Особенности развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста при занятиях баскетболом Стахнович Андрей Владимирович Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 147 г. Санкт-Петербург, Красногвардейский район учитель физической культуры Введение Актуальность: при работе на производстве, при занятиях спортом, а также на протяжении всей жизни, человек попадает в различные ситуации, которые требуют от него определенного развития физических качеств. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. У детей основным видом деятельности является умственный труд, требующий постоянной концентрации внимания, удержания тела в длительном сидячем положении за столом. Это требует достаточно высокого развития силы и выносливости соответствующих групп мышц. Высокий уровень развития физических качеств – важный компонент здоровья. [1] Под физическими качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими, но и псхическими факторами, такими как, интеллектуальные и волевые качества. К физическим качествам относятся сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Их необходимо развивать своевременно и всесторонне [16]. В школьной программе баскетбол, как и другие спортивные игры, широко используется как средство физического воспитания школьников. Занятия баскетболом способствует всестороннему развитию школьников, развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость, а также содействует воспитанию морально-волевых качеств: смелости, дисциплинированности, настойчивости, способности к преодолению трудностей, нравственному воспитанию. Что касается спортивной жизни, то сегодня баскетболист – это подвижный, координированный, быстро мыслящий спортсмен, а игра стала более атлетичной, и чтобы достичь хорошего результата, необходим высокий уровень развития физических качеств, особенно развитие скоростно-силовых. [3, 17]. Все это говорит об актуальности выбранной темы. Исходя из важности и сложности данной проблемы, эта методическая работа посвящена изучению особенностей развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста при занятиях баскетболом. Результаты данного исследования могут оказаться полезными для всех педагогов по физической культуре, вне зависимости от стажа и места работы. Цель работы: все вышесказанное позволяет сформулировать цель данной работы: рассмотреть особенности развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста и исследовать изменения основных показателей скоростно-силовых качеств на занятиях по баскетболу на примере учащихся 7-х классов. Задачи: сформулированная выше цель позволяет выделить основные задачи данной работы: 1. Провести теоретическое исследование развития скоростно-силовых качеств при занятиях баскетболом детей среднего школьного возраста. 2. Проанализировать современные методы развития скоростно-силовых качеств. 3. Подобрать методику исследования развития основных скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста. 4. Провести педагогическое исследование по изменению основных показателей скоростно-силовых качеств на занятиях по баскетболу на примере 7-х классов. 5. Дать рекомендации по результатам исследования. Теоретическим основанием исследования явились фундаментальные разработки ряда научных дисциплин, в частности, психологии, педагогики, теории и методики физического воспитания и спорта, физиологии физического воспитания и спорта и др. Объект исследования: скоростно-силовые качества детей среднего школьного возраста на занятиях по баскетболу. Предмет исследования: изменения основных показателей развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста на занятиях по баскетболу. Гипотеза: исходит из теоретических установок, согласно которым использование более широкого и разнообразного спектра физических упражнений является более эффективным способом развития основных показателей скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста на занятиях по баскетболу. Метод исследования: педагогический эксперимент, тестирование. Структура методической работы: состоит из введения, теоретической и практической части, заключения и списка литературы. Глава 1. Особенности развития скоростно-силовых качеств при занятиях баскетболом детей среднего школьного возраста 1. 1 Баскетбол как спортивная игра Баскетбол является одной из самых популярных игр в мире. В ней сочетаются такие двигательные действия, как ходьба, бег, повороты, остановки, броски и ведение мяча, прыжки. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, деятельности всех систем организма. Баскетбол является средством активного отдыха для многих людей, занятых на производстве, особенно для лиц, занимающихся умственной деятельностью. В баскетболе различают игроков по амплуа, для которых характерен свой набор двигательных действий. Так, центровой игрок должен обладать отличной выносливостью и прыгучестью, крайний нападающий – быстрота и прыгучесть, чувство времени и пространства, снайперские способности; защитник – быстрота, подвижность, выносливость, внимательность. Также в баскетболе игроков отличают друг от друга по амплуа не только игровые приемы и расположение на площадке, но и их психофизиологические способности [17]. При игре в баскетбол результативность игровых действий зависит от показателей сенсомоторного реагирования, где важное место занимает «чувство времени». Для игроков задней линии – это 5-10 секунд, что связано с организацией игры, для центровых – 3 секунды, что связано с игрой в штрафной площади, для игроков передней линии – 1 секунда, связанное с выполнением броска. В баскетболе важное значение имеет не только владение определенными техническими приемами, умение быстро передвигаться и изменять направление движения, но и тактическое умение вести игру, где на первый план выходит оперативное мышление игроков. Баскетбол - это командная игра, в которой правильное взаимодействие игроков, направленная на достижение общих интересов команды и подчиненная определенной цели, приносит желаемый результат, который зависит и от инициативы, и творческой активности каждого игрока в отдельности. Игровая деятельность в баскетболе базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состояния здоровья и интеллекта игроков [17]. В настоящее время игра значительно интенсифицировалась, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, стремлении бороться за мяч или место на каждом участке поля. Все это требует огромных затрат и сил. За время игры баскетболист преодолевает расстояние в 5-7 км, совершает до 130-140 прыжков, до 120-150 рывков, ускорений и остановок. Исследования показывают, что непосредственно игра с мячом у игрока занимает примерно 4-5 минут игрового времени, остальное время – игра без мяча. Во время игры спортсмен теряет от 3-5 кг в весе, использует от 80 до 90% максимального энергетического потенциала, частота сердечных сокращений ЧСС достигает 180-210 уд/мин. И все это на фоне большого нервного напряжения и морально-волевых усилий, необходимых для достижения желаемого результата. Поэтому, только при наличии знания всех сторон деятельности баскетболиста, можно планировать как учебный, тренировочный, так и соревновательный процессы. 1.2 Особенности скоростно-силовых качеств при занятиях баскетболом При занятиях баскетболом, как и при занятии другими спортивными играми, например, волейбол, гандбол, прыжок является основным элементом игры. Для его выполнения необходимо обладать хорошо развитой ловкостью, которая важна в опорной фазе прыжка, скоростными качествами и силовыми, как при выполнении прыжка в длину, так и при прыжке в высоту. Скорость и сила является основой прыжка [10]. Показатель прыгучести очень важен для игры в баскетбол. Чем он выше, тем больше пользы он может принести команде. Прыжки применяют в игре как при отталкивании двумя ногами, так и одной ногой в различных игровых ситуациях [5]. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчка развиваются усилия максимальной мощности, имеющее реактивно-взрывной характер. Скоростно-силовые способности проявляются при различных режимах мышечного сокращения и обеспечивают быстрое перемещение тела в пространстве. Наиболее распространенным выражением является так называемая «взрывная» сила, т.е. развитие максимальных напряжений в минимально короткое время – прыжок. В баскетболе применяют как общую прыгучесть – прыжок вверх, в длину, так и специальную – способность развить высокую скорость отталкивания, которая является основным звеном в воспитании прыгучести, т. е. сочетание разбега и прыжка [18]. Следовательно, прыгучесть – одно из главных специфических двигательных качеств, определяющееся скоростью движения в фазе отталкивания. Чем быстрее отталкивание, тем выше начальная скорость взлета. При проявлении наивысшей скорости, баскетболисту приходится преодолевать значительное внешнее сопротивление (напряжение, вес и инерцию собственного тела и др.). При этом величина достигнутой скорости существенно зависит от силовых возможностей человека, а связь между силой и скоростью в ряде движений с различным внешним сопротивлением – от индивидуальных особенностей организма. Поэтому при одновременном повышении максимальных показателей скорости и силы увеличивается скорость во всем диапазоне внешних сопротивлений, и эффективность возрастает, чем большее сопротивление приходиться преодолевать во время движений. Так, например, показатели прыжка в высоту с места непосредственно зависят от относительной силы ног, и вместе с прыжком в длину с места являются одними из основных показателей развития скоростно-силовых качеств при занятиях баскетболом [10]. При игре в баскетбол прыжок, как основное скоростно-силовое качество, и прыгучесть, как показатель этого качества, является очень важным элементом, поскольку его применение неограниченно во время игры, и он носит ситуативный характер. Так , например, при подборе мяча как на своем щите, так и на кольце противника, необходимо не только грамотно расположится под щитом, но и обладать высокой прыгучестью, чтобы выполнить подбор мяча. Также прыгучесть необходима при выполнении бросков по кольцу, поскольку все они в последующем выполняются в прыжке как с места – при вертикальном отталкивании ( с отклонением тела назад) толчком двух ног, так и в движении – отталкивание с двух ног, или с одной, в зависимости от ситуации. Чем выше при этом спортсмен отталкивается, тем сложнее применить против него защитные действия. Помимо всего прочего, скоростно-силовые качества в баскетболе применяются и при накрывании мяча во время выполнения броска по кольцу. Для этого нужно высоко выпрыгивать, чтобы выполнить этот технический прием. Большинство прыжков во время игры проходят на фоне усталости, так как приходиться выполнять по несколько прыжков подряд, в зависимости от игровой ситуации на поле, что предъявляет большие требования к прыгучести баскетболистов [5]. Таким образом, можно сказать, что прыгучесть является одним из основных показателей скоростно-силовых качеств при занятиях баскетболом и играет очень важное значение для игры в целом, и для формирования методик, повышающий этот показатель. 1.3 Физиологическая характеристика скоростно-силовых качеств Максимальная мощность является результатом оптимального сочетания силы и скорости. Чем выше мощность развивает спортсмен, тем большую скорость он может сообщить снаряду или собственному телу, так как финальная скорость снаряда или тела определяется силой и скоростью приложенного воздействия. Мощность может быть увеличена за счет увеличения силы или скорости сокращения мышц или обоих компонентов. Силовой компонент мощности. Мышечная сила, измеряемая в условиях динамического режима работы мышц концентрического или эксцентрического сокращения, обозначается как динамическая сила. Она определяется по ускорению, сообщаемому массе, при концентрическом сокращении мышц или по замедлению ускорения с обратным знаком движения массы при эксцентрическом сокращении мышц. При этом проявляемая мышечная сила зависит от величины перемещаемой массы: в некоторых пределах с увеличением массы перемещаемого тела показатели силы растут, дальнейшее увеличение массы не сопровождается приростом динамической силы. К одной из мышечной силы относится «взрывная» сила, которая характеризует способность к быстрому проявлению мышечной силы. Она, например, в значительной мере определяет высоту прыжка вверх с прямыми ногами или прыжка в длину с места, скорость на коротких отрезках бега. Показателем «взрывной» силы является градиент силы – скорость нарастания, которая определяется как отношение максимально проявляемой силы к времени ее достижения или как время достижения какого-нибудь выбранного уровня мышечной силы (абсолютный градиент), либо половины максимальной силы, либо какой-нибудь другой ее части (относительный градиент). Показатели «взрывной» силы мало зависят от произвольной максимальной изометрической силы. Изометрические упражнения, увеличивая статическую силу, незначительно изменяют «взрывную» силу, определяемую по показателям градиента силы или по показателем прыгучести. В проявлении «взрывной» силы очень важную роль играет характер импульсации мотонейронов активных мышц – частота их импульсации в начале разряда и синхронизации импульсации разных мотонейронов, а также скоростные сократительные свойства мышц, которые в значительной мере зависят от композиции, соотношения быстрых и медленных волокон [20]. Скоростной компонент мощности. Сила сокращения мышц влияет на скорость движения, так как чем больше сила, тем быстрее движение. Скорость спринтерского бега зависит от величины ускорения (скорость разбега) и от максимальной скорости. Что касается баскетбола, то передвижение на короткие дистанции от 15 до 20 метров в беге требует максимально быстрого перемещения тела из одного положения в другое. Для более длинных дистанций важнее максимальная скорость бега, чем величина ускорения. Эти два фактора скорости бега не имеют тесной связи между собой, поэтому одни спортсмены имеют медленное ускорение при большой максимальной скорости, другие – быстрое ускорение при относительно небольшой максимальной скорости. Важным компонентом повышения скоростного компонента мощности служит увеличение скоростных сократительных свойств мышц, улучшение координации работы мышц. Скоростные сократительные свойства мышц зависят от соотношения быстрых и медленных мышечных волокон, а мышечная координация икроножных мышц способствует увеличению скорости движения (мощности), так как при координированной работе мышц их усилия кооперируются, преодолевая внешнее сопротивление с большей скоростью. При хорошей координации сократительное усилие одной мышцы (группы мышц) лучше соответствует пику скорости, создаваемой предыдущим усилием другой мышцы (группы мышц). Скорость и степень расслабления мышц- антагонистов также является важным фактором, влияющим на скорость движения [20]. Энергетическая характеристика скоростно-силовых упражнений. Все скоростно-силовые упражнения относятся к анаэробным упражнениям, где предельная их продолжительность составляет около 1-2 минут. Для энергетической характеристики используют показатели анаэробной мощности и максимальной анаэробной емкости. Максимальная анаэробная мощность работы может поддерживаться всего несколько секунд и проходит за счет расщепления мышечных фосфагенов – АТФ и КрФ. Вот почему именно запасы этих веществ и скорость их энергетической утилизации определяют максимальную анаэробную мощность. Прыжки в баскетболе являются упражнениями, показатели которых зависят от максимальной анаэробной мощности. Максимальная анаэробная емкость наиболее хорошо оценивается по величине максимального кислородного долга – наибольшего кислородного долга, который выявляется после работы предельной продолжительности. Это объясняется тем, что наибольшая часть избыточного количества кислорода, потребляемого после работы, используется для восстановления запасов АТФ, КНФ и гликогена, которые расходовались в анаэробных процессах за время работы. Поэтому существует лишь умеренная связь между величиной максимального долга и максимальной анаэробной емкостью. В среднем величина максимального кислородного долга у спортсменов составляет около 10,5 л./140 мл/кг веса тела мужчины и 5,9л./95 мл/кг у женщин. Что касается людей, не занимающихся спортом, то этот показатель равен соответственно 5 л. /68 мл./кг веса тела и 3,1 л./50 мл./кг веса тела. По величине алактацидной (быстрой) фракции кислородного долга можно судить о той части анаэробной (фосфогенной) емкости, которая обеспечивает очень кратковременные упражнения скоростно-силового характера. Типичная максимальная величина равна примерно 100 кал/кг веса тела или 1,5-2 л. кислорода. Медленная фракция кислородного долга после работы предельной продолжительности в несколько десятков секунд связана с анаэробным гликолизом, т. е. с образованием в процессе выполнения скоростно-силового упражнения молочной кислоты, поэтому часть кислородного долга используется для устранения молочной кислоты из организма путем ее окисления до СО2 и Н2О и ресинтеза до гликогена. А процессе занятий спортом, особенно с применением повторно-интервальных упражнений анаэробной мощности, развиваются механизмы, которые позволяют спортсменам «переносить» высокую концентрацию молочной кислоты и, соответственно, более низкие значения рН в крови и других жидкостях организма, тем самым поддерживая высокую спортивную работоспособность. Также в организме происходят определенные биохимические изменения в тренируемых мышцах, которое проявляется не только в увеличении содержания в них АТФ и КрФ, но и в повышении активности ферментов, определяющих скорость оборота фосфогенов (АТФ, АДФ, АМФ, КрФ) [20]. 1.4 Современные методы развития скоростно-силовых качеств Прежде чем рассматривать современные методы развития скоростно-силовых качеств, хотелось бы затронуть вопрос о благоприятных периодах прироста физических качеств, ведь в процессе индивидуального развития прирост физических качеств происходит неравномерно. В отдельные возрастные периоды некоторые физические качества не только не подвергаются качественным изменениям, но и уровень их развития может снижаться. Все это говорит о том, что все воздействия на воспитание физических качеств должно строго дифференцироваться. Возрастные границы, при которых организм наиболее чувствителен к педагогическим воздействиям преподавателя, тренера, называется «сензетивными» периодами, а периоды стабилизации или снижения уровня физических качеств называются «критическими». Основные физические качества должны подвергаться целенаправленному воспитанию в определенные возрастные периоды. Так, для развития координационных способностей наиболее благоприятен период с 5 до 10 лет, для развития быстроты – 7-16 лет, где наибольший прирост происходит в 16-17 лет. Для развития силы наиболее благоприятен период 12-18 лет, где наибольший прирост происходит в 16-17 лет, а для развития гибкости – это 9-10, 13-14, 15-16 лет у мальчиков и 7-8, 9-10, 11-12, 14-17 лет у девочек, выносливость же развивается с дошкольного возраста и до 30 лет, где наибольший прирост происходит в 14-20 лет. Развитие скоростно-силовых качеств происходит с 9 до 18 лет, где наибольшие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет [20]. Как было отмечено ранее, основным показателем скоростно-силовых качеств при занятиях баскетболом является прыгучесть, для развития которой необходимо и работа над такими физическими качествами, как сила, быстрота, выносливость. Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые бы содействовали возможности большему повышению мощности толчка, специального двигательного навыка. Основными методами воспитания прыгучести являются следующие: - метод повторного выполнения упражнения. Он характеризуется выполнением упражнения определенное количество раз через соответствующие интервалы отдыха между подходами или сериями, в течении которых происходит достаточное восстановление работоспособности. Этот метод для развития скоростно-силовых качеств позволяет избирательно воздействовать на определенные группы мышц. В этом методе продолжительность интервалов отдыха определяется двумя физиологическими процессами. В первую очередь это изменение возбудимости центральной нервной системы, во-вторых – восстановление вегетативной системы (давления, пульс), связанной с восстановлением дыхания, затратой кислородного долга. Интервалы отдыха должны быть с одной стороны достаточно короткими, чтобы возбудимость центральной нервной системы не успевала существенно снизиться, с другой стороны достаточно длинными, чтобы более или менее восстановиться. При применении повторного метода тренирующее воздействие на организм обеспечивается в период утомления после каждого повторения. Этот метод позволяет точно дозировать нагрузку, укреплять опорно-мышечный аппарат, воздействовать на сердечно-сосудистую систему и дыхательную. При этом методе уровень развития прыгучести возрастает и, примерно, повышение происходит на 19-30%. [11] - интервальный метод. Он внешне сходен с повторным методом, но если при повторном методе характер воздействия нагрузки определяется исключительно самим упражнением, то при интервальном методе большим тренировочным воздействием обладает и интервалы отдыха. - игровой метод. Этот метод обладает довольно значительным недостатком – ограниченно дозировка нагрузки. Проявляется это в том, что спортсмен больше применяет скоростно-силовые качества, чем их воспитывает. Конечно, есть определенная нагрузка и спортсмен ее получает, но лишь в том случае, например, что касается баскетбола, когда он активно борется за мяч под щитом, выполняет броски по кольцу в прыжке, отталкиваясь двумя ногами, либо одной. Все это говорит нам о том, что в данном методе воспитание прыгучести зависит от самого спортсмена, насколько он активно принимает участие с тренировочном процессе. - метод круговой тренировки. В последнее время и этот метод нашел свое применение. Его можно использовать по методу повторных упражнений. Этот метод обеспечивает комплексное воздействие на различные группы мышц. Упражнения подбирают таким образом, чтобы каждая последующая серия включала в себя новую мышечную группу, позволяя значительно повысить объем нагрузки при строгом чередовании работы и отдыха. Подобный режим обеспечивает значительный прирост функциональных возможностей систем дыхания, кровообращения, энергообмена, но в отличии от повторного метода возможность локального направленного воздействия на определенные мышечные группы здесь ограниченно [11]. Для развития прыгучести наиболее эффективными средствами физического воспитания являются динамические упражнения (выпрыгивание из приседа, прыжки через предметы), выполняемые как с отягощением, так и без него. При этом нельзя забывать, что прыгучесть улучшается лишь тогда, когда на занятии одновременно совершенствуется сила и быстрота [13]. Для этого необходимо развивать силу мышц разгибателей бедра, голени, стопы, которые принимают непосредственное участие в выполнении прыжка. Силовые упражнения должны предшествовать скоростно-силовым. Прыжковые упражнения очень хорошо развивают скоростной бег. Также для развития скоростно-силовых качеств используют упражнения с преодолением веса собственного тела, с внешним отягощением. При целенаправленном развитии скоростно-силовых качеств, все упражнения, в независимости от величины и характера отягощения, нужно выполнять в максимальном темпе [11]. Как было отмечено ранее, сила и высота прыжка во многом зависит от силы и мощности икроножной мышцы, голеностопного и коленного суставов. Развивая прыгучесть, прежде всего, необходимо укрепить голеностопный сустав, сделать его сильным, эластичным, способным противостоять травмам. На сегодняшний день существует много программ для воспитания скоростно-силовых качеств, таких как прыгучесть, при занятиях баскетболом детей среднего школьного возраста. В каждой из этих программ есть как положительные стороны, так и отрицательные. Так, например, Дворкин Л. С. предлагает использовать упражнения с отягощением, применяя для этого гири, штанги, гантели. На мой взгляд, это отрицательный компонент программы, поскольку в этом возрасте у детей еще полностью не сформировалась костная система, и большая нагрузка при таких упражнениях идет на позвоночник, что может привести к неблагоприятным последствиям. У Жбанкова [9] есть упражнение прыжок с ноги на ногу с вытянутой вперед ногой, согнутой в колене. После полета при приземлении на опорную ногу практически вся нагрузка идет на коленный сустав, а связочный аппарат детей среднего школьного возраста еще довольно слаб, что может приводить к микротравмам, а в последствии привести к серьезной травме. Одним из эффективных упражнений можно считать запрыгивание на опору, что способствует развитию прыгучести, являясь соревновательным по своей сути, применяемым в игре. Пьязин А. И. [8] предлагает использовать для развития скоростно-силовых качеств, многократные прыжки в длину с места, которые позволяют развивать при этом прыжковую выносливость и мгновенную скорость отталкивания от пола, что немаловажно при занятиях баскетболом. 1.5 Скоростно-силовые упражнения в структуре отдельного занятия Центральная методическая проблема воспитания скоростно-силовых качеств – это проблема оптимального сочетания в упражнениях скоростных и силовых характеристик движений. Трудности ее вытекают из того, что скорость движений и степень преодолеваемого отягощения связаны обратно пропорционально. Обусловленные этим противоречия между характеристиками движений устраняются на основе сбалансирования их таким образом, чтобы достигалось, возможно, большая мощность внешне проявляемой силы с приоритетом быстроты действия. Кратковременность скоростно-силовых упражнений и ограниченная величина применяемых в них отягощений позволяет выполнять их в каждом занятии серийно и по несколько серий. Вместе с тем предельная концентрация воли, полная мобилизация скоростно-силовых возможностей, необходимость каждый раз при повторениях не допускать ухудшения скоростных характеристик движений существенно лимитируют объем нагрузки. Отсюда вытекает эмпирическое правило использования скоростно-силовых упражнений: «лучше заниматься чаще (в смысле частоты занятий в недельных циклах), но понемногу» (в смысле ограничения объема нагрузки в рамках отдельного занятия). На практике, на большинстве этапов физического воспитания, когда число урочных занятий составляет 2-4 в неделю, различного рода скоростно-силовые упражнения целесообразно включать, как правило в каждое занятие (хотя бы по несколько повторений), нормируя связанный с ними объем нагрузки в зависимости от конкретных особенностей упражнений и уровня подготовленности занимающихся. Необходимая предпосылка плодотворного использования основных скоростно-силовых упражнений предельной интенсивности – освоение техники аналогичных скоростных упражнений в облегченных условиях (на контролируемых скоростях, без внешних отягощений либо с небольшими добавочными отягощениями) и подготовка опорно-двигательного аппарата к интенсивным нагрузкам. На первых этапах физического воспитания такая подготовка обеспечивается преимущественно с помощью локальных и региональных силовых упражнений без предельных напряжений, а затем и силовых упражнений общего воздействия. В рамках каждого отдельного занятия непременным условием качественного и нетравмоопасного выполнения скоростно-силовых действий служат вспомогательные гимнастические и специально-подготовленные упражнения, выполняемые с постепенным увеличением темпа и скорости движений. Место силовых и скоростно-силовых упражнений в структуре недельных или близких к ним по продолжительности микроциклов во многом зависит от общего режима занятий на том или ином этапе физического воспитания. При этом ограниченном числе занятий большинство из них либо все приходится строить как многопредметные комплексные занятия, включающие наряду с другими упражнения и силовые и скоростно-силовые. В структуре отдельного комплексного занятия, включающего как скоростно-силовые, так и силовые упражнения, первые проводятся, как правило, в начале основной части занятия (после соответствующей разминки), а силовые, если они применяются в значительном объеме, - во второй половине этой части (не считая отдельных стимулирующих упражнений силового характера, выполняемых непосредственно перед скоростно-силовыми для получения тонизирующего эффекта). В деталях место и порядок чередования любых упражнений в структуре отдельного занятия, места занятия в микроцикле, общей логики построения целостного процесса физического воспитания, а частично и от ряда других обстоятельств. Это значит, что указанные сочетания далеко не всегда постоянны и вполне оправданны лишь при оговоренных условиях [15]. 2. Педагогическое исследование развития показателей скоростно-силовых качеств при занятиях баскетболом детей среднего школьного возраста 2. 1 Описание процедуры и метода исследования Цель педагогического исследования: исследовать изменения основных показателей скоростно-силовых качеств на занятиях по баскетболу на примере учащихся 7-х классов. Задачи исследовательской части данной методической работы: 1. подобрать методику для изучения изменений основных показателей скоростно-силовых качеств на занятиях по баскетболу учащихся 7-х классов; 2. провести педагогическое исследование изменения основных показателей скоростно-силовых качеств на занятиях по баскетболу учащихся 7-х классов; 3. провести анализ полученных данных в результате исследования; 4. сделать выводы и дать рекомендации по результатам исследования. База исследования: ГБОУ СОШ № 147, города Санкт-Петербурга, 7 «А» - экспериментальный класс , 7 «Б» - контрольный класс. Объект исследования: 7 «А» - экспериментальный класс – 12 учащихся, 7 «Б» - контрольный класс – 12 учащихся (исследование проводилось на добровольной основе). Предмет исследования: изменения основных показателей развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста на занятиях по баскетболу на примере 7-х классов. Гипотеза: исходит из теоретических установок, согласно которым использование более широкого и разнообразного спектра физических упражнений является более эффективным способом развития основных показателей скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста на занятиях по баскетболу. Метод исследования: педагогический эксперимент, тестирование. Педагогическое исследование проводилось в ГБОУ СОШ № 147, г. Санкт-Петербурга, где 7 «А» класс являлся экспериментальным, а 7 «Б» класс являлся контрольным. В педагогическом исследовании принимали участие на добровольной основе по 12 учащихся из каждого класса. Исследование в экспериментальном классе и контрольном классе с применением различных упражнений по развитию скоростно-силовых качеств проводилось с 24 сентября по 2 ноября 2013 года. Физическое воспитание различных качеств проходят на уроках физической культуры, которые проводятся 3 раза в неделю. При этом используется программа В. И. Ляха. Всего на занятия по физической культуре для детей 7-х классов выделено 102 учебных часов, из которых 27 часов занимает занятия по легкой атлетике, 18 часов по лыжному спорту, 18 по гимнастике,6 часов элементам единоборств, 31 часов выделено на спортивные игры (баскетбол, волейбол). Сущность эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, как влияет более широкий и разнообразный спектр физических упражнений на развитие основных показателей скоростно-силовых качеств при занятиях по баскетболу, провести тестирование и сравнить полученные результаты. При сравнивании полученных результатов в двух различный группах (экспериментальном классе и контрольном), использовались общепринятые расчеты: подсчет среднего арифметического значения М в каждом из тестов в каждой группе; среднего квадратического отклонения б; средней ошибки среднего арифметического значения m; вычисление величины t-критерия Стьюдента, а также критерий достоверности t-достоверности. Для проведения эксперимента были выбраны некоторые упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств для экспериментального класса. 1. Прыжки с разбега до мячика, подвешенного на баскетбольном щите, толчком одной или двумя ногами. 4-5 серий по 5-8 раз. 2. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух или одной ногами. 4 скамейки по 2-3 серии. 3. Прыжки на скакалке на двух, правой, левой ноге. 200-100-100 прыжков соответственно. 4. Запрыгивание на скамейку толчком двумя и одной ногой.20-25 раз и 15-20 раз соответственно. 5. Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 раза по 20 м. 6. Бег с максимальным ускорением по прямой, от стены к стене. 3-4 серии. 7. Выпрыгивание из положения полуприседа, глубокого приседа с доставанием предмета толчком двух ног. 3-4 серии по 15-20 раз. 8. Выполнение бега на матах на месте с высоким подниманием бедра и выхода с мата по свистку. 25-30 секунд 3-4 раза. 9. Выполнение прыжка на матах толчком двух ног, коснуться коленями груди. 4-5 серий по 20-25 раз. 10. Выполнение челночного бега с переносом предметов. 3-4 раза. 11. полуприседания с партнером на плечах. 3-4 серии по 15-20 раз. 12. Подъем на носки с партнером на плечах. 3-4 серии по 15-20 раз. На каждом занятии по баскетболу в экспериментальном 7 «А» классе, помимо выполнения основных скоростно-силовых упражнений, учитель добавлял или видоизменял из нашего комплекса по 3-4 упражнения. Помимо этого, было проведено одно занятие соревновательного характера, в котором были использованы часть упражнений из нашего списка. Упражнения, способствующие развитию скоростно-силовых качеств, применяемые в контрольном классе, были следующие: 1. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3 скамейки по 2-3 раза. 2. Беговые упражнения и прыжковые по прямой. 3-4 прямых по 10-15 метров. 3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по 10-15 раз. 4. Подскоки вверх, двигаясь по кругу, поддерживая высоту прыжка примерно близкую к максимальной. 3 серии. 5. Прыжки со скакалкой на месте на двух, правой и левой ногах. 100-50-50 прыжков соответственно. 6. Скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10-15 раз. На каждом из занятий использовались по 3-4 упражнения из данного перечня упражнений, и 1-2 упражнения для воспитания других физических качеств. В исследовании использовалось и метод наблюдения, основная задача которого заключалась в том, чтобы определять переносимость выполнения физических упражнений по внешним признакам учащихся, а также следить за правильностью выполнения упражнения, общим настроением в классе при выполнении новых упражнений. До начала проведения эксперимента и после его окончания были проведены тесты для определения изменений основных показателей скоростно-силовых качеств в экспериментальном и контрольном классе. После этого результаты были обработаны и занесены в соответствующие таблицы. Тестирование проводилось по трем упражнениям – это прыжок в длину с места, бег на 20 метров и прыжок в высоту с места толчком двух ног. Прыжок в длину с места. Ученик, при выполнении этого теста, встает на контрольную линию, справа от которой лежит измерительная лента, не заступая за нее носками ног. Далее, толчком двух ног с взмахом рук выполняет прыжок в длину, стараясь как можно дальше приземлиться. Результат измеряется в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по точке приземления пяток. Каждым испытуемым выполнялось по три попытки, из которых зачитывался лучший результат. Бег на 20 метров. При выполнении этого теста отмечалось две контрольные линии на расстоянии 20 метров друг от друга. Ученик вставал на линию, принимал положение высокого старта. По свистку он бежит и финиширует на другом конце отрезка. Для измерения результата использовался секундомер, с точностью до 0,01 секунды. Испытуемый выполнял по две попытки, из которых засчитывался лучший результат. Прыжок в высоту с места толчком двух ног. Для выполнения этого теста использовалась измерительная лента и лента черного цвета, которые прикреплялись к стене с помощью скотча. Высота прыжка определялась следующим образом: в начале ученик вставал боком к стене и поднимал одноименную руку вверх, тем самым отмечалось его индивидуальное нулевое деление, которого он коснулся средним пальцем. Затем из исходного положения стоя на всей ступне, из полуприседа с взмахом рук, учащийся выпрыгивал вверх и дотрагивался до черной ленты, смазанной мелом, тем самым отмечал деление, которого он коснулся. Отталкивание и приземление не выходило за пределы квадрата 50x50 см. Результат учитывался в сантиметрах, с точностью до одного сантиметра, по разности конечного результата (при выполнении прыжка) и исходного значения (при исходном положении до прыжка). Общее количество предоставляемых попыток было 3, по выполнении которых засчитывался лучший результат. 2. 1 Анализ результатов исследования Перед началом эксперимента были проведены тесты в контрольном 7 «Б» классе и экспериментальном 7 «А» классе. Для тестирования использовались прыжок в длину с места, бег на 20 метров, прыжок в высоту с места с толчком двух ног. После этого, полученные данные обработали и занесли в таблицу 1. Таблица 1. Класс Название теста Экспериментальный 7 «А» класс Контрольный 7 «Б» класс Прыжок с места в длину с места (см) М=187 +_1,98 М=182+_2,95 Бег на 20 метров (сек.) М=3,58+_0,07 М=3,54+_0,02 Прыжок в высоту с места толчком двух ног (см.) М=37+_1,17 М=36+_1,19 Сопоставление результатов тестирования в экспериментальном 7 «А» классе и в контрольном 7 «Б» классе по упражнения, представленным в Таблице 1 показывает, что развитие основных скоростно-силовых качеств в обоих классах находится примерно на одинаковом уровне. Это касается бега на 20 метров и прыжка в высоту с места толчком двух ног. Немного между собой отличаются показатели прыжка в длину с места, но это отличие в результатах незначительно. Полученные данные результаты тестирования до проведения эксперимента говорит нам о том, что развитие скоростно-силовых качеств в обоих классах уже в какой-то мере осуществлялось на предыдущих уроках по физической культуре, и поскольку программа проведения занятий одинакова для обоих классов, то средние значения не очень отличаются друг от друга. В тоже время, индивидуальные показатели здесь не учитывались, хотя можно сказать, что есть как хорошо подготовленные, так и слабо подготовленные ученики в обоих классах. После проведения эксперимента, а именно, включение в учебное занятия более широкого и разнообразного спектра упражнений по развитию скоростно-силовых качеств, было проведено тестирование учеников 7-х классов по тем же самым упражнениям. Далее, полученные результаты были обработаны и занесены в Таблицу 2. Полученные данные показывают, что в экспериментальном 7 «А» классе уровень развития основных показателей скоростно-силовых качеств стал немного выше, чем соответствующие показатели в контрольном 7 «Б» классе, а по отношению к результатам тестирования до проведения исследования эти показатели в большей степени выросли по отношению к тем же показателям в контрольном классе. Все это говорит нам о том, что использование более широкого и разнообразного спектра упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, ведет к большему развитию этих показателей. Таблица 2. Класс Название теста Экспериментальный 7 «А» класс Контрольный 7 «Б» класс Прыжок в длину с места (см.) М=193+_1,78 М=184+_2,68 Бег на 20 метров (сек.) М=3,36+_0,08 М=3,39+_0,06 Прыжок в высоту с места толчком двух ног (см.) М=42+_1,01 М=39+_0,98 Проанализируем полученные данные после проведения эксперимента более подробно. Результаты тестирования показали, что в скоростно-силовых упражнения, таких как, прыжок в длину с места и прыжок в высоту с места толчком двух ног, показатели учащихся экспериментального класса стали выше, чем у детей контрольного класса. Хотя было установлено, что первоначально эти показатели были примерно одинаковы. Результаты в этих скоростно-силовых упражнениях выросли, но отличаются от результатов на небольшую величину. Это объясняется тем, что эксперимент проводился в небольшой промежуток времени, а именно в течении месяца, но и этого времени хватило, чтобы данные показатели выросли, что говорит об эффективности исследования. Показатели же бега на 20 метров в экспериментальном 7 «А» классе практически не отличаются от соответствующих показателей 7 «Б» класса, хотя по отношению к первоначальным данным развитие скоростно-силовых качеств в этом направлении произошло в обоих классах. Это говорит о том, что на занятиях в равной степени уделялось внимание на развитие скоростных качеств в обоих классах. При этом хотелось бы отметить, что программа, применяемая в контрольном классе, не является не эффективной, поскольку наблюдается прирост показателей по всем упражнениям тестирования. Предложенные нами упражнения более разнообразны и вызывают у учащихся больший интерес,повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Часть из этих упражнений сложны в техническом исполнении, и необходимо следить за правильностью их выполнения. Кроме того, в одинаковых или похожих упражнениях, применяемых в обоих классах, есть отличие в повышении физической нагрузки в экспериментальном классе. Это связанно и с увеличением количества подходов, повторений, соответственно и увеличением продолжительности отдыха между сериями. Некоторые упражнения выполнялись на матах, что позволяет использовать больше усилий для того, чтобы оттолкнуться от мягкой поверхности. В связи с этим коленный и голеностопный суставы испытывали больше физического напряжения, чем при отталкивании от жесткой поверхности. После этого, отталкиваясь от пола, учащийся уже не будет прилагать такие усилия, которые он прилагал на гимнастических матах, а следовательно это ведет к увеличению скоростно-силовых качеств – высоты и длины прыжка. Также хотелось бы отметить, что упражнения, применяемые в экспериментальном и контрольном классах, отличались по своей направленности. Так, например, в контрольном классе использовались упражнения на поддержание максимальной высоты, а в экспериментальном классе – упражнения, на доставания предмета, мячика, подвешенного к щиту. Поэтому, в первом случае сложно контролировать высоту прыжка, поскольку учащийся устает во время урока и прыжок снижается, а во втором случае это сделать проще, поскольку сам факт докоснуться до мячика, подвешенного к щиту, предполагает выполнение прыжка с максимальной высотой на протяжении всего времени выполнения данного упражнения. Также в применяемых упражнениях в экспериментальном классе, некоторые были направлены на развитие силы мышц бедра и икроножных мышц, что немаловажно при выполнении прыжковых упражнений и ведет к большему росту скоростно-силовых показателей учащихся. 2. 3 Выводы и практические рекомендации - применение более широкого и разнообразного спектра физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, является более эффективным; - после проведения эксперимента произошел рост основных показателей скоростно-силовых качеств в экспериментальном классе больший, чем в контрольном классе; - программа по воспитанию скоростно-силовых качеств в контрольном классе нельзя считать не актуальной, так как прирост показателей все же растет; - проведенные исследования говоря о необходимости внедрять в процесс воспитания скоростно-силовых качеств упражнений различной направленности и характера. В целом можно говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в процессе педагогического эксперимента, а следовательно, можно утверждать, что применение более широкого и разнообразного спектра упражнений является более эффективным способом развития основных показателей скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста. Исходя из полученных результатов исследования, попробуем сформулировать некоторые практические рекомендации для повышения уровня развития скоростно-силовых качеств. - наиболее благоприятным периодом развития скоростно-силовых качеств является возраст с 9 до 18 лет, где наибольшие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет; - воспитывая скоростно-силовые качества учащихся, необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с их ростом и развитием организма, следовательно, при использовании упражнений с отягощением надо помнить, что костно-мышечный аппарат еще сформировался неокончательно, а поэтому нагрузку необходимо регулировать; - при проведении занятий по физической культуре на повышении показателей скоростно-силовых качеств необходимо применять комплексный подход в воспитании физических качеств учащихся; - при выполнении упражнений скоростно-силового характера необходимо соблюдение постепенности роста нагрузок, учета индивидуальных особенностей организма; - при выполнении упражнений большую роль играют положительные эмоции учащихся, что позволяет повысить интерес к выполняемым упражнениям и способствует максимальному проявлению физических качеств детей. Заключение Данная методическая работа была посвящена изучению развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста при занятиях баскетболом. Данная проблема является весьма актуальной, поскольку спортивная игра баскетбол изменяется, становится более скоростной и силовой, поэтому и возрастают требования к будущим спортсменам. Это же и касается других видов спорта, следовательно, воспитание скоростно-силовых качеств важная задача физической культуры. Проведенное нами педагогическое исследование подтвердило выдвинутую нами гипотезу, что при использовании более широкого и разнообразного спектра физических упражнений является наиболее эффективным способом развития скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста. В подведении итогов всего выше сказанного, необходимо заметить, что развитие скоростно-силовых качеств детей среднего школьного возраста очень кропотливый труд педагога по физической культуре, поскольку знания о развитие ребенка в данном возрасте и индивидуальных особенностях учащихся, является основополагающим условием при выборе упражнений. Литература 1. Алябьева Н. В. Теория и методика физического воспитания и спорта. – Мурманск, 2004. 2. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. – М., 1978. 3. Башкин С. Г. Уроки по баскетболу. – М., 1996. 4. Богаевская О. Н. Дипломные работы. – Мурманск, 2004. 5. Гомельский А. Я. Баскетбол: секреты мастерства: 1000 баскетбольных упражнений. – М., 1997. 6. Грасис А. М. Специальные упражнения баскетболистов. – М., 1967. 7. Джон Р. Вуден. Современный баскетбол. – М., 1987. 8. Журнал Физкультура и спорт. А. И. Пьязин // Группы упражнений для развития скоростно-силовых качеств, № 4, 1995. 9. Журнал Физкультура и спорт. О. В. Жбанков // Развитие прыгучести у юных баскетболистов, № 3, 1995. 10. Зациорский Т. А. Физические качества спортсмена. – М., 1970. 11. Зельдович Т. А. Подготовка юных баскетболистов. – М., 1964. 12. Комплексная программа для 1-11 классов общеобразовательных школ с направленным развитием двигательных качеств. – М., 1993. 13.Кудряшов В. А. Физическая подготовка юных баскетболистов. – Минск, 1980. 14. Линденберг Ф. Баскетбол: игра и обучение. – М., 1971. 15. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. – М., 1991. 16. Минаев Б. Н., Шиян Б. М. Основы методики физического воспитания школьников. – М., 1989. 17. Портнов Ю. М. Баскетбол. – М., 1988. 18. Современная система спортивной подготовки / под общ. ред. В. Л. Сыча, Ф. Л. Суслова, Б. Н. Шустина. – М., 1995. 19. Спортивные игры / под общ. ред. В. А. Кудряшова. – Минск, 1968. 20. Фомин Н. А., Филин В. П. Возрастные основы физического воспитания. – М., 1972.