ШУВАЛОВСКАЯ ШКОЛА ПЛАВАНИЯ Артемьева Галина Витальевна, учитель физической культуры ГБОУ №54, г. Санкт-Петербург, Россия. Плавание как навык получило довольно широкое распространение среди древних народов, населявших территорию нашей страны, и в первую очередь среди славян. Распространению плавания способствовало географическое положение, теплый климат, особенно в южных районах, где были первые поселения славян, на берегах природных водоемов — морей, рек и озер, которыми богата Русь. Древние славяне с любовью относились к воде. Купание и омовение соединялись у них с религиозными обрядами. У древних славян всевышний бог олицетворялся в виде трех стихийных сил, одним из представителей которых был Варун — бог воды. Н. М. Карамзин в «Истории государства Российского» указывал, что славяне легко переправлялись через реки, мужественно выдерживали пребывание в воде. Будучи внезапно настигнутыми врагом, они погружались в воду и держали во рту специально подготовленные большие выдолбленные внутри стебли камышей, доходившие до поверхности воды, а сами лежали навзничь на дне реки и дышали с их помощью, иногда в течение многих часов. Большое внимание физической подготовке войск и, в частности, их обучению плаванию уделял великий русский полководец А. В. Суворов. Он считал, что плавание — один из важнейших прикладных навыков, применяемых во время учений и военных действий, связанных с форсированием водных рубежей. Первые школы плавания в России появились в первой половине XIX в. Родоначальником создания первых специальных школ плавания стал Санкт-Петербург. Мощный толчок в развитии плавания в Санкт-Петербурге и в России дала организация Шуваловской школы плавания. Век назад Озерки и Шувалово были еще и одним из самых спортивных мест в окрестностях столицы. На 3-м Суздальском озере (оно же Большое) действовал яхт-клуб и гребной кружок «Фортуна». Еще с 1900 года он обращался в различные инстанции с проектом устройства школы плавания, однако никто не хотел давать денег на ее создание. Песков не падал духом и всё-таки добился сочувствия в 1905 году в Императорском обществе спасания на водах, а точнее, со стороны инспектора его северо-западного отдела барона Нолькена. Однако неожиданная смерть последнего помешала осуществить проект, и только весной 1908 года, когда доктор Песков прочитал доклад о необходимости учреждения школы плавания под Петербургом, он встретил полное одобрение и со стороны главного правления Общества спасания на водах. После чего оно постановило выдать Шуваловско-Парголовскому округу субсидию в две тысячи рублей на создание школы. Затраты на строительство несколько превысили смету, и потому главное правление Общества спасания на водах по вторичному докладу доктора Пескова отпустило еще одну субсидию на 763 рубля, дав таким образом возможность вступить в жизнь без долгов. Помогли также и средства от концертов, выставок цветов и других акций, проводившихся в Шуваловском яхт-клубе. Идея создания этой школы на озере в местечке Шувалово принадлежала доктору медицины Владимиру Николаевичу Пескову. В Городской управе Санкт-Петербурга, узнав, что при школе предусматривается сооружение семиметровой вышки для прыжков в воду, вынесли резолюцию: «Строительство клуба самоубийц запретить!» Но еще до этой резолюции Пескову удалось получить одобрение и средства на сооружение школы по линии Всероссийского общества спасения на водах. Шуваловская школа плавания имела тип свайной постройки. В июле 1908 г. эта постройка была закончена. Она представляла собой большую (длиной 32 м и шириной 24 м) подковообразную, построенную на сваях, купальню с внутренним бассейном размером 25 х 15 м для обучения плаванию. При ней имелось еще три комнаты: одна для обучения гимнастике и две раздевальни — мужская и женская. Кроме того, имелось помещение для сторожа и комната для чайного буфета. Со стороны берега были устроены крытые трибуны для зрителей на 200 мест. На этой базе была организована работа по четырем главным направлениям: обучение новичков спортивным способам плавания, подготовка спортсменов-пловцов, подготовка инструкторов по плаванию, еженедельное проведение водно - спортивных праздников с приглашением иногородних и зарубежных участников. Шуваловская школа отличалась дисциплиной, методической стройностью в работе, спортивными традициями. Серьезная организация обучения позволила стать Шуваловской школе методическим и спортивным центром всей России. Эта школа оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России. Сегодня Суздальские озера - любимое место купания и пляжного отдыха жителей северных новостроек. Буквально несколько шагов от станции метро «Озерки» или от одноименной железнодорожной платформы - и увы, уже на берегу озер, в некогда любимом дачном пригороде Петербурга. Для школы торжественное открытие состоялось 27 июля 1908 года. Столичная пресса горячо приветствовала начинание, поскольку "из всех видов спорта наименее известным и распространенным в России является плавание". Первая русская спортивная школа плавания называлась «Летняя Шуваловская школа плавания Шуваловско – Парголовского округа Российского общества спасания на водах» и была первой школой спортивного и прикладного плавания в России. Школа работала обычно с середины мая до первых чисел сентября, ежедневно с 7 утра до 10 часов вечера. Поэтому и называлась летней. Школа функционировала с 1908 по 1917 г. включительно. Школа плавания имела деревянное сооружение, построенное на сваях. Школу возглавляло правление (общественная организация), под председательством представителя военного округа – адмирала. Занятия по плаванию под руководством заведующего обучением С.В. Иванова проводили три платных главных инструктора Ф. Горшуков, В. Финников, А. Хамяляйнен и 14 инструкторов – общественников – 7 мужчин и 7 женщин. В Шуваловской школе плавания число членов и так называемых членов-соревнователей доходило в разные годы до 300- 400 человек. Школа была платной: за обучение взималась плата с лиц до 16 лет – 4 рубля, с 16 до 20 лет – 6 рублей, с 21года и старше – 10 рублей за один летний сезон. В расписании были предусмотрены общие часы, а также часы, отводимые для занятий с женщинами, отдельно с мужчинами и отдельно с детьми. Программа обучения была распределена на 5 классов с таким расчётом, чтобы на протяжении всех классов можно было изучать все спортивные способы плавания (вначале брасс), различные виды прикладного плавания и прыжки в воду. Серьёзной спортивно-тренировочной работы в школе не проводилось. Большое внимание уделялось обучению и прикладному плаванию, развлечениям и играм в воде. В течение летнего сезона школа проводила различные праздники с большой и разнообразной программой и соревнования по плаванию, прыжкам в воду, водному поло. Обычно к концу летнего сезона группы хороших пловцов выезжали в Сестрорецк, в Разлив, на морские пляжи и там проводили для населения и отдыхающих показательные выступления, демонстрируя различные способы плавания, прыжки в воду, фигурное плавание, с краткими пояснениями и комментариями о значении плавания, которые обычно делал доктор В.Н. Песков. Отсутствие тумбочек не мешало шуваловским пловцам устанавливать первые российские рекорды Ежегодно с 10 июля по 7 августа проводились экзамены на звание магистров и кандидатов плавания для лиц, посещающих школу. Экзамен принимала комиссия – главные инструкторы и заведующий обучением С.В. Иванов. Экзамен включал 12 упражнений: 1. Проплыть 3000 м. Надо было переплыть несколько раз озеро, возвратиться в школу и преодолеть дистанцию 50 м. 2. Проплыть на спине 1500м. 3. Проплыть 1500 м в одежде и обуви способом брасс. 4. Проплыть 450 м на спине только с помощью движений одними руками. 5. Проплыть 450 м с помощью движений одними ногами. 6. Проплыть дистанцию на спине 30 м, выполняя движения ногами брассом, с камнем весом 2 кг. Одной рукой спортсмен осторожно подгребал, а в другой держал камень так, чтобы не замочить его, упираясь локтем в грудь. 7. Ныряние и скольжение под водой 30 м. 8. Ныряние на глубину 4 – 5 м с задачей достать со дна камень: 5 раз подряд с отдыхом 2 – 3 сек. 9. Раздевание в воде – снятие одежды и обуви. 10. Комбинированное плавание 75 м. Пловец должен прыгнуть со старта, проплыть 50 м, схватить «утопающего» и проплыть с ним 25 м. Задание выполняется на время. 11. Оказание первой помощи «утопающему». 12. Прыжки в воду с 7-метровой вышки: 3 прыжка с места. Старт заплыва в Шуваловской школе плавания. Фото 1912 года Серьезная организация учебной работы позволила Шуваловской школе стать методическим и спортивным центром всей Российской империи. К 1914 году в нашей стране насчитывалось уже около полутора тысяч подготовленных пловцов. По примеру Санкт-Петербурга спортивное плавание начало развиваться в Риге, Киеве, Харькове, Севастополе, Баку, Таганроге и многих других городах. В 1912 году в Москве члены общества любителей плавания организовали тренировки в бассейне при Сандуновских банях. В дореволюционных школах плавания занималась, как правило, молодежь привилегированных классов. В 1913 году на I Всероссийской олимпиаде в Киеве, во время которой прошли первые крупные соревнования по плаванию Российской Империи, представители Шуваловской школы победили на всех дистанциях, а также выиграли у московской команды первый матч в нашей стране по водному поло. Эти соревнования вошли в историю как первое первенство России по плаванию. Вторая русская олимпиада, в программу которой входило и плавание, состоялась в 1914 г. в Риге. На соревнования прибыло около 70 пловцов из Москвы, Петербурга, Киева и других городов. Из-за неподготовленности базы почти все иногородние пловцы отказались от участия в соревнованиях. Спортивные результаты по плаванию на этой олимпиаде также были невысокими. Большая заслуга в деле развития плавания в России принадлежит выдающемуся русскому пловцу (рекордсмену мира!), преподавателю французского языка Бакинской гимназии Л.А.Романченко. Он изучил технику популярных для того времени способов плавания (а основу методики обучения плаванию в предреволюционные годы составлял способ плавания брасс) и, усовершенствовав методику предварительного изучения плавательных движений на суше, организовал обучение молодежи. В 1913г. Л.А. Романченко преподавал на курсах плавания при обществе «Богатырь» в Петербурге. В 1915-1916 гг. Л.А. Романченко посетил ряд городов России, где обучил плаванию десятки молодых людей. Наиболее способные ученики, выполнившие программу и сдавшие испытания, получали свидетельства, дававшие им право обучать плаванию на общественных началах. В 1921 в Москве, на Москве-реке, была организована школа плавания в честь III конгресса Коминтерна. Через два года в Москве у Бабьегородской плотины была создана школа плавания профсоюза коммунальников, а затем школа плавания Московского городского совета профессиональных союзов (МГСПС). В более позднее время пользовались известностью школа плавания "Динамо" в Москве, где проводились соревнования по плаванию Всесоюзной спартакиады СССР 1928, Ленинградская школа плавания областного совета профессиональных союзов, располагавшая своим зимним плавательным бассейном, и др. На V Олимпийских играх в Стокгольме в 1912 году, впервые участвовали пловцы из Российской тогда еще империи. Команда русских пловцов и прыгунов в воду, насчитывала около 20 воспитанников Шуваловской школы плавания, во главе с известными в России чемпионами по плаванию Павлом Авксентьевым, Георгием Баймаковым, Виктором Барановым, Николаем Воронковым, Георгием Кульбергом. Но русские пловцы не имели опыта участия в таких крупных международных соревнованиях, как Олимпийские игры. Ни одному из русских олимпийских дебютантов не удалось завоевать тогда право на участие хотя бы в одном из полуфинальных заплывов. Но само участие в Олимпийских играх тогда было большое достижение для плавания в Российской империи. После Октябрьской революции именно подготовленные Шуваловской школой инструктора составили основу тренерского состава по плаванию в организациях Всеобуча. Так рождалось спортивное плавание в нашей стране! В 1920 г. в Петрограде по инициативе доктора В. Н. Пескова, основателя Шуваловской школы, было организовано общество плавания «Дельфин. Члены клуба оттачивали мастерство на Малой Невке, в 50-метровом бассейне с четырьмя водными дорожками. Выходцами «Дельфина» стали известные чемпионы и тренеры Н. А. Бутович, Г. П. Чернов, В. Ф. Китаев, В. П. Поджукевич, Г. Г. Мазуров, братья Сергей и Александр Смирновы, А. А. Матавкин, В. И. Макарычев. Спортивное общество «Дельфин». Важную роль в развитии массового плавания сыграло введение в 1931 г. комплекса ГТО («Готов к труду и Обороне!»), а в 1934 г. — комплекса БГТО («Будь готов к труду и обороне!»). Это потребовало усовершенствования системы массового обучения плаванию, в связи с чем в 1931 г. в Ленинграде был разработан «Метод трех ступеней». На каждой ступени решались конкретные задачи, связанные с подготовкой и сдачей норм соответствующей ступени комплекса ГТО.С 1926 г. развернулась работа по строительству спортивных баз. В 1920-х гг. в нашей стране начала складываться система тренировки пловцов. В годы Великой Отечественной войны пловцам-спортсменам, находившимся в рядах Красной армии и Военно-морского флота, приходилось выполнять вплавь разнообразные боевые задания в самых сложных условиях: в холодной воде, против течения, в открытом море при сильной волне, в ночное время суток, плавая в одежде и транспортируя за собой грузы, иногда на виду у противника, и они всегда выполняли порученные им боевые задания. Только после вступления Всесоюзной федерации плавания в Международную федерацию любителей плавания в 1947 г. рекорды наших пловцов стали официальными. В послевоенные годы изменился календарь спортивных мероприятий. Начали регулярно проводиться соревнования на первенство городов, областей, республик, ДСО, ведомств, личное и командное первенства СССР по плаванию, прыжкам в воду и водному поло. Выдающимся событием в спортивной жизни страны стали спартакиады народов СССР, проводимые с 1956 г. В середине 30-х гг. в связи с новыми организационными формами работы, с созданием ДСО и секций плавания в низовых коллективах физкультуры термин "Школа плавания" как материальной базы для занятий плаванием постепенно утратил свое первоначальное значение и стал применяться преимущественно как понятие, означающее лишь организацию, занимающуюся культивированием плавания. Особенно широкое развитие в 50 и 60-х гг. XX в. получили детские спортивные школы плавания и спортивные школы молодежи с отделениями плавания. В связи со столетием легендарной школы в 2008 году была выпущена марка. Шуваловская школа плавания оказала значительное влияние на развитие плавания в дореволюционной России. Список литературы: https://scienceforum.ru/ . Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (5788) от 15.09.2016. https://spbvedomosti.ru/news/nasledie/detishche_doktora_peskova_/ https://otherreferats.allbest.ru/sport/00905250_0.htmlhttps://infourok.ru/referat-po-fizicheskoy-kulture-na-temu-razvitie-plavaniya-v-sssr-v-dovoenniy-period-3711866.htmlhttps://megalektsii.ru/s23545t6.htmlhttps://vk.com/wall-122596302_3273https://obrazovanie-gid.ru/referaty/shuvalovskaya-shkola-plavaniya-referat.htmlhttps://dzen.ru/a/XW_bLnTxvACuYVRY