Использование тренажерно-информационной системы
«ТИСа» на уроках физической культуры
и внеурочной деятельности
Хужаберганова Юлия Сергеевна,
учитель физической культуры ГБОУ школа № 525
с углубленным изучением английского языка
имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко
Московского района Санкт-Петербурга
В статье представлено описание тренажерного комплекса «ТИСА», применяемого на уроках физической культуры и на занятиях в рамках дополнительного образования в ГБОУ Школа №525 Санкт-Петербурга, его влияние на здоровье обучающихся.учитель физической культуры ГБОУ школа № 525
с углубленным изучением английского языка
имени дважды Героя Советского Союза Г.М. Гречко
Московского района Санкт-Петербурга
Здоровьесбережение, ТИСА, физкультура, комплексное восстановление. По данным Всемирной организации здравоохранения за последние 10 лет состояние здоровья детей неуклонно ухудшается: в 5 раз увеличилась частота выявления нарушения зрения; в 4 раза увеличились количество нарушений осанки; в 3 раза участились патологии органов пищеварения. Путем решения задач физического воспитания, по мнению д.м.н., разработчика тренажерно-информационной системы «ТИСА» Дмитрия Петровича Рыбакова, является применение в работе с детьми занятий с использованием новых технологий. «ТИСА» – это новая технология комплексного восстановления человека, позволяющая подготовить психомоторные функции, укрепить связочно-суставной и нервно - мышечный аппараты. На протяжении многих лет эта тренажерная система используется в санаторно-курортном лечении, в спорте высших достижений (восстановление после травм), в детских и взрослых реабилитационных центрах. Теперь прошедшие специальную курсовую подготовку педагоги нашей школы используют данную технологию как элемент занятий физической культурой на уроках и во внеурочной деятельности. Использование элементов комплекса «ТИСА» направлено на обеспечение наиболее благоприятных условий роста и развития детей, на укрепление их здоровья, что обеспечивает значительные успехи в борьбе с заболеваниями. Подростки обладают поразительно высоким двигательным потенциалом, они способны осваивать сложные, требующие большого функционального напряжения виды движений. Растущий организм особенно нуждается в мышечной деятельности, поэтому недостаточная двигательная активность, некомпенсируемая необходимыми по объему и интенсивности физическими нагрузками, приводит к развитию ряда заболеваний. Детям и подросткам особенно необходима двигательная активность, причем не, только в образовательных, но и в лечебно-профилактических целях, для сохранения и укрепления здоровья. Тренажерная система «ТИСА» позволяет выполнять корригирующие и развивающие упражнения на фоне моделирования мягких природных механических колебаний с частотой 10-130Гц, с одновременной проработкой наибольшего числа активных точек. Модульное решение тренажерной системы и доступность эксплуатации предоставляют широкий спектр комбинаций упражнений. Занятия с использованием системы «ТИСА» приводят к быстрым положительным изменениям за счет роста капиллярной сети, нормализации мышечного и сосудистого тонуса, активизации синоптических каналов, улучшению дренажной функции легких и т.д. Специально подобранные упражнения тренируют координацию. В результате улучшается равновесие и устойчивость при движении у детей с проблемами опорно-двигательного аппарата.
Основная цель – всестороннее, физическое развитие детей, укрепление и сохранение их здоровья.
Цель обучения – мотивация к здоровому образу жизни учащихся посредством освоения упражнений, умения сохранять и совершенствовать умения и навыки снимать утомление вызванное учебной деятельностью, а также содействовать самореализации и самосовершенствованию, развитию физических, интеллектуальных и нравственных качеств личности.
В соответствии с данной целью формируются комплекс основных взаимосвязанных задач: образовательных, оздоровительных и воспитательных, решаемые в процессе реализации данных методических рекомендаций с использованием тренажерно-информационной системы «ТИСА»:
Спортивно-оздоровительная технология «ТИСА» позволяет решать задачи профилактики предотвращение травматизма детей:
· Профилактики плоскостопия и нарушений осанки;
· Укрепление мышц живота и поясницы направленные на регуляцию мышечного тонуса;
· Предотвращение заболеваний органов пищеварения, костно-мышечной и соединительной ткани;
· Тренировку функций равновесия, вестибулярного аппарата и улучшения биохимического двигательного паттерна;
· Улучшения вегетативной реактивности, чувствительности и оптимизации реакций срочной адаптации к физической нагрузке.
Организационно-методические рекомендации
Основными формами являются: теоретические и практические занятия, профилактические и оздоровительные мероприятия.
Начиняя занятия, учитель должен иметь точное представление об индивидуальных особенностях ребенка, уровень его физического развития, состояния его двигательных навыков и умений. Особое значение имеют функциональные исследования подвижности позвоночника, силы мышц спины и брюшного пресса к статическим нагрузкам.
Основными средствами для решения задач оздоровительные являются: занятия специально оздоровительно-развивающей гимнастики, корригирующих и укрепляющих упражнений, применение специального оборудования как, массажные мячи, гимнастическая стенка, фитбол-мяч, степ-платформа и тренажерно-информационная система «ТИСА» оборудованная в спортзале или кабинете.
Правильный психолого-педагогический подход к детям, является мощным фактором воздействия. Чувство мышечной радости порождает у ребенка стойкие положительные эмоции и является надежным средством повышения эффективности организма.
Учебный материал разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательность обучения движениям, систематичность увеличения нагрузки, постепенное развитие функциональных способностей занимающихся.
При планировании и проведении занятий по с использованием ТИСА учтены особенности организма учащихся. В зависимости от вида нарушений осанки, заболеваний сердечно-сосудистой системы и функциональных возможностей, предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
по оздоровительному сопровождению представляет собой комплекс мероприятий рассчитанных на 1 год, направленных на профилактику, коррекцию нарушений осанки, плоскостопия у детей 7-9 лет.
Занятия должны проводиться систематически не реже 2 раза в неделю по 45 мин, с постепенным увеличением нагрузки и использование различных пособий, для улучшения координаций движений и повышения эмоционального настроя.
В основу комплексов подобраны коррегирующие упражнения на укрепление мышечного корсета, общеукрепляющие традиционные и нетрадиционные оздоровительные методики.
Состав группы 12 - 15 человек.
Комплектование группы проводится на основе учета состояния здоровья, показателей физической подготовленности и функционального исследования по заключению врача, оформляется приказом директора общеобразовательного учреждения.
Формы контроля.
Для определения эффективности занятий необходимо использовать мониторинговые исследования: метод педагогического наблюдения и медицинский контроль.
При педагогическом наблюдениях, которые наблюдаются в течении всего курса, отмечаются основные знания, умения, навыки и личностные качества, приобретенные учащимися в период обучения.
При повторении и закреплении учащимися учебного материала используются формы контроля: устные ответы, показ упражнений, беседы с родителями, осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.
Динамику развития физических качеств учащихся позволяет оценить контрольные тесты, проводимые 2 раза в год – определение гибкости позвоночника, силу мышечных групп спины и брюшного пресса, плечевого пояса, которые являются основой мышечного корсета, удерживающего осанку в правильном положении.
Эффективность оздоровления учащихся, уровень состояния здоровья учащихся, помогает определить медицинский контроль. Медицинский персонал школы проводит периодический контроль коррекции осанки учащихся – 2 раза в год.
Комплекс «ТИСА» позволяет:
- правильно изучать общеразвивающие упражнения вследствие создания удобных поз и ориентиров для выполнения движений;
- быстро осваивать технику спортивных игр и единоборств за счет регуляции скорости скатывания, полета и отскока мяча, а также ударных приспособлений;
- изучать основы техники в гимнастике и легкой атлетике с помощью программируемой амплитуды, направления и скорости движения;
- совершенствовать технико-тактическое мастерство, моделируя фрагменты игр и единоборств;
- осваивать элементы самостраховки при попадании в ситуации, вызывающие травмы.
Все элементы системы собраны из дерева, в каждый вмонтирован микропроцессор, синтезирующий мягкие природные биологические колебания. В сочетании с колебаниями общеразвивающие упражнения, упражнения ЛФК, и другие дают удивительный положительный эффект. Ребятам нравится красивая, необычная, новейшая система. Горка, вестибулоплатформы, устройства для предотвращения травматизма и прочие вызывают живой интерес у учащихся.
Источники
1. http://www.who.int/ru/ - Всемирная организация здравоохранения
2. http://www.kved.ru/php/content.php?id=472 - «Курортные ведомости» (электронная версия журнала).