Мотивация на уроках истории и обществознания
Балакирева Елена Васильевна
Как сделать урок интереснее? Как мотивировать обучающихся на учебный процесс?1 Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности, беседы учителя с психологом, знание особенностей каждого класса. Тенденция гуманизации в деле.
2. Встречи и дискуссии , приглашение лекторов, отработка навыков коммуникативности, Всегда есть возможность пригласить людей, знающих историю по каким то темам(коллеги, выпускники - студенты вузов и так далее)
3. Внедрение азартных технологий Внедрение азартных технологий на занятии не только решает проблему мотивации учащихся, но и является эффективным инструментом на этапе закрепления знаний по лексике и грамматике.
Групповая настольная игра «Исторический конструктор» — один из примеров использования новой технологии азартного изучения истории. Для игры учителю нужно подготовить учебное пособие, состоящее из 60 карточек. Количество карточек объясняется удобством составления на их базе самых разнообразных игр, ведь число 60 делится на 2, 3, 4, 5 и 6. На каждой карточке записываются исторические термины, имена, даты. Записанные слова должны составлять взаимозаменяемые выражения из нескольких элементов. Так можно составить 20 выражений с использованием следующих элементов: даты, имени, понятия (всего 3 элемента).
4. Работа с газетными материалами, как это не звучит старомодно. Учимся создавать исторические статьи, рисунки, карикатуры для газеты "Юный историк" или "История глазами детей"
5 Применение новых информационных технологий Использование новых информационных технологий в преподавании истории является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и приемов, позволяющих разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Появление информационных технологий позволяет индивидуализировать обучение по темпу и глубине прохождения курса. Такой дифференцированный подход дает большой положительный результат, т. к. создает условия для успешной деятельности каждого ученика, вызывая у учащихся положительные эмоции и, таким образом, влияет на их учебную мотивацию. Современный учитель должен эффективно применять информационные и коммуникационные технологии в учебном процессе.
Некоторые технологии используются почти всеми учителями. Например: а) широкое распространение получило использование презентаций. Они удобны и для учителя, и для учеников. Презентация кроме текста может включать картинки, графики, таблицы, видео и музыкальное сопровождение. б) широко популярным становится компьютерное тестирование. Этот способ контроля вызывает определенные эмоции учащихся, являя собой нетрадиционный вид контроля знаний. с) эффективным способом повышения интереса учащихся является использование на уроках электронных учебников. Они, как следствие, повышают наглядность и увлекательность урока, визуализируют урок с помощью мультимедийных элементов, которые, в отличие от плакатов, можно корректировать по мере необходимости.
6. Внеурочная деятельность Данный вид деятельности помогает преодолевать трудности в обучении и самоутверждении учащихся, поскольку позволяет им раскрывать свои возможности и способности. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои лучшие личностные качества, т. е. демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, положительно влияет на учебную деятельность.
7. Игра Игра является самым сильным мотивирующим фактором, который удовлетворяет потребность школьников в новизне изучаемого материала и разнообразии выполняемых упражнений. Игра, а именно, ролевая игра дает широкие возможности для активизации учебного процесса. Ролевая игра — методический прием, относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком. Ролевая игра представляет собой условное воспроизведение ее участниками реальной и практической деятельности, создает условия реального общения. Эффективность обучения здесь обусловлена в первую очередь взрывом мотивации, повышением интереса к предмету. Она эффективна как на младшем этапе обучения, так и на среднем. "Библейские истории" в 5 классе или "Рыцарский турнир" в 6 классе, Игра "Ленин и Мартов - дискуссия" интересна даже в 10 класса. Но особенно интересна сейчас техология исторических квестов.
В общем, каким будет наш урок - зависит только от нас!