Адаптация и мотивация: связь и взаимовлияние
на эффективность процесса обучения
Сиденко Артур Артурович
Понятие и особенности адаптации
Адаптация представляет собой приспособление организма к условиям внешней среды. Этот процесс происходит за счет различных видов трансформаций:
- генетических;
- личностных;
- поведенческих.
В ходе адаптации наблюдается регуляция поведения индивида в зависимости от тех изменений, которые происходят во внешней среде. Процесс протекает автоматически. Он базируется на сбалансированном существовании обитателей в конкретной среде.
Виды адаптации
Существует несколько видов адаптации:
- физиологическая;
- психологическая;
- социальная.
Физиологическая адаптация дает человеку возможность успешно контролировать внутренние механизмы, входящие в состав организма, и подвергающиеся воздействию факторов внешней среды. Перечисленные факторы оказывают раздражающее воздействие. Способность индивида к приспособлению к меняющимся условиям. Это один из наиболее важных адаптационных факторов.
Психологический вид адаптации представляет собой процесс, при котором индивид приспосабливается к меняющимся социальным условиям. Это определяет развитие его взаимодействия с другими индивидами, входящими в состав социума.
Это некий психологический тип подстройки человека под определенные нормы социума, которые входят в состав общества. Они выполняют строго определенные ролевые функции. Они делятся на несколько типов:
- психолого-социальная. Реализуется в области психологических взаимных отношений, которые складываются, когда индивид исполняет различные роли в обществе;
- профессионально-деятельностная. Осуществляется в области рабочих или же учебных связей;
- эколого-психологическая. Реализуется в области взаимосвязи, формирующейся с экологической сферой. [2]
Социальную адаптацию переживает любой гражданин в ходе взросления и перемен, происходящих в окружающей среде. При этом наблюдается изменение личного статуса в выделенном обществе.
Среди основных компонентов адаптации:
- способности человека трудиться, обучаться, вступать во взаимодействие с социумом;
- степени индивидуального потенциала;
- цели, стремления, индивидуальные ценности и прочее.
Все уровни, перечисленные выше, связаны друг с другом. Они оказывают взаимное воздействие и определяют общие признаки, действующие при работе организма.
Мотивация человека
Мотивация представляет собой внутреннюю энергию. Она делает индивида активным, причем как в повседневной жизни, так и в рабочей сфере. Здесь следует отметить, что мотив представляет собой то, что побуждает к активности. Именно он направляет индивида на удовлетворение конкретной потребности. Если рассматривать мотив с другой стороны, то он выступает в качестве отражения потребности. Она действует в роли объективной закономерности, в некотором роде даже необходимости. [1]
Как вариант, мотивацию можно представить как систему, включающую движущие силы. Они могут быть как внешними, так и внутренними. Такие силы побуждают действовать определенным образом. С другой стороны, мотивация может выглядеть как процесс побуждения других индивидов к конкретной деятельности для достижения поставленных целей, носящих сугубо личный характер. [3]
Если дело касается людей, проходящих обучение, то здесь мотивация может рассматриваться как методы, инструменты и процессы, которые используются для побуждения к познавательной активности, освоению новой информации по определенным дисциплинам.
Говоря о мотивах, можно сказать, что они представляются в виде желаний, эмоций, установок, потребностей. Исходя из информации, представленной выше, можно сказать, что мотивы – это усложненные системы, носящие динамический характер. В их рамках делается выбор, принимаются определенные решения, выполняется анализ, оценивается сделанный выбор. Мотивация для школьников и студентов – продуктивный метод улучшения образовательных процессов.
Важный момент: мотив – продукт мотивации, говоря другими словами, результат психологической активности. Ее цель заключается в создании надлежащих оснований для человеческой активности. Он побуждает к тому, чтобы достигать поставленных целей.
Взаимозависимость адаптации и мотивации
Главная проблема мотивации людей, находящихся в процессе обучения, обсуждается на протяжении долгого времени, как и ее непосредственная связь с адаптацией. На данный момент основное затруднение касается сниженной мотивации, что характерно для определенной доли учащихся. Сложно найти педагога, который не сталкивался бы с такой проблемой ни разу. По этой причине главной задачей для преподавателя становится донесение информации таким образом, чтобы студентам было интересно. Нередко применяются интерактивные средства. Нежелательно, чтобы мотивация превращалась в представление, где цель заключается в веселье и развлечении.
Цель учебного заведения – в предоставлении качественного образования. Ученик должен унести такой объем знаний, в котором он заинтересован, можно сказать, на который он замотивирован. Педагоги уделяют особое внимание мотивации учащихся. При этом они прекрасно понимают, что мотивации разная у разных людей. Это нужно принимать во внимание, выбирая подходящие рычаги для оказания давления.
Например, некоторые преподаватели жестко контролируют посещаемость, другие уделяют больше внимания успеваемости. В рамках отдельно взятой группы довольно сложно отыскать единый вариант. Универсальной мотивации не существует. Поэтому рекомендуется уделять пристальное внимание социальному и демографическому составу группы. [4]
При поиске оптимального способа мотивирования нужно принимать во внимание стадии адаптации и ее особенности в определенном коллективе. Мотивационная система нередко становится ключевым фактором, когда студент/школьник принимает решение о продолжении обучения. Сущность мотивации в процессе адаптации заключается в следующем: новый человек, поступающий в образовательное учреждение, заинтересован в принятии общественных критериев и условиях, устоявшихся в коллективе.
В процессе первичной адаптации в качестве мотивационных факторов для учащегося могут выступать:
- предоставление возможности самостоятельного исполнения определенных обязанностей на определенном уровне;
- развитие ощущения самостоятельного контроля;
- достижение заданного уровня культуры в коллективе, который человек считает приемлемым лично для себя. [5]
На протяжении начального периода учащийся, вступивший в новый коллектив, получает информацию о существующей системе мотивации, которая принята в социуме.
От правильной мотивационной системы при адаптации зависит принятие решение о дальнейшем обучении. Формирование подходящей структуры – актуальная проблема для профессиональных педагогов. Мотивация оказывает усиленное воздействие на развитие специалиста в дальнейшем. Следует отметить, что многие ученики школ и университетов переживают затруднения в связи с самореализацией, которая происходит в меняющихся условиях. При этом студенты первых курсов характеризуются наибольшей чувствительностью.
Список использованной литературы
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: ПИТЕР, 2018. - 508 с.
- Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности. – СПб.: изд-во РГПУ им.А. И. Герцена , 2020. – 480 с.
- Сагайдак. С.С. Мотивация деятельности. Минск, ред. журнала «адукацыя i выхаванне, 2020. - 207с.
- Смирнов С.В.Организационное поведение (Управление поведением человека в организации): Учебное пособие. – М.:МГИУ, 2019.- 67с.
- Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: Т.1.-М.: Педагогика, 2018. - 408 с.