Методическая разработка
Урок физической культуры
«Совершенствование техники ведения мяча с использованием элементов музыкально – ритмического воспитания»
Вяткина Елена Леонидовна
ГБОУ лицей № 384 Кировского р-на Санкт-Петербурга
Учитель физической культуры
Столь необычная тема урока - баскетбол под музыку - появилась не случайно. Дело в том, что лицей, где я работаю, осуществляет программу музыкального воспитания детей, начиная с 1 класса. Ребята играют на различных музыкальных инструментах, поют, занимаются бальными танцами и сольфеджио. На уроках физической культуры тема музыкально-ритмического воспитания является естественным продолжением общей программы обучения лицеистов. Кроме того, имеется ещё одна особенность наших детей- это музыкальные пальцы, которые нельзя травмировать. Поэтому на уроках физической культуры, начиная с 1 класса, при обучении технике бросков и ловли мяча большое внимание я уделяю технике постановки рук, пальцев, укреплению мышц кисти. Также важное значение для будущих музыкантов имеет свободное владение как правой, так и левой рукой, поэтому тема «Ведение баскетбольного мяча различными способами» помогает ребятам развить координационные качества, укрепить кисти рук. Не все дети, а особенно девочки, любят играть в баскетбол. На это есть различные причины- боятся получить травму, не умеют выполнять технические приёмы, не знают правила, не попадают в кольцо, не любят проигрывать… Мои уроки баскетбола под музыку адресованы именно им, и моя главная цель при этом – научить их не бояться мяча, свободно с ним перемещаться и получать при этом удовольствие!
Тема «упражнения с мячом» может входить в программу с 1 класса в разделах «гимнастика», «подвижные игры», а в более старших классах- в разделе «волейбол» и «баскетбол». По моим наблюдениям, подобные уроки наиболее успешно проходят в 5-6 классах и у девушек 10-11классов.
Данная методическая разработка предлагается для учащихся 6 класса.
Задачи:
1. Научить выполнению танцевальных шагов под музыку
2. Совершенствовать технику ведения мяча из различных положений
3. Научить сочетанию ведения мяча с применением танцевальных шагов под музыку
4. Способствовать развитию:
а) быстроты
б) скоростно- силовых качеств
в) музыкально-ритмических способностей
г) координации
5. Способствовать формированию правильной осанки:
а) гибкости и подвижности позвоночника
б) силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса
6. Способствовать воспитанию познавательной активности, трудолюбия, чувства коллективизма, культуры
общения.
Инвентарь: баскетбольные мячи, музыкальный центр
Часть урока и время мин.
|
Частные задачи к конкретным видам упражнений |
Содержание учебного материала
|
Дозировка
|
Организационно – методические указания
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Вводная часть 7 – 8 мин.
|
Сконцентрировать внимание ребят на целях и задачах урока , повторить правила техники безопасности |
Построение в одну шеренгу, приветствие, сообщение задач урока. Перестроение в колонну по одному |
30 сек.
|
Обратить внимание на внешний вид, соответствие его правилам ТБ |
Способствовать формированию правильной осанки. Укрепить мышцы стопы.
|
Ходьба под музыку. 1.Ходьба руки на пояс – сведение и разведение лопаток на каждый шаг. 2. Ходьба на носках, руки вверх, кисти в замок ладонями вверх. 3. Ходьба перекатом с пятки на носок, выполняя вращение согнутыми в локтях руками, кисти у плеч. |
30сек. |
Подбородок приподнят, мышцы спины напряжены.
Вращение выполнять по большой амплитуде.
|
|
Активизировать работу дыхательной и СС систем. |
Беговые упражнения. 1.Бег в среднем темпе выполняется под музыку , далее без музыкального сопровождения. |
2 круга
|
Соблюдать дистанцию 2м.
Дыхание равномерное, вдох – через нос, выдох ртом. |
|
|
Совершенствовать технику перемещения в стойке баскетболиста. |
2. Бег приставными шагами в защитной стойке баскетболиста правым боком, левым боком и чередуя то же самое по два раза |
2 круга
|
Приставные шаги выполнять без подскоков. Руки вперёд, согнуты в локтях, плечи вперёд
|
Способствовать развитию прыгучести и быстроты.
|
3. Бег прыжками с ноги на ногу, вынося колено маховой ноги вперёд. |
1 круг
|
Выпрямлять толчковую ногу. Обратить внимание на амортизирующую работу стопы при приземлении.
|
|
4. Прыжки на левой и правой ноге.
|
1 круг
|
|||
5.Бег с выпрыгиванием вверх под баскетбольными щитами и касанием рукой щита. |
30сек |
|||
6.Бег с ускорением.
|
30сек |
Выполняется вдоль боковых сторон зала . От лицевой линии до середины - лицом вперёд, далее – спиной вперёд. Вдоль лицевых линий – шагом. |
||
|
Восстановить дыхание Развивать вестибулярный аппарат. Закрепить навыки выполнения поворотов. |
Переход на ходьбу, перестроение в колонну по два. Остановка, поворот налево в две шеренги. С закрытыми глазами выполнять по команде повороты направо, налево, кругом, шаги вперёд- назад, вправо и влево. Открыть глаза |
2мин. |
Дистанция и интервал - 2м.
После выполнения поворотов отметить тех, кто выполнил задание без ошибок. |
|
Подготовить мышечно – связочный аппарат и позвоночник к выполнению основной части урока
|
Разминка под музыку. Упражнения для кистей рук: И.П. – стойка ноги на ширине плеч, руки в стороны 1.Вращение вперёд – назад |
8раз
|
Подбородок вперёд, спина прямая Синхронно с работой рук выполняется demi– plie
|
2.Поднимание и опускание прямых кистей
|
8раз
|
|||
3.Сжимание – разжиманиепальцев |
8раз
|
|||
Упражнения для локтевых и плечевых суставов: И.П. –то же 1.Вращение предплечий внутрь и наружу |
8раз
|
Следить за осанкой, упражнения выполнять в такт музыке. Ноги в широкой стойке, поочередно сгибаются в коленях.
При наклонах вперёд колени не сгибать.
|
||
2.Вращение предплечий вправо и влево
|
8раз
|
|||
3.Супинация – пронация |
8раз
|
|||
4.То же, с наклоном туловища вперёд и возвратом в И.П. |
4раза
|
|||
Содействовать развитию гибкости позвоночника
|
Упражнения для туловища 1) И.П. – стойка ноги на ширине плеч руки в стороны 1- наклон вправо 2 – И.П. 3 – поворот вправо 4 – И.П. 5 – 8 то же, в левую сторону |
4раза |
Наклоны и повороты выполнять с прямыми руками, пальцы выпрямить.
|
|
|
|
2). И.П.- наклон вперёд, руки в стороны, ноги на ширине плеч 1 – касание правой рукой левой стопы 2 – касание левой рукой правой ноги |
4раза |
|
3)И.П. – стойка ноги шире плеч 1 – два наклона вниз 2 – поворот вправо, два пружинистых выпада 3 – поворот в и.п. два наклона вниз 4 – поворот влево, два пружинистых выпада |
4раза |
При наклонах касаться ладонями пола, колени не сгибать. Выпад выполнять с прямой спиной, подбородок вперёд.
|
||
Способствовать укрепле- нию лучезапястных суставов и пальцев рук |
Упор присев с опорой на пальцы – упор лежа. Сгибание – разгибание рук в упоре лежа |
10 раз
|
Девочки выполняют сгибание рук в упоре на коленях, мальчики – в упоре лежа. Обратить внимание на правильное положение шеи, спины и ног. |
|
II
Основная часть 30-35 мин.
|
Научить танцевальным шагам, выполнению их в такт музыке.
|
Обучение танцевальным шагам V– stepcправой и левой ноги вперёд и назад , руки на поясе. |
2мин. |
Показ и разучивание в медленном темпе под счёт, затем в темпе музыки. |
Stepвперёд – назад поочерёдно правой и левой ногой
|
8раз |
Ноги ставятся на всю стопу, колени пружинят. Опора переносится на ногу, делающую шаг Шаги короткие, без подскоков. Руки после освоения шагов выполняют движения, имитирующие работу с мячом |
||
Поворот на 180 град. шагом вокруг сзади стоящей ноги
|
8раз |
|||
Shosseвправо – Stepназад, то же, влево.
|
4раза |
|||
Содействовать усвоению знаний о способах ведения мяча. |
Упражнения с мячом V– step cпередачей мяча из руки в руку
|
8 раз
|
Расстояние между кистями 50 -60 см, ладони накладываются на мяч сбоку.
|
|
Совершенствовать технику поворота на 180 град. вокруг сзади стоящей ноги
|
2)1-шаг правой вперёд, руки с мячом вытянуть вперёд, 2- шаг правой назад, мяч к себе 3-4 повторить счёт 1-2 5- поворот на 180 град. вокруг правой ноги, руки с мячом вытянуть 6-поворот на 180 град. вперёд 7-8 повторить счёт 5-6. 9-16 повторить счет 1-8 с левой ноги |
30сек. |
Обратить внимание на работу рук в локтевых суставах
|
|
Научить сочетанию ведения мяча с движениями под музыку |
3)Ведение мяча на месте поочерёдно правой и левой рукой, выполняя по 4 удара в такт музыке с шагом вперёд – назад |
8 раз
|
На мяч не смотреть. Обратить внимание на волнообразное движение руки в лучезапястном суставе, без отрыва от мяча. При переводе на другую руку кисть накладывается сверху-справа, мяч резко посылается вниз-влево и наоборот.
|
|
Совершенствовать знания учащихся по технике ведения мяча с выполнением движений под музыку
Совершенствовать знания учащихся по технике ведения мяча с выполнением движений под музыку
Способствовать развитию музыкально- ритмических и координационных способностей уч-ся.
|
4)Обводка мяча вокруг туловища вправо и влево Сочетание п. 3 и 4 |
8 раз
|
||
Ведение мяча, выполняя приставные шаги вправо и влево |
8 раз
|
|||
Поворот на 360 град. с ведением мяча на месте поочерёдно правой и левой рукой |
4 раза
|
|||
Сочетание п. 5 и 6. |
30сек. |
|||
7) Передача мяча под ногами «восьмёркой»
|
8 раз
|
Ноги в широкой стойке, одна нога слегка согнута Корпус наклонен вперёд, колени пружинят в такт музыке |
||
|
8)Передача мяча из руки в руку под выставленной вперёд в выпаде правой (левой) ногой |
8 раз
|
|
|
9)То же, только с шагом вперёд - назад на каждый счёт |
8 раз
|
|
||
10) Ведение мяча с переводом с руки на руку по восьмёрке вокруг обеих ног |
4 раза
|
Обратить внимание на стойку игрока, не наклоняться сильно вперёд, ноги могут стоять параллельно или одна впереди. |
||
Повторить п. 1-10 в такт музыке. |
1мин. |
|||
Совершенствовать технику ведения мяча с низким отскоком. Развивать силу мышц рук, плечевого пояса.
Способствовать развитию мышц спины, формированию правильной осанки
|
Ведение мяча из различных положений
1) Ведение мяча правой рукой стоя на правом колене |
30сек. |
В упоре лёжа не заваливаться на опорную руку, спину держать прямо.
|
|
2) Не прекращая ведения, перейти в упор лежа с опорой на левую руку |
||||
3)Продолжая ведение левой рукой, перейти в упор лёжа на правой руке |
||||
4) Подняться в стойку на левом колене, ведение выполнять левой рукой |
||||
5) Продолжая ведение, лечь на грудь, правая рука в сторону |
30сек |
Обратить внимание на волнообразное движение кисти в лучезапястном суставе, без отрыва от мяча. Подбородок приподнят, мышцы спины напряжены, локти не касаются пола, грудь также приподнята на максимально возможное расстояние от пола |
||
6) Ведение выполнять с продвижением мяча вперёд – в сторону |
||||
7) Не прекращая ведения, перевести мяч в правую руку, левая в сторону |
||||
8) Попеременное ведение правой – левой рукой
|
||||
Повторить п.5 – 8 2 раза Не прекращая ведения мяча, встать, опуститься в сед ноги вперёд. |
1мин. |
|||
Укрепить мышцы верхнего отдела брюшного пресса
|
9) Ведение мяча на месте сидя на полу, свободная рука за головой, затем лечь на спину и обратно в и.п. 10) Повторить то же самое, выполняя ведение другой рукой |
1мин. |
Вдох выполнять при опускании туловища, выдох – при подъёме.
|
|
Укрепить мышцы нижнего отдела брюшного пресса и внутренней поверхности бедра Способствовать развитию силы мышц брюшного пресса, координации движений и музыкально – ритмических способностей
|
11)Провести мяч под поднятой правой, затем левой ногой и обратно. 12) Повторить п. 9 – 11 в такт музыке |
Ноги не касаются пола. Выполнять в такт музыке.
|
||
13)И.П –лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки вверх, мяч зажат между кистями 1 – сесть, мячом коснуться пола между ног 2 – вернуться в И.П. |
30сек |
Вдох выполнять при опускании туловища, выдох – при подъёме |
||
|
14)И.П. – сед с прямыми ногами, мяч зажат между стопами, руки в упоре сзади. 1 – согнуть ноги, притянуть колени к груди 2 - выпрямить ноги |
30сек |
|
|
15) И.П. – как в п.14 1 – наклон вперёд, взять мяч в руки 2 – лечь на спину, коснуться мячом пола за головой 3 – поднять прямые ноги, захватить стопами мяч 4 – вернуться в И.П. |
30сек |
Не сгибать колени и руки в локтевых суставах
|
||
Развивать координацию движений |
Выполнять ведение мяча в низкой, средней и высокой стойке с закрытыми глазами правой и левой рукой в такт музыке.
|
2 серии по 8 раз |
Встать в две шеренги лицом друг к другу Обратить внимание на правильное держание спины, не наклоняться к мячу, пальцы ведущей мяч руки разведены и слегка согнуты, ведение осуществляется кончиками пальцев. |
|
Выполнять одновременное ведение двух мячей: 4 удара на месте, 4шага вперед, 4 назад, передача мячей от пола партнёру |
30сек. |
Выполнять в низкой стойке, стараться переводить взгляд с мячей на партнера. |
||
Ведение двух мячей в средней стойке от одной боковой линии до другой, передача мячей партнёру, бег спиной вперёд на свою линию.
|
30сек. |
Для симметричного отскока мячей левая ( не основная) рука должна работать с большим усилием. |
||
. |
Способствовать развитию умения чередовать работу правой и левой руки при изменении направления ведения мяча. |
Ведение мяча с обводкой справа и слева пассивных защитников, передача мяча от пола партнёру |
1мин. |
Перемещение в колонну, в среднем темпе. Ребята из противоположной колонны – пассивные защитники. Ведение осуществлять дальней от защитника рукой, свободная рука – в защитном положении |
Повысить эмоциональный фон занятия; в игровой ситуации закрепить навыки ведения мяча |
Подвижная игра в парах « Пятнашки с ведением мяча». Выполняя ведение мяча, стараться выбить мяч партнёра и не дать выбить свой мяч.
|
2мин. |
Выполняется на результат. 1 очко – успешная попытка в выбивании мяча, либо если соперник сам потерял мяч. В конце игры подсчитывается общее количество очков. |
|
Развивать умение играть в команде, чувство коллективизма, закрепить навыки ведения, передач и ловли мяча.
|
Подвижная игра «Баскетбольные пятнашки». Класс делится на две команды. Каждая команда водит 2 мин.
|
4мин |
Цель игры – выполняя ведение и передачи мяча членам своей команды, запятнать как можно больше соперников, касаясь их мячом. Игрок, допустивший ошибку (пробежку, двойное ведение, пронос мяча, грубость), на 30 сек. выводится из игры. |
|
III Заключительная Часть 3 – 4 мин |
Проверить влияние нагрузки на организм
|
Построение в круг. Измерение пульса за 10 сек.
|
1мин. |
Подвести итоги игры Напомнить о влиянии степени тренированности оганизма на пульсовой режим |
Расслабить и растянуть группы мышц, получившие нагрузку. Восстановить дыхание |
Упражнения на расслабление утомлённых мышечных групп а) И.П. – руки вверх, ладони вперёд. Расслабить кисти, предплечья, Расслабить кисти, предплечья, все руки, свободно «уронив» их маховым движением вперёд – вниз, расслабить спину, наклониться, достать руками до пола. |
4 раза |
Выполняется под музыку, медленно. Дыхание глубокое, спокойное.
|
|
|
б)Сед ноги вперёд. Наклон вперед, кисти рук на носках, тянуть их на себя.
|
30сек. |
Стараться не сгибать колени. Растягиваются мышцы спины, задняя поверхность бедра и голени |
|
Развивать координацию движений и гибкость
|
в) Сед в барьерном шаге . 4 наклона к прямой ноге, 4 – к согнутой; повторить то же на другую ногу.
|
30сек. |
Прямой угол между бедрами. Растягиваются коленные и тазобедренные суставы, позвоночник, мышцы спины и бедра. |
|
Подвести итог занятия, настроить на предстоящую деятельность |
г) Сед на пятках с прямой спиной
|
|
Указать степень освоения изучаемого материала, ответить на возникшие вопросы. |
|
|
|
Задание на дом: 1. Повторить правила игры в баскетбол 2.Выполнять сгибание – разгибание рук в упоре на кистях 3.Приседания на одной ноге « пистолетик» 4.Одной рукой выстукивать ритм, другой писать цифры и буквы. 5. Следить за осанкой |
|
Дозировка упражнений – в соответствии с индивидуальными физическими возможностями |