Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Методическая разработка

Урок физической культуры

«Совершенствование техники ведения мяча с использованием элементов музыкально – ритмического воспитания»

 

Вяткина Елена Леонидовна

 

ГБОУ лицей № 384 Кировского р-на Санкт-Петербурга

 

Учитель физической культуры

 

Столь необычная тема урока - баскетбол под музыку - появилась не случайно. Дело в том, что лицей, где я работаю, осуществляет программу музыкального воспитания детей, начиная с 1 класса. Ребята играют на различных музыкальных инструментах, поют, занимаются бальными танцами и сольфеджио. На уроках физической культуры тема музыкально-ритмического воспитания является естественным продолжением общей программы обучения лицеистов. Кроме того, имеется ещё одна особенность наших детей- это музыкальные пальцы, которые нельзя травмировать. Поэтому на уроках физической культуры, начиная с 1 класса, при обучении технике бросков и ловли мяча большое внимание я уделяю технике постановки рук, пальцев, укреплению мышц кисти. Также важное значение для будущих музыкантов имеет свободное владение как правой, так и левой рукой, поэтому тема «Ведение баскетбольного мяча различными способами» помогает ребятам развить координационные качества, укрепить кисти рук. Не все дети, а особенно девочки, любят играть в баскетбол. На это есть различные причины- боятся получить травму, не умеют выполнять технические приёмы, не знают правила, не попадают в кольцо, не любят проигрывать… Мои уроки баскетбола под музыку адресованы именно им, и моя главная цель при этом – научить их не бояться мяча, свободно с ним перемещаться и получать при этом удовольствие!

Тема «упражнения с мячом» может входить в программу с 1 класса в разделах «гимнастика», «подвижные игры», а в более старших классах- в разделе «волейбол» и «баскетбол». По моим наблюдениям, подобные уроки наиболее успешно проходят в 5-6 классах и у девушек 10-11классов.

Данная методическая разработка предлагается для учащихся 6 класса.

Задачи:

1.     Научить выполнению танцевальных шагов под музыку

2.     Совершенствовать технику ведения мяча из различных положений

3.     Научить сочетанию ведения мяча с применением танцевальных шагов под музыку

4.     Способствовать развитию:

а) быстроты

б) скоростно- силовых качеств

в) музыкально-ритмических способностей

г) координации

5.     Способствовать формированию правильной осанки:

а) гибкости и подвижности позвоночника

б) силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса

6.     Способствовать воспитанию познавательной активности, трудолюбия, чувства коллективизма, культуры

общения.

Инвентарь: баскетбольные мячи, музыкальный центр

 

Часть урока и время мин.

 

Частные задачи к

конкретным

видам упражнений

Содержание учебного материала

 

Дозировка

 

Организационно – методические указания

 

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вводная часть

7 – 8 мин.

 

Сконцентрировать внимание ребят на целях и задачах урока , повторить правила  техники безопасности

Построение в одну шеренгу, приветствие, сообщение задач урока.

Перестроение в колонну по одному

30 сек.

 

Обратить внимание на внешний вид, соответствие его правилам ТБ

Способствовать формированию правильной осанки.

Укрепить мышцы стопы.

 

 

Ходьба под музыку.

1.Ходьба  руки на пояс – сведение и разведение лопаток на каждый шаг.

2. Ходьба на носках, руки вверх, кисти в замок ладонями вверх.

3. Ходьба перекатом с пятки на носок, выполняя вращение согнутыми в локтях руками, кисти у плеч.

30сек.

Подбородок приподнят, мышцы спины напряжены.

 

 

Вращение выполнять по большой амплитуде.

 

 

Активизировать работу дыхательной и

 СС систем.

Беговые упражнения.

1.Бег в среднем темпе выполняется под музыку ,

 далее  без музыкального сопровождения.

2 круга

 

Соблюдать дистанцию 2м.                             

 

Дыхание равномерное, вдох – через нос, выдох ртом.

 

Совершенствовать технику перемещения в стойке баскетболиста.

2. Бег приставными шагами в защитной стойке баскетболиста правым боком, левым боком и чередуя  то же самое по два раза

2 круга

 

Приставные шаги выполнять без подскоков. Руки вперёд, согнуты в локтях, плечи вперёд

 

Способствовать развитию прыгучести и быстроты.

 

3. Бег прыжками с ноги на ногу, вынося колено маховой ноги вперёд.

1 круг

 

Выпрямлять толчковую ногу.

Обратить внимание на амортизирующую работу стопы при приземлении.

 

4. Прыжки на левой и правой ноге.

 

1 круг

 

5.Бег с выпрыгиванием вверх под баскетбольными щитами и касанием рукой щита.

30сек

6.Бег с ускорением.

 

 

30сек

Выполняется вдоль боковых сторон зала . От лицевой линии до середины - лицом вперёд, далее – спиной вперёд. Вдоль лицевых линий – шагом.

 

Восстановить дыхание

Развивать вестибулярный  аппарат. Закрепить навыки выполнения поворотов.

Переход на ходьбу, перестроение в колонну по два.

Остановка, поворот налево в две шеренги.

 С закрытыми глазами выполнять по команде повороты  направо,  налево, кругом, шаги вперёд- назад, вправо и влево.

Открыть глаза

2мин.

Дистанция и интервал  - 2м.

 

После выполнения поворотов отметить тех, кто выполнил задание без ошибок.

 

Подготовить мышечно – связочный аппарат и позвоночник   к выполнению основной части урока

 

Разминка под музыку.

Упражнения для кистей рук:

И.П. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны

1.Вращение вперёд – назад

8раз

 

 

 

Подбородок вперёд, спина прямая Синхронно с работой рук  выполняется  demi– plie

 

 

2.Поднимание и опускание прямых кистей

 

8раз

 

3.Сжимание – разжиманиепальцев

8раз

 

Упражнения для локтевых и плечевых суставов:

И.П. –то же

1.Вращение предплечий внутрь и наружу

8раз

 

Следить за осанкой, упражнения выполнять в такт музыке. Ноги в широкой стойке, поочередно сгибаются в коленях.

 

 

При наклонах вперёд колени не сгибать.

 

2.Вращение предплечий вправо и влево

 

8раз

 

3.Супинация – пронация

8раз

 

4.То же, с наклоном туловища вперёд и возвратом в И.П.

4раза

 

Содействовать развитию гибкости позвоночника

 

 

Упражнения для туловища

1) И.П. – стойка ноги  на ширине плеч руки в стороны

1- наклон вправо

2 – И.П.

3 – поворот вправо

4 – И.П.

5 – 8 то же, в левую сторону

4раза

Наклоны и повороты выполнять с прямыми руками, пальцы выпрямить.

 

 

 

2). И.П.- наклон вперёд, руки в стороны, ноги на ширине плеч

1 – касание правой рукой левой стопы

2 – касание левой рукой правой ноги

4раза

 

 

 

3)И.П. – стойка ноги шире плеч

1 – два наклона вниз

2 – поворот вправо, два пружинистых выпада

3 – поворот в и.п. два наклона вниз

4 – поворот влево, два пружинистых выпада

4раза

При наклонах касаться ладонями пола, колени не сгибать. Выпад выполнять с прямой спиной, подбородок вперёд.

 

Способствовать укрепле-

нию лучезапястных суставов и пальцев рук

Упор присев с опорой на пальцы – упор лежа. Сгибание – разгибание рук в упоре лежа

10 раз

 

Девочки выполняют сгибание рук в упоре на коленях, мальчики – в упоре лежа. Обратить внимание на правильное положение шеи, спины и ног.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

 

Основная часть 30-35 мин.

 

Научить танцевальным шагам, выполнению их в такт музыке.

 

Обучение танцевальным шагам

V– stepcправой и левой ноги вперёд и назад , руки на поясе.

2мин.

Показ и разучивание в медленном темпе под счёт, затем в темпе музыки.

Stepвперёд – назад  поочерёдно правой и левой ногой

 

8раз

Ноги ставятся на всю стопу, колени пружинят. Опора переносится на ногу, делающую шаг

Шаги короткие, без подскоков.

Руки после освоения шагов выполняют движения, имитирующие работу с мячом

Поворот на 180 град. шагом  вокруг сзади стоящей ноги

 

8раз

Shosseвправо – Stepназад,  то же, влево.

 

4раза

Содействовать усвоению знаний о способах  ведения мяча.

Упражнения с мячом

V– step  cпередачей мяча из руки в руку

 

8 раз

 

Расстояние между кистями 50 -60 см, ладони накладываются на мяч сбоку.

 

Совершенствовать технику  поворота на 180 град. вокруг сзади стоящей ноги

 

2)1-шаг правой вперёд,  руки с мячом вытянуть вперёд,

2- шаг правой назад, мяч к себе

3-4 повторить счёт 1-2

5- поворот на 180 град. вокруг правой ноги, руки с мячом  вытянуть

6-поворот на 180 град. вперёд

7-8 повторить счёт 5-6.

9-16 повторить  счет 1-8 с левой ноги

30сек.

Обратить внимание на работу рук в локтевых суставах

 

 

Научить сочетанию ведения мяча  с движениями под музыку

3)Ведение мяча на месте поочерёдно правой и левой рукой, выполняя по 4 удара  в такт музыке с шагом вперёд – назад

8 раз

 

На мяч не смотреть. Обратить внимание на волнообразное движение руки в лучезапястном суставе, без отрыва от мяча. При переводе на другую руку кисть накладывается сверху-справа, мяч резко посылается вниз-влево и наоборот.

 

Совершенствовать знания учащихся по технике ведения мяча с выполнением движений под музыку

 

Совершенствовать знания учащихся по технике ведения мяча с выполнением движений под музыку

 

Способствовать развитию музыкально- ритмических и координационных способностей  уч-ся.

 

 

4)Обводка мяча вокруг туловища вправо и влево

Сочетание п. 3 и 4

8 раз

 

Ведение мяча, выполняя приставные шаги вправо и влево

8 раз

 

Поворот на 360 град. с ведением мяча на месте поочерёдно правой и левой рукой

4 раза

 

      Сочетание п. 5 и 6.

30сек.

     7) Передача мяча под ногами «восьмёркой»

 

8 раз

 

Ноги в широкой стойке, одна нога слегка согнута

Корпус наклонен вперёд, колени пружинят в такт музыке

 

     8)Передача мяча из руки в руку под выставленной вперёд  в выпаде правой (левой) ногой

8 раз

 

 

     9)То же, только с шагом вперёд - назад на каждый счёт

8 раз

 

 

     10) Ведение мяча с переводом с руки на руку по восьмёрке вокруг обеих ног

4 раза

 

Обратить внимание на стойку игрока, не наклоняться сильно вперёд, ноги могут стоять параллельно или одна впереди.

Повторить п. 1-10 в такт музыке.

1мин.

Совершенствовать технику ведения мяча с низким отскоком.

Развивать силу мышц рук,

плечевого пояса.

 

 

 

 

 

 

Способствовать развитию мышц спины,

формированию правильной осанки

 

Ведение мяча из различных положений

 

1) Ведение мяча правой рукой стоя на правом колене

 

 

 

 

 

30сек.

 

 

 

 

 

В упоре лёжа не заваливаться на опорную руку, спину держать прямо.

 

 

2) Не прекращая ведения, перейти в упор лежа с опорой на левую руку

3)Продолжая ведение левой рукой, перейти в упор лёжа  на правой руке

4) Подняться в стойку на левом колене, ведение выполнять левой рукой

5) Продолжая ведение, лечь на грудь, правая  рука в сторону

 

 

 

30сек

Обратить внимание на волнообразное движение кисти в лучезапястном суставе, без отрыва от мяча.

Подбородок приподнят, мышцы спины напряжены, локти не касаются пола, грудь также приподнята на максимально возможное расстояние от пола

6) Ведение выполнять с продвижением мяча вперёд – в сторону

7) Не прекращая  ведения, перевести мяч в правую руку, левая в сторону

8) Попеременное ведение правой – левой рукой

 

Повторить п.5 – 8    2 раза

Не прекращая ведения мяча, встать, опуститься в сед ноги вперёд.

1мин.

Укрепить мышцы верхнего отдела брюшного пресса

 

 

9) Ведение мяча на месте сидя на полу, свободная рука за головой, затем лечь на спину и обратно в и.п.

10) Повторить то же самое, выполняя ведение другой рукой

 

 

 

1мин.

Вдох выполнять при опускании туловища, выдох – при подъёме.

 

 

 

 

 

 

 

Укрепить мышцы нижнего отдела брюшного пресса и внутренней поверхности бедра

Способствовать развитию силы мышц брюшного пресса, координации движений и музыкально – ритмических способностей

 

11)Провести мяч под поднятой правой, затем левой ногой и обратно.

12) Повторить п. 9 – 11 в такт музыке

Ноги не касаются пола. Выполнять в такт музыке.

 

13)И.П –лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вверх, мяч зажат между кистями

1 – сесть, мячом коснуться пола между ног

2 – вернуться в И.П.

30сек

Вдох выполнять при опускании туловища, выдох – при подъёме

 

14)И.П. – сед с прямыми ногами, мяч зажат между стопами, руки в упоре сзади.

1 – согнуть ноги, притянуть колени к груди

2 -  выпрямить ноги

30сек

 

15) И.П. – как в п.14

1 – наклон вперёд, взять мяч в руки

2 – лечь на спину, коснуться мячом пола за головой

3 – поднять прямые ноги, захватить стопами мяч

4 – вернуться в И.П.

30сек

Не сгибать колени и руки в локтевых суставах

 

 

 

 

 

 

Развивать координацию движений

Выполнять ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке с закрытыми глазами правой и левой рукой в такт музыке.

 

2 серии по  8 раз

Встать в две шеренги лицом друг к другу

Обратить внимание на правильное держание спины, не наклоняться к мячу, пальцы ведущей мяч руки разведены и слегка согнуты, ведение осуществляется кончиками пальцев.

Выполнять одновременное ведение двух мячей: 4 удара на месте, 4шага вперед,  4 назад, передача мячей  от пола партнёру

30сек.

Выполнять в низкой стойке, стараться переводить взгляд  с мячей на партнера.

Ведение двух мячей в средней стойке от одной боковой линии до другой, передача мячей партнёру, бег спиной вперёд на свою линию.

 

30сек.

Для симметричного отскока мячей левая ( не основная) рука должна работать с большим  усилием.

.

 

Способствовать развитию умения чередовать работу правой и левой руки при изменении направления ведения мяча.

Ведение мяча с обводкой справа и слева пассивных защитников, передача мяча от пола партнёру

1мин.

Перемещение в колонну, в среднем темпе. Ребята из противоположной колонны – пассивные защитники. Ведение осуществлять дальней от защитника рукой, свободная рука – в защитном положении

Повысить эмоциональный фон занятия; в игровой ситуации закрепить навыки ведения мяча

Подвижная игра в парах « Пятнашки с ведением мяча». Выполняя ведение мяча, стараться выбить мяч партнёра и не дать выбить свой мяч.

 

2мин.

Выполняется на результат. 1 очко – успешная попытка в выбивании мяча, либо если соперник сам потерял мяч. В конце игры подсчитывается общее количество очков.

Развивать умение играть в команде, чувство коллективизма, закрепить навыки ведения, передач и ловли мяча.

 

Подвижная игра «Баскетбольные пятнашки». Класс делится на две команды. Каждая команда водит 2 мин.

 

4мин

Цель игры – выполняя ведение и передачи мяча членам своей команды, запятнать как можно больше соперников, касаясь их мячом. Игрок, допустивший ошибку (пробежку, двойное ведение, пронос мяча, грубость),  на 30 сек. выводится из игры.

 

III

Заключительная

Часть

3 – 4 мин

Проверить влияние нагрузки на организм

 

Построение в круг.

Измерение пульса  за 10 сек.

 

1мин.

Подвести итоги игры

Напомнить о влиянии степени тренированности оганизма на пульсовой режим

Расслабить и растянуть группы мышц, получившие нагрузку.

Восстановить дыхание

Упражнения на расслабление утомлённых мышечных групп

а) И.П. – руки вверх, ладони вперёд.

Расслабить кисти, предплечья,

 Расслабить кисти, предплечья, все руки, свободно «уронив» их маховым движением вперёд – вниз, расслабить спину, наклониться, достать руками до пола.

 

 

4 раза

Выполняется под музыку, медленно.

Дыхание глубокое, спокойное.

 

 

 

 

 

б)Сед ноги вперёд. Наклон вперед, кисти рук на носках, тянуть их на себя.

 

30сек.

Стараться не сгибать колени. Растягиваются мышцы спины,  задняя поверхность бедра и голени

Развивать координацию движений и гибкость

 

в) Сед в барьерном шаге . 4 наклона к прямой ноге, 4 – к согнутой; повторить то же на другую ногу.

 

30сек.

Прямой угол между бедрами. Растягиваются коленные и тазобедренные суставы, позвоночник, мышцы спины и бедра.

Подвести итог занятия, настроить на предстоящую деятельность

г) Сед на пятках с прямой спиной

 

 

 

Указать степень освоения изучаемого материала, ответить на возникшие вопросы.

 

 

Задание на дом:

1. Повторить правила игры в баскетбол

2.Выполнять сгибание – разгибание рук в упоре на кистях

3.Приседания на одной  ноге « пистолетик»

4.Одной рукой выстукивать ритм, другой писать цифры  и буквы.

5. Следить за осанкой

 

Дозировка упражнений – в соответствии с индивидуальными физическими возможностями

 

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»