Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Здоровый подросток, через бег Чернышева Маргарита Алексеевна Государственного бюджетного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы №504 с углубленным изучением английского языка Кировского района Санкт-Петербурга. Учитель физической культуры Бег — вид спорта, полезный во всех отношениях и которым можно заниматься в любом возрасте, в том числе и в подростковом. В подростковом возрасте потребность в занятиях спортом гораздо выше, чем в любом другом, так как организм человека в это время подвергается функциональным изменениям. В это время закладывается фундамент, от которого зависит насколько крепким и выносливым ребёнок будет потом. Перечислим положительные влияния спорта на организм, занимаясь спортом, подросток: меньше болеет; становится более внимательным; становится более стрессоустойчивым; лучше понимает и контролирует своё тело; лучше владеет собственными эмоциями и т. д. Регулярные физические нагрузки помогают во всем организме лучше циркулировать кислород и кровь. Занятия бегом в этом возрасте дадут подросткам эмоциональную разрядку и заряд бодрости. Также, это поможет улучшить работу мозга и сконцентрироваться на учебе. Занятия бегом благотворно сказываются на внешнем виде человека, что также играет огромную роль в переходный период: бег улучшает фигуру и осанку, помогает избавиться от лишнего веса, повышает тонус организма, что, следовательно, говорит о здоровом и правильном образе жизни. Бег относится к особенному виду спорта, который приносит максимальную эффективность организму. Но все же, есть и противопоказания для занятий бегом: врожденный порок сердца, сердечная недостаточность, нарушение зрения, острая форма инфекционного заболевания, серьезная травма опорно-двигательного аппарата, заболевание органов дыхания. Нагрузки полезны именно в низкой и средней интенсивности. Потому что во время чрезмерных нагрузок иммунная система ослабевает и на её восстановление организму может потребоваться несколько часов или даже несколько дней. Проблема заключается в противоречии между необходимостью применения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе с целью сохранения и улучшения здоровья школьников и недостаточной разработанностью дидактического обеспечения для их реализации в начальном образовании. Физическая культура - основная форма организации физического воспитания учащихся, поэтому для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека в деятельность образовательного учреждения, в частности, в начальную школу, внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи − сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни. Здоровьесберегающий урок строится на следующих принципах: двигательной активности учащихся, оздоровительного режима, формирования правильной осанки, навыков рационального дыхания, реализации закаливания, психологической комфортности, учета индивидуальных особенностей и способностей ребёнка. В связи с этим педагогу, преподающему предмет «физическая культура», целесообразно использовать традиционные и инновационные, содержательные и дидактические средства для работы со школьниками на основе учета их анатомо-физиологических и психологических особенностей. Урок физической культуры всегда имеет большой арсенал средств, правильно формирующих личностные качества человека. Занятия бегом, конечно же, являются одним из таких средств. Интерес к бегу, как к виду деятельности, уменьшается в подростковом возрасте, и именно тогда необходимо удержать взрослеющего человека его развивающие возможности. Учет анатомо-физиологических, и психологических особенностей подросткового периода важен при освоении и совершенствовании различных видов бега на уроках физической культуры, и особенно – при оценке результатов. Полагаем, что сочетание группового метода ведения урока и индивидуального подхода при оценке результатов в работе с подростками, имеющими «болезненное», неустойчивое в силу формирования, мнение о себе, на долгие годы может оставить положительное отношение к бегу и его ресурсу, укрепляющему волю, скорость и выносливость, столь необходимые для сохранения здоровья и обретения успеха в жизни. Цель: определить психолого-педагогические условия укрепления здоровья подростков посредством бега. К сожалению, многие школьники не соблюдают самых простых норм здорового образа жизни. Одни становятся малоподвижными (гиподинамии), вызывающей преждевременное снижение физических и функциональных возможностей, другие не следят за своим питанием, предпочитая здоровому питанию «фаст-фуды», с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, третьи - не умеют отдыхать. Для подростков систематические занятия физкультурой и спортом приобретают исключительное значение. Известно, что даже у здоровых школьников, если они не тренированы, ведут сидячий образ жизни и не занимаются физкультурой, при самых небольших физических нагрузках учащается частота дыхания и сердцебиение. Самым легким и универсальным упражнением для борьбы с этими проблемами являются занятия бегом, которые положительно влияют на организм подростка. Бег, сам по себе,– это естественный, привычный способ передвижения человека. Он легко дозируется, бегать можно в любое время года и в любую погоду, для этого не нужно иметь специальный инвентарь. Занятия можно проводить самостоятельно, без помощи высококвалифицированных специалистов. Полагаем, что этими фактами можно объяснить широкое распространение занятий бегом среди людей различного возраста. Ребёнок в подростковом возрасте хочет быть успешен во всём. Так же он стремится улучшить свои результаты в беге и на уроках по физической культуре. И мы, учителя физической культуры, должны уметь поддерживать спортивную мотивацию ученика индивидуальным подходом к нему. Кроме того, необходимо учитывать индивидуальные особенности и способности ребёнка, функциональные возможности организма и его возрастные физиологические изменения в процессе роста. С точки зрения физиологии спорта, по своей структуре и функциональным возможностям, различают два типа мышечных волокон - быстрые и медленные. Быстрые (белые) мышечные волокна - это толстые волокна, способные развивать большую силу и скорость мышечного сокращения, но не приспособленные к длительной работе на выносливость. В быстрых волокнах преобладают анаэробные механизмы энергообеспечения. Медленные (красные) волокна приспособлены к длительной работе на выносливость за счет большого числа кровеносных капилляров, содержания миоглобина (мышечного гемоглобина) и большей активности окислительных ферментов. Поскольку состав мышечных волокон в основном генетически обусловлен, при выборе спортивной специализации этот фактор должен обязательно учитываться. Так у бегунов на длинные дистанции и марафонцев мышцы нижних конечностей на 70-80 % состоят из медленных окислительных волокон и только на 20-30%-из быстрых анаэробных. У бегунов-спринтеров, прыгунов и метателей соотношение состава мышечных волокон противоположное. Соотношение красных и белых волокон в мышцах человека индивидуально, предопределено генетически. Учитывая выше сказанное и основываясь на опыте работы в школе, предлагаю индивидуально подходить к сдаче норм по бегу на короткие и длинные дистанции. При сдаче норм по бегу целесообразно оценивать и ставить отметку за лучший результат из двух нормативов – либо это длинная дистанция, либо короткая. Тем самым можно поддержать ученика в трудный для него переходный возраст: повысим интерес к бегу. У подростка останутся положительные эмоции от урока. Они ограничат его от стресса. Все это обусловливает специфику уроков физической культурой с подростками и требует соответствующего подбора нагрузок, методов и средств. Некоторые специалисты, которые наблюдают тренировку подростков, пробегающих ежедневно 10-20 км, обычно с большим опасением относятся к такой нагрузке. В результате чего возникают вопросы, подобные следующим: "Не приводит ли столь длительный бег к задержке физического развития подростка или девушки? "Не скажется ли отрицательно такая нагрузка на работе сердца?" и т.д. Существует обязательное требование, по которому каждый занимающийся в группе бега должен пройти медицинское обследование в поликлинике или в спортивном диспансере, - это условие необходимо для участия бегунов как в тренировках, так и в соревнованиях. Заключение врача - это гарантия для тренера, что данная тренировка не приносит вреда здоровью подростка. Часть специалистов считают, что юные бегуны, которые показывали высокие результаты в этом возрасте, в дальнейшем не прогрессируют. Однако мы знаем немало примеров (Д. Раен, С. Коу, С. Оввет, И. Лоторев, М. Деккер, З. Бадд и др.), когда в юношеском возрасте спортсмены показывали высокие результаты и затем занимали ведущие позиции среди европейских и мировых бегунов во взрослом спорте. Один из важнейших факторов роста бегунов в юношеском возрасте - время их физиологического созревания. Девочки в физиологическом отношении созревают быстрее юношей и поэтому могут достигать высоких спортивных результатов в более раннем возрасте (В. Николич, А. Санделл, Цзян Бо, Р. Черомей, С. Барсосно и др.). Юноши, развивающиеся быстрее своих сверстников, особенно те, у которых рано наступает половая зрелость, раньше достигают спортивных результатов и, как правило, своего потолка. Вместе с тем подростки, которые физически развиваются позже, и наивысших результатов достигают в более позднем периоде. Таким образом, ряд факторов, влияющих на успехи бегуна в юношеском возрасте, говорят о том, что существует столько конечных результатов, сколько есть занимающихся бегом. Например, не все дети, которые учились в физико-математических или музыкальных школах, стали известными физиками, математиками или музыкантами. Поэтому совершенно необоснованно заявления некоторых специалистов о том, что ранняя напряженная работа в юношеском возрасте "сжигает" многообещающих бегунов. Подростки 13-14 лет могут тренироваться 3-4 раза в неделю, а юноши 15-17 лет - 4-5, включая ежедневную зарядку (3-8 км). Заключение. Изучив литературные источники, можно прийти к выводу, что занятия бегом оказывают определенно положительное влияние на систему дыхания и кровообращения и, что особенно важно в переходном возрасте, нервную систему организма. Занятия бегом дадут подросткам эмоциональную разрядку и заряд бодрости. Спорт формирует характер подростка, меняя его в лучшую сторону. Благодаря тренировкам развивается воля, стремление к победе, выдержка, умение бороться до последнего, не бояться поражений (уметь проигрывать достойно). Сила воли, которая формируется в процессе спортивных занятий, способствует становлению из подростка в сильную личность, способную добиться многого Подростковый возраст – довольно сложный период в жизни человека, на который приходится полная перестройка организма и развитие различных комплексов. Занятия бегом благотворно сказываются на внешнем виде подростка, что также играет огромную роль в переходный период: бег улучшает фигуру и осанку, помогает избавиться от лишнего веса. В переходном возрасте важно заложить правильный курс развития организма и личности, а также сгладить негативные проявления пубертатного периода. Проделав данный объем работы, можно смело заявить, что при правильно подобранной методике, оптимальной дозировке, использовании правильной техники и желании заниматься, бег оказывает только положительное влияние на здоровье ребенка в подростковом возрасте. Используемая литература: Кукушин В.С. Современные педагогические технологии. Начальная школа. Пособие для учителя. / Серия «Учение с увлечением».// – Ростов н /Д: изд–во «Феникс»– 2004.–С 384. 2. Безруких, М.М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь / М.М. Безруких. – М.:Эксмо, 2009. – 464 3. Будаева Н.А. Здоровьесберегающий подход к организации обучения в начальной школе /Н.А. Будаева //Начальная школа плюс до и после.– 2011.–№3.–С.32–36 4. Выготский Л.С. Педагогическая психология /Под ред. В.В.Давыдова.// –М.: Педагогика, –1991. –С 87. 5. Колодницкий, Г. А. Физическая культура. 1–4 классы. Учебно– наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. – М.: Просвещение, 2018. – 222 c.6. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе. /Н.К. Смирнов // М.:АРКТИ.–2005.– С 320.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»