Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Подводящие упражнения для овладения
гребковыми движениями руками и ногами

Бастрон Наталья Владимировна
Подготовительные упражнения для освоения с водой, как правило, являются стандартнымии решают следующие задачи:
1)формирование комплекса рефлексов (кинестетических, слуховых, зрительных, тактильных, дыхательных и вестибулярных), соответствующих основным свойствам и условиям водной среды; 2)освоение рабочей позы пловца, чувства опоры о воду и дыхания в воде - как подготовка к изучению техники спортивного плавания;
3)устранение инстинктивного страха перед водой - как основа психологической подготовки к обучению. Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой), испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду. В результате устраняется инстинктивный страх перед водой; вырабатываются умение ориентироваться и уверенность поведения в непривычных условиях водной среды. Все упражнения для освоения с водой выполняются на задержке дыхания после вдоха. Это увеличивает плавучесть тела занимающихся и помогает им быстрее почувствовать, что они легче воды и могут без всяких усилий держаться на ее поверхности. Освоение с водой происходит одновременно с изучением простейших упражнений, которые являются элементами техники спортивных способов плавания. Особое внимание уделяется упражнениям в скольжении, которые содействуют выработке равновесия, горизонтального положения тела, улучшению обтекаемости тела при плавании, тренируют умение занимающихся напрягать мышцы туловища и вытягиваться вперед, увеличивая длину скольжения. Практически скольжение - основное упражнение для выработки рациональной рабочей позы пловца и оптимальных мышечных усилий, направленных на поддержание горизонтального положения тела. А вот для приобретения правильных навыков гребковых упражнений в школьной программе уделяется не достаточное внимание на мой взгляд. Технику гребка показывают и знакомят учащихся сразу в процессе ознакомления с техникой плавания кролем на груди или на спине. Опыт такой работы не всегда бывает положительным, поскольку не у всех обучающихся есть способности к плаванию. В нашей школе обучение плаванию начинается с первого класса, это дети возраста 6-7 лет, им свойственна игровая деятельность, через нее запоминание и отработка навыков происходит быстрее. Методика Ивана Лазоровича Гончар для формирования умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами, на мой взгляд, очень эффективна. Это комплекс определенных упражнений в игровой форме, разучивание, повторение и систематическое выполнение которых формируют у обучающихся технически правильные гребковые движения.
 
Методическая разработка.
 
Воспитание здорового, подрастающего поколения является одной из важнейших задач общества. Здоровье человека формируется с первых лет жизни и на протяжении всей школьной жизни. Состояние здоровья детей в значительной степени определяют уровень здоровья нации в будущем. Одним из средств укрепления здоровья является физическая культура, главной целью которой является формирование физически активной личности. Введение в программу уроков плавания имеет большое практическое и оздоровительное значение. Программа ориентирована на применение широкого комплекса упражнений, которые способствуют формированию правильной осанки, прививают гигиенические навыки, закаливают организм, повышая его сопротивляемость различным простудным заболеваниям. При правильно проводимых занятиях у детей повышаются функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, укрепляется дыхательная мускулатура, увеличивается жизненная ёмкость лёгких. Плавание положительно влияет также на состояние центральной нервной системы. Помимо сохранении и укреплении здоровья обучающихся занятия плаванием решают воспитательные задачи, которые помогают ребятам стать дисциплинированными, смелыми, решительными и находчивыми. Весьма важно также прикладное значение плавания (ныряние в длину и глубину, плавание в одежде, переправы вплавь, простые прыжки в воду и пр.), так как эти навыки могут понадобиться людям самых разных профессий: рыбакам, геологам, морякам, водолазам и многим другим. Начинать освоение плавания рекомендуется с 1-го класса. В школах, где есть возможность заниматься плаванием круглый год, занятия по плаванию могут чередоваться с уроками физической культуры по другим разделам программ. За время обучения в начальной школе дети должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с открытыми глазами, правильно дышать, проплывать, соблюдая правильную координацию движений рук и ног, дистанцию 50 м, играть в подвижные игры, прыгать в воду. В средней школе продолжается закрепление и совершенствование техники спортивного плавания, стартов, ныряния в длину и глубину. Изучается техника прикладных способов плавания, поворотов, эстафетное плавание. Учащиеся знакомятся с правилами проведения соревнований и основными приёмами техники водных видов спорта (водное поло, синхронное плавание, прыжки в воду). В старших классах проходит совершенствование техники изученного материала, углубляется изучение технических и тактических приёмов. . Умение плавать - жизненно необходимый навык для человека любого возраста. Главная задача обучения плаванию - способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности, творческого долголетия, бодрости, силы и выносливости, приобретению жизненно важного навыка. Учебная дисциплина "Плавание" развивается с учетом других дисциплин: анатомии, физиологии, педагогики, теории физической культуры, основ спортивной тренировки, гидродинамики, спортивной медицины. Как учебная дисциплина оно определяется принципами и закономерностями развития и функционирования организма в процессе занятий, формирования техники движений, приемов и действий в воде. Основная задача учебной дисциплины - дать обучающимся знания, привить умения и основные педагогические навыки, которые они в дальнейшем будут применять в своей практической деятельности. В системе физического воспитания плавание представлено в качестве: массового средства разностороннего физического воспитания и жизненно необходимый навык, овладеть которым должен каждый гражданин с детских лет; массового средства оздоровления, закаливания, активного отдыха населения; средства профессионально-прикладной подготовки к труду и обороне страны; вида массового детского и подросткового спорта и спорта высших достижений. Нормативные требования по плаванию включены в государственные программы по физическому воспитанию для общеобразовательных школ. Курс плавания имеет практические и теоретические разделы. Практические разделы предусматривают освоение учащимися техники и методики обучения спортивному и прикладному плаванию, ознакомление с подводным и синхронным плаванием, прыжками в воду, водным поло, а также с играми и развлечениями в воде. Теоретические разделы включают в себя изучение истории, условий взаимодействия человека с водной средой, теорию и методику преподавания этих видов. .2 Основные задачи и этапы процесса обучения детей плаванию При обучении плаванию решаются следующие основные задачи: - укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков; - изучение техники плавания и овладение жизненно необходимым навыком плавания; - всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость; - ознакомление с правилами безопасности на воде. Содержание программы начального обучения плаванию зависит от задач, стоящих перед курсом обучения; контингента занимающихся, их физической подготовленности и возраста; продолжительности курса обучения; условий для проведения занятий. Все перечисленные факторы тесно связаны между собой. От возраста и физической подготовленности зависят дозировка и нагрузки, методика преподавания, а также быстрота освоения учебного материала. Быстрее всех учатся плавать дети от10 до 13 лет. Обучение плаванию детей младшего школьного возраста требует больше времени - из-за медленного освоения техники движений и трудностей, связанных с организацией занятий (они медленно раздеваются и одеваются, плохо знают команды, легко отвлекаются, быстро теряют интерес к заданию и т. д.). Кроме того, составление программы обучения зависит от количества занятий в неделю, продолжительности каждого занятия. Задачи, стоящие перед курсом обучения, и продолжительность занятий определяют выбор способа плавания. Время, необходимое для освоения того или иного способа плавания, неодинаково. Выбор способа плавания для начального обучения зависит также от возраста занимающихся. В программах по плаванию для общеобразовательных школ предусматривается одновременное обучение плаванию двумя (схожими по структуре движений) способами: кролем на груди и на спине. Это позволяет увеличивать количество упражнений и изменять условия их выполнения. Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой урок. Он делится условно на три части: подготовительную, основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная - в воде. Подготовительная часть урока (продолжительностью 5-10 мин) посвящается организации занимающихся, включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока, краткой теоретической беседе по теме урока, показу и объяснению нового материала, выполнение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми, упражнениями. Основная часть урока (30-45 мин) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду. В этой части урока изучается новый программный материал и совершенствуются приобретенные навыки. В последней трети этой части урока проводятся различные игры и эстафеты. Заключительная часть урока (5-10 мин) строится, таким образом, чтобы постепенно снизить физическую и эмоциональную нагрузку. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, самостоятельное плавание, организованный выход из воды, построение и проверку присутствующих, подведение итогов урока.
Упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды. Задачи: •быстрое освоение с водой, ликвидация чувства страха перед новой, непривычной средой; •ознакомление с температурой, плотностью, вязкостью и сопротивлением воды; •формирование умения опираться о воду и отталкиваться от нее основными гребущими поверхностями: ладонью, предплечьем, стопой, голенью (это необходимо в дальнейшем для овладения гребковыми движениями руками и ногами).
Упражнения: Ходьба по дну, держась за разграничительную дорожку или бортик бассейна.
1.Ходьба по дну в парах: перейти бассейн туда и обратно - сначала шагом, потом бегом.
2.Ходьба по дну без помощи рук с переходом на бег.
3.Ходьба по дну без помощи рук со сменой направления движения.
4.Поочередные движения ногами (как остановка мяча внутренней стороной стопы) брассом.
5. Бег вперед с помощью попеременных гребковых движений руками.
6. То же с помощью одновременных гребковых движений руками.
7. Бег вперед спиной, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
8. То же, помогая себе одновременными гребковыми движениями руками.
9. Стоя на дне, шлепать по поверхности воды: кистями, сжатыми в кулаки; ладонями с широко расставленными пальцами; ладонями с плотно сжатыми пальцами.
10."Полоскание белья". Стоя на дне, выполнять движения руками вправо-влево, вперед-назад с изменением темпа движений.11."Пишем восьмерки". Стоя на дне, выполнять гребковые движения руками по криволинейным траекториям.
12.Опустившись в воду до подбородка, ходьба в положении наклона, помогая себе попеременными гребковыми движениями руками.
13.Опустившись в воду до подбородка и стоя прямо (ноги на ширине плеч), выполнять движения руками перед грудью в виде "лежачей" восьмерки.
Данные упражнения не являются основным учебным материалом, но дают хороший результат в подготовке обучающихся к технике гребка, изменяя количество повторений, время выполнения можно использовать их как в начальной школе, так и в среднем звене. Дальнейшее изучение техники спортивного способа плавания проводится в строгой методической последовательности.
Данные упражнения являются основным учебным материалом. Изучение техники спортивного способа плавания проводится в строгой методической последовательности.
      Следует проводить постоянную оценку действий занимающихся с приведенными параметрами упражнений. Особенностью развития и освоения техники плавательных движений является усложнение их выполнения. В условиях водной среды должен обеспечиваться процесс осмысления приобретенных на суше навыков и технических действий. Необходимо также в определенной последовательности предусматривать усложнение упражнений, но это не означает строгий регламент их выполнения, а дает возможность их вариативного выбора. Необходимо помнить при этом условие - только усвоив выполнение простого упражнения можно переходить к изучению более сложного. Чем больше вариантов движений в упражнениях освоит обучаемый, тем быстрее и прочнее будет формироваться плавательный навык того или иного способа. Таким образом, обучение плаванию в школе является частью физического воспитания детей и направлено на комплексное решение задач физического воспитания.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»