Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Волейбол

Коренчук Дарья Андреевна
Пяснительная записка. 
Волейбол – это вид спорта, командная игра, в процессе которой две команды соревнуются на площадке, разделенной сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он ударился об их площадку, или соперники допустили техническую или тактическую ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешаются выполнить не более трех касаний мяча подряд (блок за касание не считается).
Считается, что волейбол возник благодаря Уильяму Дж. Моргану, преподавателю физического воспитания одного из колледжей Холиока (США). В 1895 году на одном из своих уроков он подвесил сетку (примерно на высоте 2 метра) и предложил своим ученикам перебрасывать через неё баскетбольную камеру. Получившуюся игру Морган назвал «Минтонет».
 Спустя два года был разработан и запущен в производство первый волейбольный мяч. Во второй половине 1920-х годов появились национальные федерации Болгарии, СССР, США и Японии. В 1922 году в Бруклине были проведены первые международные соревнования, это был чемпионат YMCA с участием 23 мужских команд. В 1925 году были утверждены современные размеры площадки, а также размеры и вес волейбольного мяча.
В 1932 году была создана Всесоюзная секция волейбола. На следующий год после создания федерация провела первый крупный турнир – Всесоюзный волейбольный праздник. Это был первый чемпионат страны, который с этого момента стал ежегодным.
 
В 1947 основана международная федерация по волейболу (FIVB).
 
В 1948 году Всесоюзная секция вошла в ФИВБ. После этого сборная СССР стала участвовать в международных турнирах. В 1964 году сборная Союза стала первой, выигравшей Олимпийские игры по волейболу.
Цели и задачи
   Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
        Цель программы – углублённое изучение спортивной игры волейбол.
        Основными задачами программы являются:
  • укрепление здоровья;
  • содействие правильному физическому развитию;
  • приобретение необходимых теоретических знаний;
  • овладение основными приемами техники и тактики игры;
  • воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы;
  • привитие ученикам организаторских навыков;
  • повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу;
  • подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу;
  • отбор лучших учащихся для ДЮСШ.
 Содержание программы
 Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техника и тактика игры.
                                               Методы и формы обучения
    Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложении в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение, опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической, тактической общефизической подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных по 1,5-2 часа в неделю.
    Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий, также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.
    Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач рекомендуется применять разнообразные формы и методы проведения этих занятий.
    Методы обучения учащихся:
 
- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, анализ проделанной работы):
 
 Метод словесного описания упражнений - самый универсальный метод. С его помощью решаются различные задачи (постановка задач обучения, описание техники движений, управление ходом обучения, анализ результатов исполнения задания).
 
наглядные (демонстрация  или иллюстрация материала, показ приемов работы);
 
 Метод показа упражнений -  основной метод обучения детей и подростков. Наиболее наглядным является показ самим преподавателем изучаемых элементов или одним из учащихся. Такое исполнение помогает создать целостную картину упражнения, так как опирается на сохранные психические структуры (рефлекс подражания).
 
- практические (наблюдения, самостоятельная,  творческая работа):
 
1. Метод целостного разучивания упражнений.
Этот метод предполагает выполнение упражнений целиком.
Один из вариантов метода целостного разучивания - метод подводящих упражнений, предполагающий предварительное выполнение более простых, ранее изученных упражнений, структурно сходных с новыми.
 
2. Метод расчлененного разучивания упражнения.
Метод заключается в искусственном дроблении изучаемого двигательного
действия на составные части и последовательном их освоении при дальнейшем соединении в целое упражнение.
 
3. Игровой метод
Данный метод предполагает использование спортивных игр и соревновательных моментов,  которые способствуют закрепления изучаемого элемента, развитие необходимого  двигательного действия, а так же  физических качеств качества необходимых для выполнения технического или тактического задания.
 
- эвристические (информационно-коммуникационные  технологии):
 
Использование ИКТ технологий для мониторинга текущих результатов, тестирования для перехода на следующий этап обучения, поиска информации в Интернете, просмотра учебных программ, видеоматериала и т. д.
    
    Игровой и соревновательный методы применяются после того, как у учащихся образовались некоторые навыки игры.
    Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.
   Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.
 
                       Материально-техническое обеспечение занятий.
   Для проведения занятий в школе должен быть зал: минимальные размеры 24*12м.
   Для проведения занятий в секции волейбола необходимо иметь следующее оборудование и инвентарь:
  1. сетка волейбольная- 2шт.
  2. стойки волейбольные-
  3. гимнастическая стенка- 1 шт.
  4. гимнастические скамейки-10шт.
  5. гимнастические маты-3шт.
  6. скакалки- 5 шт.
  7. мячи набивные (масса 1кг)- 3шт.
  8. мячи волейбольные – 2 шт.
  9. рулетка- 1шт.
 
                                               Учебно-тематический план
Тематика занятий:  Теория История возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.
                           Техническая подготовка.
   Овладение техникой передвижения и стоек. Стойка игрока (исходные положения). Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения переставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Сочетание способов перемещений.
   Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками; передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте после перемещения; передачи в парах; отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее; с собственного подбрасывания; подброшенного партнером – с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу, прием и передача мяча двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами). Передачи мяча после перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке в тройках. Прием мяча снизу в группе.
     Овладение техникой подачи: нижняя прямая подача; через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.
     Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой ( овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1, 2, 3 шагов разбега, удар кистью по мячу ).
     Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача 3-6 м. нижняя прямая подача. Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.
 
                                Тактическая подготовка
  Индивидуальные действия: выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.
    Групповые действия. Взаимодействие игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны 3 ( при первой передаче ). Взаимодействие игроков зон 6, 5 и 1 с игроком зоны 3.
   Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку, к которому передающий обращен лицом.
   Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.
Общефизическая подготовка
 Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.
      Гимнастические упражнения. Упражнения без предметов: для мышц рук и плечевого. Для мышц ног, брюшного пресса, тазобедренного сустава, туловища и шеи. Упражнения со скакалками. Чередование упражнений руками, ногами – различные броски, выпрыгивание вверх с мячом, зажатым голеностопными суставами; в положении сидя, лежа – поднимание ног с мячом.
       Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорением  до 30 м. Прыжки : с места в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и высоту.
Соревнования
Принять участие в соревнованиях с родителями, с соседними школами. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.
    Система, формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
  Умения и навыки проверяются во время участия учащихся в соревнованиях, в организации и проведении судейства. Подведение итогов по технической и общефизической подготовке проводится 2 раза в год (декабрь, май), учащиеся выполняют контрольные нормативы.
                           Контрольные испытания.
общефизическая подготовка.
Бег 30 м 6х5м . на расстоянии 5 м чертятся две линии – стартовая и контрольная. По зрительному сигналу учащийся бежит. Преодолевая 5 м шесть раз. При изменении движения  в обратном направлении обе ноги испытуемого должны пересечь линию.
       Прыжок в длину с места. Замер делается от контрольной линии до ближайшего к ней следа при приземлении. Из трех попыток берется лучший результат.
       Техническая подготовка.
      Испытание на точность передачи. Устанавливаются ограничители расстояния и высоты передачи. Каждый учащийся выполняет 5 попыток.
       Испытание на точность передачи через сетку.
        Испытания на точность подач.
        Испытания на точность нападающего удара.
         Испытания в защитных действиях.                                                                                                            Тактическая подготовка.
 Действия при приеме мяча в поле. Основное содержание испытаний заключается в выборе способа действия в соответствии с заданием, сигналом. Дается два упражнения: 1) выбор способа приема мяча(по заданию). Дается 10 попыток. Учитывается количество правильных попыток и качество приема. 2) выбор способа действия: прием мяча от нападающего удара или
 выход к сетке на страховку и прием мяча от скидки. Дается 10 попыток. Учитывается количество правильно выполненных заданий и качество.
 
Практические занятия по технике нападения.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:  - стартовая стойка(И.п.)в сочетании с перемещениями;
- ходьба скрестным шагом вправо, влево, спиной вперёд; -перемещения приставными шагами спиной вперёд;
- двойной шаг назад, вправо, влево, остановка прыжком; - прыжки;- сочетание способов перемещений.
 
Действия с мячом. Передача мяча сверху двумя руками:  - передача на точность, с перемещением в парах;
- встречная передача, передача в треугольнике. Отбивание мяча в прыжке кулаком через сетку в непосредственной близости от неё.
Подача мяча:  - нижняя прямая на точность, нижняя боковая на точность.
Нападающие удары: -
Практические занятия по технике защиты.
Действия без мяча. Перемещения и стойки:
Действия с мячом. Приём мяча:
                                     Блокирование
Практические занятия по тактике нападения.
                                   Индивидуальные действия.
                                   Групповые действия.
                                   Командные действия.
Практические занятия по тактике защиты.
Индивидуальные действия. Выбор места: при приёме нижних подач; при страховке партнёра, принимающего мяч от подачи и обманной передачи. При действиях с мячом: выбор способа приёма мяча, посланного через сетку противником (сверху, снизу).
Групповые действия. Взаимодействия игроков при приёме от подачи, передачи: игрока зоны 1 с игроком зон 6 и 2; игрока зоны  6 с игроком зон 1, 5, 3; игрока зоны 5 с игроком зон 6 и 4;
Командные действия. Приём подач. Расположение игроков при приёме нижних подач, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 2, игрок зоны 3 находится сзади.
Система игры. Расположение игроков при приёме мяча от противника «углом вперёд» с применением групповых действий.
Контрольные игры и соревнования. Соревнования по волейболу. Установка игрокам перед соревнованиями. Разбор проведённых игр. Характеристика команды противника. Тактический план игры.
Контрольные испытания. Сдача контрольных нормативов по общей, специальной физической и технической подготовленности.

Методическое обеспечение

 
Раздел
программы
(вид спортивной подготовки)
Формы
занятий
Приемы и методы организации образовательного процесса
(в рамках занятия)
Дидактический материал Формы подведения итогов Техническое оснащение
1 Теоретическая подготовка Лекция, беседа,
работа с учебной литературой 
Рассказ,  презентации, просмотр аудио и видео материалов. Наблюдение за соревнованиями. Учебники по физической культуре и легкой атлетике, ИКТ, DVD-записей трансляций соревнований Опрос и тестирование Компьютер, экран, проектор
2 Общая
физическая  подготовка
(ОФП)
Объяснение, демонстрация технического действия, практическое выполнение Словесный метод, метод показа. Групповой,
индивидуальный,
 поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы.
ИКТ, видеофильмы, методические пособия по теории и методики ФК,
учебные   карточки
 Сдача контрольных нормативов. Стадион, спортивная площадка,
спортивный зал, оборудование и инвентарь необходимый для занятий л/а

 
3 Специальная физическая  подготовка
 (СФП)
Объяснение, демонстрация технического действия, практическое выполнение Словесный метод, метод показа. Групповой,
индивидуальный,
 поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы.
ИКТ, видеофильмы, методические пособия по теории и методики ФК,
учебные   карточки
 Сдача контрольных нормативов.
 
4
Технико-тактическое мастерство
(ТТМ)
Объяснение, демонстрация тактического действия, практическое выполнение Словесный метод, метод показа. Групповой,
индивидуальный,
 поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы.
ИКТ, видеофильмы, методические пособия по теории и методики ФК и ТТМ,
учебные   карточки
Результаты участия в соревнованиях, выполнение требований ГТО и ЕВСК
5
 
Тестирование практическое выполнение Групповой, индивидуальный, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы. Требования по контрольному тестированию,
учебные   карточки
 Результаты тестирования
6 Участие в соревнованиях практическое выполнение Групповой, индивидуальный, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы. Правила соревнований, требования ЕВСК и ВСК ГТО Результаты участия в соревнованиях, выполнение требований  ВСК ГТО и ЕВСК Стадион, спортивная площадка,
Спортивный зал,
манеж
 
 


 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»