Урок обществознания в 8 классе
Человек в мире экономических отношений
Фрегин Ирина Николаевна,
учитель обществознания ГБОУ школа №519
Московского района Санкт- Петербурга
Проведен: 13 марта 2013г. в ГБОУ школа № 519 московского районаучитель обществознания ГБОУ школа №519
Московского района Санкт- Петербурга
г. Санкт-Петербурга
Тип урока: комбинированный
Цель урока: сформировать представление учащихся о производстве как основе экономики и месте человека в мире экономических отношений; повторить и закрепить ранее изученный материал.
Оборудование: Учебник под ред. Боголюбова Л.Н. 8 кл. М. «Просвещение»2012г., карточки с заданиями (индивидуальные) либо интерактивная доска
Ход урока:
- Организационный момент. Проверка Д/З – проходит в виде теста (Приложение 1) с использованием инд. карточек либо интерактивной доски.
- Изучение нового материала.
- Потребности и ресурсы: проблема выбора;
- Факторы производства;
- Главные вопросы экономики;
- Типы экономических систем.
На прошлом уроке мы говорили об экономике и выяснили, что основой любой экономики является производство, а любое производство базируется на «трех китах» - рабочая сила, предметы труда, средства труда ( техника + технология).
Для производства экономического продукта необходимо использовать различные предметы труда, которые получили название ресурсы (фр.) – вспомогательное средство. (Обязательно привести примеры ресурсов и дать возможность детям подобрать свои примеры) .
Почему невозможно удовлетворить все потребности человека? ( Обычно, я привожу пример с норковой шубой, задавая вопрос ученикам, почему невозможно в норковую шубу одеть каждую женщину на планете?)
Вывод учащихся: потребности человека безграничны, а ресурсы – ограниченны. Проблема ограниченности ресурсов – главная проблема экономики.
Б) Изучение нового материала с элементами с/р.
Ресурсы, используемые в производстве, называются факторами производства. Их существует 4 основных и один дополнительный .
- с/р с текстом учебника на стр. 109
- Приведите примеры ( Учащиеся приводят свои примеры. Если класс слишком «слабый» учитель начинает со своего примера, а далее учащиеся работают по аналогии.) Целесообразно выводить каждый обществоведческий термин на интерактивную доску вместе с красочной иллюстрацией для облегчения запоминания слишком большого количества учебного материала, изучаемого на данном уроке. Так называемый метод ассоциативного запоминания. Однако, за неимением современного оборудования, подойдет и обычная доска, на которой, по ходу урока, делаются записи всех новых обществоведческих терминов . В этом случае рекомендую позволить ученикам сделать схематические зарисовки в тетрадях рядом с записанными терминами. Это дает возможность немного отдохнуть и переключится на творческий вид работы перед новым «мозговым штурмом».
В) Рефлексия: выполнение заданий № 1;2 (приложение 2). Проверка с объяснением.
Г) Объяснение учителя с элементами эмпирической беседы.
Проблема ограниченности ресурсов и их распределения рождает
Главные вопросы экономики
Что производить? Как производить? Для кого производить?
( кластер заносится в рабочую тетрадь)
При натуральном хозяйстве люди могли жить независимо друг от друга, но при разделении труда, люди вынуждены были обмениваться продуктами труда. (Приводим примеры).
Необходимой стала согласованность деятельности производителей. Она привела к появлению денег – универсального товара, оценивающего стоимость других товаров. (ОПР. Записать в тетрадь) .
Согласованность в действиях производителей получила название экономическая система.
Типы экономических систем
Традиционная
Централизованная
Рыночная
Смешанная
Работа с учебником: стр. 109-110, учащиеся дают характеристики экономических систем, приводят примеры.
Д) Рефлексия : выполнение заданий № 3,4 (приложение 2). Проверка выполненных заданий и подведение итогов.
3. Д/з: параграф 19, гл.1;2;3, задания № 4 к параграфу выполнить письменно в тетради.
По ходу объяснения нового материала на доске появляется кластер, который ученики постепенно переносят в свои рабочие тетради:
Удовлетворение потребностей
I
Ресурсы
I
Производство
I
Главная проблема экономики
I
Главные вопросы экономики
I
Экономическая система
Приложение 1.
- Общество в широком смысле – эта
Б) группа людей, объединенных языком и культурой
В) весь окружающий мир
Г) человечество в прошлом, настоящем и будущем
2) При переходе от индустриального общества к постиндустриальному
А) увеличилось значение сельского хозяйства
Б) затормозилось развитие промышленности
В) основной ценностью стали знания, информация
Г) усилился политический деспотизм
3) Восстанови схему:
Три кита производства
Рабочая сила Предметы труда ______________
4)Назови понятие, общее для приведенных ниже групп слов:
А) рабы, капиталисты, феодалы
Б) немцы, французы, русские
В) каменный топор, плуг, станок
5) Установи соответствие:
1. власть, государство, выборы президента, право
2. производство, финансы, банки, торговля
3. классы, нации, семья, неравенство
А) духовная сфера
Б) социальная сфера
В) экономическая сфера
Г) политическая сфера
Приложение 2.
1. Какому определению соответствует понятие «ресурс»
А) предмет труда
Б) Вспомогательное средство
В) духовные ценности
Г) промышленная революция
2.Установите соответствия
ПРИМЕРЫ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА
1.подъёмный кран а) земля
2.лес б) капитал
3.пашня в) труд
4.фермер
5.здание завода
3. Какие основные вопросы решает любая экономическая система?
1.что потребляет, кто производит, как производить
2.что производить, как потреблять, кто будет производить
3. что производить, сколько потреблять, что потреблять
4. что производить, как производить, для кого производить
4. В государстве А. абсолютное большинство населения занято земледелием и только незначительная его часть живёт в городе и занимается ремеслом и торговлей. Предположи, к какой экономической системе можно отнести государство А.?
Список используемой литературы:
- «Сборник тестовых заданий для проведения ГИА по обществознанию в 9 классе» ФИПИ 2013г.
- Методическое пособие «Обществознание 8-9 класс. Поурочные планирования». Степанько С.Н «Учитель» Волгоград 2009г.
- Большой экономический словарь. М.Институт новой экономики 2002г.
- Степанько С.Н. «Олимпиадные задания» Волгоград, «Учитель» 2007г.