Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Волейбол. Программа воспитания учащихся основной школы


                                                          Содержание
                                                                                                                         Стр.
1. Пояснительная записка                                                                          3
2. Учебно – тематический план                                                                 5
•    1 год обучения
•    2 год обучения
•    3 год обучения
 3. Содержание программы                                                                      8
 4. Методическое обеспечение программы                                         12
 5. Материально – техническое обеспечение                                      13
 6. Список литературы                                                                              14


Пояснительная записка


В системе физического воспитания школьников, одним из направлений является т.н. внеклассная работа. Основу ее составляет организация работы школьной спортивной секции. Традиционно сложилось так, что многие учителя физической культуры, ведущие такие секции, не имеют каких-либо программ занятий. Данная программа призвана обеспечить направление дополнительного физкультурного образования учащихся общеобразовательного учреждения с использованием способов двигательной деятельности из раздела «волейбол». Структура и содержание программы могут быть использованы для разработки программ секционной работы по другим видам спорта.
Волейбол является одним из разделов школьной программы и представлен как обязательный вид спорта в государственном образовательном стандарте. Он является (в соответствии с интересом к нему со стороны учащихся и возможностями эффективного решения задач физического воспитания) одним из ведущих, видов спорта в организации секционной работы в общеобразовательном учреждении. Тем не менее, в осуществлении такой работы, необходимо ориентироваться на единство всех форм системы физического воспитания школьников: урок физической культуры, мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники.
Целью занятий волейбольной секции в образовательном учреждении является создание предпосылок для формирования физической культуры занимающихся посредством углубленного освоения способов двигательной деятельности спортивно-рекреационной направленности раздела «волейбол». В соответствии с представленной 'целью, задачами работы секции в связи с реализацией данной программы являются:
- расширение двигательного опыта за счет овладения двигательными действиями из раздела «волейбол» и использование их в качестве средств укрепления здоровья и формирования основ индивидуального здорового образа жизни,
- совершенствование функциональных возможностей организма занимающихся
посредством спортивно-рекреационного направления подготовки,
- формирование позитивной психологии общения и коллективного взаимодействия,
- формирование умений в организации и судействе спортивной игры «волейбол».
Содержание данной программы рассчитано на систему двухразовых занятий в неделю продолжительностью 60-90 минут. Продолжительность занятий определяется их интенсивностью. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий и затратами времени на соревновательную деятельность по баскетболу в школе и вне ее. Содержание программы структурировано по видам спортивной подготовки: теоретической, физической, технической и тактической.
Кроме того, в программе представлены контрольные тесты для занимающихся, по физической и технической подготовленности, а также методическое обеспечение и литература.
Теоретическая подготовка включает вопросы истории и современного состояния вида спорта волейбол, правил соревнований по волейболу, техники безопасности, а также вопросы связанные с гигиеническими требованиями. Физическая подготовка дифференцирована на упражнения общей и специальной подготовки. Техническая подготовка включает упражнения без мяча и с мячом. В состав упражнений с мячом входят передача, прием, ведение и броски по кольцу. Тактические действия включают действия (индивидуальные и командные) игрока в нападении и защите.
Распределение учебного времени по реализации видов подготовки в процессе занятий школьной секции «волейбол» для обучающихся 5 - 9 классов, представлено в примерном учебном плане.









Учебно-тематический план
Группа 1-го года обучения (153)
№ п/п    Содержание    Количество часов
1    Основы знаний    5
2    Специальная подготовка техническая    88
3    Специальная подготовка тактическая    30
4    ОФП    20
5    Соревнования    10


Группа 2-го года обучения (153)
№ п/п    Содержание    Количество часов
1    Основы знаний    8
2    Специальная подготовка техническая    55
3    Специальная подготовка тактическая    40
4    ОФП    30
5    Соревнования    20


Группа 3-го года обучения (204)
№ п/п    Содержание    Количество часов
1    Основы знаний    14
2    Специальная подготовка техническая    60
3    Специальная подготовка тактическая    50
4    ОФП    40
5    Соревнования    40








Учебный план
реализации программы секционных занятий по специализации
«Волейбол»

№    Виды спортивной подготовки    Часов    Классы
            5    6    7    8    9
1.    Теоретическая    10    2    2    2    2    2
2.    Техническая    122    24    24    24    24    26
    2.1 Имитационные упражнения без мяча    10    2    2    2    2    2
    2.2 Передача сверху    22    8    6    4    2    2
    2.3 Передача снизу    40    4    6    8    10    12
    2.4 Нападающий удар,подача    50    10    10    10    10    10
3    Тактическая    78    12    14    16    18    18
    3.1 Действия игрока в защите    38    8    8    8    8    8
    3.2 Действия игрока в нападении    40    4    6    8    10    12
4.    Физическая    80    20    18    16    14    12
    4.1. Общая подготовка    60    16    14    12    10    8
    4.2. Специальная    20    4    4    4    4    4
5.    Участие в соревнованиях по в/б    40    8    8    8    8    8
6.    Тестирование    20    4    4    4    4    4
Итого:    350    70    70    70    70    70

Примерное распределение времени в отдельном занятии по технической, тактической и физической подготовке представлено в таблице 2. Распределение времени осуществлено с учетом продолжительности секционного занятия в течение 90 минут. Учитель, исходя из целей, условий, возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся, потребностей работы секции, может изменять продолжительность занятия и распределение времени.





Таблица 2.
№    Виды подготовки    Время (мин.)
1.    Техническая подготовка    30
    1.1. Имитационные упражнения без мяча    3
    1.2. Передача сверху    7
    1.3. Передачи снизу    8
    1.4. нападающий удар, подача    12
2.    Тактическая подготовка    15
    2.1. Действия игрока в защите    7
    2.2. Действия игрока в нападении    8
3.    Физическая подготовка    25
    3.1. Общая    15
    3.2. Специальная    10
4.    Игра в волейбол    20

Тестирование уровня технической подготовленности проводятся по контрольным упражнениям, представленным в методическом пособии В.Т. Чичикина, П.В. Игнатьева «Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении» (НГЦ, Н.Новгород, 2005). Тестирование уровня физической подготовленности занимающихся проводятся по региональным тестам, в начале и в конце учебного года с их последующим анализом и представлением занимающимся.
Содержание разделов теоретической, технической, тактической, физической подготовки определено в общем, без распределения по классам. Учитель должен самостоятельно, исходя из степени готовности занимающихся, распределить учебный материал. Более того, программа рекомендует некоторый базовый уровень содержания учебного материала. Это содержание может быть расширено по усмотрению учителя.
В соответствии с содержанием предлагаемой программы, разработана система ее реализации, которая оформлена в виде ежемесячного планирования. Планы представлены в виде таблиц, где указаны разделы учебно-тренировочного процесса и распределение конкретных тренировочных средств по отдельным занятиям. Каждое тренировочное средство имеет свое обозначение цифрами, которое расшифровано в перечне этих средств.    Сам перечень представлен последовательно по видам
спортивной подготовки: теоретическая подготовка.
                                          
Содержание  программы

Содержание раздела теоретической подготовки (темы).
1. Развитие волейбола в России и за рубежом.
2. Общая характеристика сторон подготовки спортсмена.
3. Физическая подготовка волейболиста.
4. Техническая подготовка волейболиста.
5. Тактическая подготовка волейболиста.
6. Психологическая подготовка волейболиста.
7. Соревновательная деятельность волейболиста.
8. Организация и проведение соревнований по волейболу.
9. Правила судейства соревнований по волейболу.
10. Места занятий, оборудование и инвентарь для занятий волейболом.

Содержание раздела физической подготовки.
1. Общая физическая подготовка.
1.1. Общеразвивающие упражнения: элементарные, с весом собственного веса, с партнером, с предметами (набивными мячами, фитболами, гимнастическими палками, обручами, с мячами различного диаметра, скакалками), на снарядах (перекладина, опорный прыжок, стенка, скамейка, канат).
1.2. Подвижные игры.
1.3. Эстафеты.
1.4. Полосы препятствий.
1.5. Акробатические упражнения (кувырки, стойки, перевороты, перекаты).
2. Специальная физическая подготовка.
2.1. Упражнения для развития быстроты движений волейболиста.
2.2. Упражнения для развития специальной выносливости волейболиста.
2.3. Упражнения для развития скоростно-силовых качеств волейболиста.
2.4. Упражнения для развития ловкости волейболиста.

Содержание раздела технической подготовки.

1. Упражнения без мяча.
1.1. Прыжок вверх толчком двумя и приземлением на две ноги.
1.2.  Передвижение приставными шагами правым /левым боком:
- с разной скоростью,
- в одном и разных направлениях.
1.3. Передвижение правым /левым боком.
1.4. Передвижение в стойке волейболиста.
1.5. Имитация защитных действий.
1.6. Имитация действий атаки.
2. Передачи сверху.
2.1. Передачи у стены.
2.2. Передачи в парах.
2.3. Передачи в тройках.
2.4. Передачи в четверках.
2.5. Передачи на удержание.
2.6. Передачи над собой.
3. Передачи снизу.
3.1. Передачи у стены.
3.2. Передачи в парах.
3.3. Передачи в тройках.
3.4. Передачи в четверках.
3.5. Передачи на удержание.
3.6. Передачи над собой.
4. Нападающий удар, подача.
4.1. Нападающий удар из 4 зоны.
4.2 Нападающий удар из 3 зоны.

4.3 Нападающий удар из 2 зоны.
4.4 Нападающий удар с собственного подброса.

5. Содержание раздела тактической подготовки.
1. Защитные действия при блокировании.
2. Тактика подачи.
3. Тактика нападения.
4. Командные действия в защите.
5. Командные действия в нападении.
8. Игра в волейбол с заданными тактическими действиями.

                   Контрольные тесты (требования к обучающимся)
№    Тесты    Класс    Оценка
            5    4    3
            м    д    м    д    м    д
1.    Передачи над собой на удержание    6    15    15    14    14    11    12
        7    20    20    18    18    15    15
        8    25    25    23    23    20    20
        9    30    30    27    27    25    25
2.    Челночный бег 3х10 с ведением мяча (сек).    6    8,6    9,0    8,9    9,2    9,2    9,4
        7    8,3    8,6    8,5    8,8    8,8    9,0
        8    8,1    8,5    8,4    8,7    8,7    9,0
        9    8,0    8,4    8,3    8,6    8,6    9,0
3.     Нападающий удар из 4 зоны  (из 10 попыток).    6    5    5    4    4    3    3
        7    5    5    4    4    3    3
        8    6    6    5    5    4    4
        9    6    6    5    5    4    4
4.    Подача (из 10 попыток).    6    5    5    4    4    3    3
        7    6    6    5    5    3    3
        8    7    7    6    6    4    3
        9    8    8    6    6    4    4
5.    Прием подачи (из 30 попыток).     6    19    18    18    17    17    19
        7    20    19    19    18    18    17
        8    21    20    19    18    18    17
        9    22    20    20    19    19    18


Ожидаемый результат

Тренировочный процесс по программе занятий «Волейбол» в образовательном учреждении школы позволяет добиться следующих результатов:

- развития пропаганды и популяризации волейбола в школе;
- повышения уровня спортивного мастерства;
- подготовки команд к выступлениям в первенствах района, города и области в зачет спартакиады школьников.
В конце изучения программы занимающиеся получат необходимый минимум для физического самосовершенствования, знание правил игры, навыки простейшего судейства. Научатся играть в волейбол. Будут сформированы коммуникативные способности, то есть умение играть в команде.



Методическое обеспечение

    Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической, общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в неделю.
     Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание  правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
    Для повышения интереса занимающихся к занятиям по волейболу рекомендуется применять различные формы и методы проведения этих занятий.
Словесные методы
Наглядные методы.
Практические методы.
Игровой и соревновательный метод.
Метод круговой тренировки.
 Формы обучения:  Индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

Материально – техническое обеспечение

Для  занятий необходимо следующее оборудование и инвентарь:

                 1.Сетка
                 2.Мячи волейбольные
                 3.Гимнастическая стенка
                 4.Гимнастические  скамейки
                 5.Скакалки
                 6.Мячи набивные различной массы
                  7.Спортивный зал
Литература

1. Бергер Г.И., Бергер Ю.Г. Урок физической культуры. 5-9 классы. Методическое пособие. М. Владос, 2002 г.
2. Коджаспиров Ю.Г. Развивающие игры на уроках физической культуры. Методическое пособие. М.Дрофа, 2003.
3. Книга учителя физической культуры. М. Астрель, 2003. 4. Кузнецов В.С., Колодницин Г.А. Планирование и организация занятий по физической культуре. Методическое пособие. М.Дрофа, 2003.
5. Лях В.И. Комплексная программа физического воспитания. 1-11 классы. М.Просвещение, 2006.
6. Матвеев А.П. Физическая культура. Образовательная программа. 1-11 классы. М.Дрофа, 2006.
7. Чичикин В.Т., Игнатьев П.В. Проектирование учебного процесса по физической культуре в общеобразовательном учреждении. Методическое пособие. Нижний Новгород. НГЦ. 2005.

Литература для обучающихся:
1.Литвинов Е.Н . Физкультура! Физкультура!/ Е.Н.Литвинов, Г.И. Погадаев. –М.: Просвящение.1999.
2.Мейксон Г.Б. Физическая культура для 5-7 классов/ Г.Б. Мейксон, В.И. Лях. М.: Просвещение, 1998.

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»