Развитие скоростных качеств посредством физических упражнений
Сильванович Андрей Викторович
Бытовая, спортивная, трудовая деятельность на прямую связана с необходимостью быстро реагировать на внешние сигналы, выполнять движения с максимальной скоростью, предвидеть и упреждать опасность, мгновенно перестраивать деятельность в соответствии с меняющимися условиями. Все эти проявления реакции человека вызывают трудности у людей с ограниченными возможностями и создают угрозу их жизни и здоровью.
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Дадим определение скоростным способностям. "Скоростные способности" - это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма, единство которых обеспечивает способность совершать двигательные действия с минимальной затратой времени.
Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожи в движениях у тренированных спортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место лишь у физически слабо подготовленных людей. Всё это говорит о том, что, если необходимо повысить скорость выполнения каких-то специфических действий, то нужно тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.
Основными факторами, влияющими на проявление скоростных способностей являются:
Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Дадим определение скоростным способностям. "Скоростные способности" - это совокупность психических, морфологических и физиологических компонентов организма, единство которых обеспечивает способность совершать двигательные действия с минимальной затратой времени.
Скоростные способности человека очень специфичны, и прямого переноса быстроты в координационно не схожи в движениях у тренированных спортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место лишь у физически слабо подготовленных людей. Всё это говорит о том, что, если необходимо повысить скорость выполнения каких-то специфических действий, то нужно тренироваться преимущественно в скорости выполнения именно этих действий.
Основными факторами, влияющими на проявление скоростных способностей являются:
- функциональный петенциал центральной и переферической нервной системы;
- функциональный потенциал сенсорных систем;
- функциональный потенциал психических функций - ощущения, восприятия, внимания;
- функциональный потенциал нервно-мышечной системы;
- синхронность и быстрота включения "быстрых" двигательных единиц при мышечном сокращении;
- сила мышц и их способность к расслаблению;
- уровень коорадинационных способностей;
- степень освоения техники двигательного действия;
- тип высшей нервной деятельности, особенности характера и поведения.
В качестве общеупотребительных упражнений наиболее широко в физическом воспитании и спорте используются спринтерские упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений.
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой "части" или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной. При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15-20% от максимума. Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками.
После достижения определённых успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявляться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как "скоростной барьер". Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом условии.
В качестве средств развития комплексных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. В зависимости от направленности занятия эти средства будут носить комплексный характер, т.е. оказывать одновременное влияние на различные виды быстроты или избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты.
Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Поэтому ходьба, гимнастические упражнения на перекладине, брусьях или на коне с ручками малопригодны для развития скоростных способностей. Упражнения должны быть настолько хорошо усвоены, чтобы при их выполнении основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Продолжительность упражнений, напрвленных на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приёмов в спортивных играх, единоборствах, скоростно-силовых и сложно-координированных видах спорта может быть до 5-10 сек. При развитии абсолютного уровня дистанционной скорости в видах спорта циклического характера продолжительность упражнений может колебаться в более широких пределах - от 5-6 сек. до 1 мин и более.
При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций.
При воспитании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений.
Для целенаправленного воспитания быстроты реакции с большой эффективностью используются различные методы.
Основными средствами воспитания различных форм скоростных способностей являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой "части" или целостные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отношению к достигнутой соревновательной. При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15-20% от максимума. Целостные формы соревновательных упражнений используются в качестве средств воспитания быстроты главным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками.
После достижения определённых успехов в развитии скоростных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявляться, несмотря на систематичность занятий. Такая задержка в росте результатов определяется как "скоростной барьер". Причина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и проявляющимися при этом условии.
В качестве средств развития комплексных форм проявления скоростных способностей используются упражнения, которые можно выполнить с максимальной скоростью. В зависимости от направленности занятия эти средства будут носить комплексный характер, т.е. оказывать одновременное влияние на различные виды быстроты или избирательно воздействовать на ту или иную форму быстроты.
Техника скоростных упражнений должна обеспечивать их выполнение на предельных скоростях. Поэтому ходьба, гимнастические упражнения на перекладине, брусьях или на коне с ручками малопригодны для развития скоростных способностей. Упражнения должны быть настолько хорошо усвоены, чтобы при их выполнении основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения. Наконец, продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась вследствие утомления.
Продолжительность упражнений, напрвленных на совершенствование комплексных скоростных способностей при выполнении отдельных приёмов в спортивных играх, единоборствах, скоростно-силовых и сложно-координированных видах спорта может быть до 5-10 сек. При развитии абсолютного уровня дистанционной скорости в видах спорта циклического характера продолжительность упражнений может колебаться в более широких пределах - от 5-6 сек. до 1 мин и более.
При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций.
При воспитании скоростных качеств целесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается в использовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений.
Для целенаправленного воспитания быстроты реакции с большой эффективностью используются различные методы.
Основными средствами воспитания различных форм скоростных способностей являются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения движений.
Таким образома, под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду, что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависит от ряда факторов и главным образом от уровня физических координаций.
Основными средствами воспитания различных форм скоростных способностей являются упражнения требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения упражнений.
Основными средствами воспитания различных форм скоростных способностей являются упражнения требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости и частоты выполнения упражнений.