Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Использование оздоровительных технологий
на уроках физической культуры

Парисеева Анастасия Игоревна
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. В последнее время всё очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья россиян и что самое тревожное - учащихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей.
Физкультура в наше время выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния человека, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике.  Сегодня она должна формировать не только двигательные компоненты человека, но и интеллектуальные и социально-психологические. Как и любая сфера, физкультура, предполагает работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением и мировоззрением применительно к его телесной организации. Современные условия развития нашего общества требуют иного взгляда на проблему формирования физической культуры.
            Приоритетным направлением работы современной школы является повышение качества образования через использование современных образовательных технологий на уроках и во внеурочной деятельности. Актуальность современных технологий на уроках физической культуры определяется особой ролью здорового образа жизни на современном этапе развития человечества в целом и каждого отдельного ученика школы в частности. Учитель физической культуры, используя современные технологии, может совершенствовать не только физические качества, а также развивать творческий потенциал обучающихся.
Физическая культура - единственный предмет в школе, который в главном выполняет именно эти задачи. И отсюда следует, что главная задача учителя физической культуры - сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения. Своими действиями учитель физической культуры может не обращать внимание на самопроизвольное разрушение  молодого, растущего организма, а может помочь превратиться слабому, болезненному человечку в полноценного, здорового гражданина своей страны.
Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать несколько взаимодействующих аспектов: знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; организация физкультурно-оздоровительной и культурно-массовой работы с учащимися; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом; взаимодействие с учителями-предметниками по созданию в школе здоровьесберегающего образовательного пространства.
Самым главным критерием здоровьесберегающих качеств образовательных технологий будет положительная динамика в  здоровье учащихся и педагогов.
здоровье учащихся определяется исходным состоянием его здоровья на момент поступления в школу, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности, а именно:
  • благоприятный эмоциональный настрой;
  • соблюдение гигиенических требований (свежий воздух, оптимальный тепловой режим, хорошая освещенность, чистота);
  • построение урока с учетом работоспособности учащихся;
  • строгая дозировка учебной нагрузки;
  • проведение физкультминуток и динамических пауз на уроках.
            Целью моей педагогической деятельности является внедрение элементов здоровьесберегающих технологий в учебный процесс с целью предотвращения  утомляемости учащихся на уроке и повышение качества обучения.
           Достижение планируемых результатов предполагает решение  следующих задач:
  • Через применение в учебном процессе элементов здоровьесберегающих технологий предотвратить утомление школьников и активизировать их познавательный интерес.
  • Разработать уроки на основе принципов здоровьесбережения.
  • Формировать у учащихся практических навыков здорового образа жизни, способствующих повышению интереса к процессу обучения,               снижению школьной тревожности для более успешного обучения.
              Под здоровьесберегающими образовательными технологиями (ЗОТ)  можно понимать все те технологии, использование которых в образовательном процессе идёт на пользу здоровья учащихся. Если же ЗОТ связывать с решением более узкой здоровьесберегающей задачи, то к здоровьесберегающим будут относится педагогические приёмы, методы, технологии, которые не наносят прямого или косвенного вреда здоровью учащихся и педагогов, обеспечивают им безопасные условия пребывания, обучения и работы в образовательном учреждении.
Группы здоровьесберегающих технологий
В системе образования применяют несколько групп здоровьесберегающих технологий, в которых используется разный подход к охране здоровья, а соответственно, и разные методы и формы работы:
1. Медико-гигиенические технологии, которые включают комплекс мер, направленных на соблюдение надлежащих гигиенических условий в соответствии с регламентациями СанПин, и функционирование в школах медицинского кабинета. Создание стоматологического, физиотерапевтического и других медицинских кабинетов для оказания каждодневной помощи школьникам, и педагогам, проведение занятий лечебной физкультурой, организация фитобаров, кабинетов “горного воздуха” и т.п. – также элементы этой технологии.
2. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств. В основном данные технологии реализуются на уроках физкультуры и в работе спортивных секций.
3. Экологические здоровьесберегающие технологии помогают воспитывать у школьников любовь к природе, стремление заботиться о ней, приобщение учащихся к исследовательской деятельности в сфере экологии и т.п., все это обладает мощным педагогическим воздействием, формирующим личность, укрепляющим духовно-нравственное здоровье учащихся.
4. Технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности реализуют специалисты по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, архитекторы, строители, представители коммунальной службы и т.д. Поскольку сохранение здоровья рассматривается при этом как частный случай главной задачи – сохранения, требования и рекомендации этих специалистов подлежат обязательному учету и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий. Грамотность учащихся по этим вопросам обеспечивается изучением курса ОБЖ, педагогов – курсов БЖД, а за обеспечение безопасных условий пребывания в школе отвечает директор.
5. Здоровьесберегающие образовательные технологии следует признать наиболее значимыми из всех перечисленных по степени влияния на здоровье учащихся. Главный их отличительный признак – не место, где они реализуются, а использование психолого-педагогических приемов, методов, технологий, подходов к решению возникающих проблем. В настоящее время к здоровьесберегающим образовательным технологиям относятся технологии, которые основаны на возрастных особенностях познавательной деятельности детей, обучении на оптимальном уровне трудности (сложности), вариативности методов и форм обучения, оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок, обучении в малых группах, использовании наглядности и сочетании различных форм предоставлении информации, создании эмоционально благоприятной атмосферы, формировании положительной мотивации к учебе (“педагогика успеха”), на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровьесбережения.
Выбор и освоение на теоретическом и практическом уровнях здоровьесберегающих образовательных технологий учителем физической культуры осуществляется в несколько этапов:
  • формирование общей компетентности в области современных образовательных технологий;
  • углубленное изучение теоретических основ новой избранной учителем здоровьесберегающей личностно-ориентированной технологии;
  • изучение методических разработок на этой основе, и опыта реализации данной технологии другими учителями;
  • методическая разработка собственных учебных занятий на основе данной технологии, их адаптация к содержанию учебного курса, специфике своей педагогической деятельности и возрастным и личностным особенностям учащихся;
  • экспериментальная апробация технологии, измерение ее педагогической эффективности и корректировка; освоение технологии в практической деятельности.
Наиболее результативным подходом в реализации личностно-ориентированных здоровьесберегающих технологий является разработка интегративных личностно-ориентированных технологий, в которых в качестве «ведущих» могут выступать проектные, игровые, исследовательские (проблемные) технологии, а «обеспечивающих» - диалогово-дискуссионные, технологии сотрудничества и педагогической поддержки.
 
Деятельность любого педагога должна быть направлена на основные цели: образование и здоровьесбережение обучающихся, а аспекты этой деятельности должны быть  таковы:
- своевременность и правильность постановки задач в освоении здорового образа жизни;
- учет нагрузки, исходя их возрастных особенностей и работоспособности обучающихся;
- умение правильно планировать и сочетать компетентности в обучении;
- оптимальность распределения учебного материала по мере его освоения;
- использование наиболее приемлемых методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью обучающихся;
- создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы в процессе обучения;
- квалифицированное медицинское сопровождение;
- моделирование и апробации исследовательской работы по здоровьесбережению в области образования;
- воспитание у обучающихся потребности в непрерывном самообразовании и самосовершенствовании в области здорового образа жизни;
- использование ИКТ в области оздоровительных систем;
- создание оздоровительных и консультативных центров здорового образа жизни в общеобразовательных учреждениях;
- систематическая работа с родителями, коллегами  по данному вопросу.
Используемые организационно – педагогические технологии при организации учебного процесса, здоровьесберегающие приемы и средства, оздоровительные действия при проведении уроков можно назвать оздоровительными, так как они позволяют сохранять высокую работоспособность и отодвигать во времени начальные признаки утомления. Любая технология должна применяться в коллективе с эмоциональным благополучием. Это мое твердое убеждение. Я считаю, что учитель обязан обеспечить на уроке благоприятный эмоциональный фон. Сюда относятся и доверительный стиль общения педагога и ученика, и обучение в состоянии успешности, мотивационной включенности, и создание ситуаций со свободной дискуссией по заданной теме, и смена ролей, где ученик может выступать в роли учителя.
На уроке создаются условия, позволяющие каждому ученику быть активным, самостоятельным (не бояться ошибиться, получить плохую отметку). Уважительно и внимательно выслушиваю отвечающего, независимо от его успеваемости, поощряю в школьнике чувство независимости, уверенности в себе при ответе. Поддерживаю учеников улыбкой, словесным одобрением. Обращаюсь к ученикам по имени. Оказываю помощь детям, не успевающим за темпом работы класса. Использую разные формы работы: индивидуальную, парную, групповую. Организованная работа групп, сообща решают учебные задачи. Дискуссия и групповая работа на уроке исключают авторитарность и воспитывают в детях доверие к собственным силам и интерес друг к другу, умение встать на точку зрения другого. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным упражнениям и интеллектуальным заданиям. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали. В обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. Пока еще здоровый образ жизни не на вершине пирамиды ценностей у некоторых подростков в наших школах. Но именно современный учитель личным примером и своим мировоззрением должен научить детей с раннего возраста беречь, ценить и укреплять свое здоровье. 
 
Список литературы 
Ю.В. Науменко «Здоровьесберегающая деятельность школы: мониторинг эффективности». Методические рекомендации для педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений. -  М.: Издательство «Глобус», 2009.  (Управление школой).
Л.Б. Дыхан «Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе». -  Ростов н/Д: Феникс, 2009.  – (Библиотека учителя).
М.А. Павлова «Формирование эффективной модели здоровьесберегающего учреждения» (Материалы к педагогическим советам по данным института возрастной физиологии РАО). – Саратов, 2006.
Т.И. Агишева «Здоровье современных подростков и здоровьесберегающие технологии в школе». http:/www.allbest.ru/dip/.
М. Южаков, «Здоровьесберегающие технологии в условиях предпрофессионального образования»// Знание – власть, 2008, №30.
 Советова Е.В. Оздоровительные технологии в школе // Ростов-на-Дону, 2010.
Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры. М.: Нар, асвета. 1980. 128с.
Малкова С.В. Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе в сельской малочисленной школе // Приоритетные направления развития образования на селе. Углич. 2009. 255 с. С. 183 – 186.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование. 2009. 255с.
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»