прав.
Какое будет решение ? Как вы оцениваете данную ситуацию?
3). Наталия подписала с Борисом брачный контракт, согласно которому все имущество, принадлежит Тане и останется за ней после развода. Через 4 года супруги развелись, Борис потребовал, чтобы имущество было разделено поровну. Он подал исковое заявление в суд, Борис ссылался на нормы СК РФ. Какое решение должен принять суд
4.)Дочери 35 лет. Она нигде не работает, живет за счет пенсии родителей Родители- пенсионеры на всем экономят, но при этом живут очень бедно, считая, что это их дочь и они должны терпеть
Как вы оцениваете данную ситуацию с точки зрения Семейного права РФ
5) Муж изменяет, развод вроде бы нужен, супруги постоянно ссорятся . Но жена продолжает терпеть унижения, и хочет сохранить брак. Как вы оцениваете ситуацию с точки зрения морали, права, здравого смысла
6) Рождаемость в России падает. Что необходимо сделать государству, может внести правовые изменения , чтобы переломить ситуацию
Могут быть представлены примеры других ситуаций
Подведение итогов
Урок заканчивается обсуждением ситуаций , и оценкой своей работы.