Занятия ритмической гимнастикой в старших классах
Латина Ольга Борисовна,
учитель физической культуры
ГБОУ лицей № 470 Санкт-Петербурга
учитель физической культуры
ГБОУ лицей № 470 Санкт-Петербурга
Ритмика (ритмическая гимнастика) - это система музыкально-ритмического воспитания, цель которой - развитие чувства ритма и координации. На этих занятиях старшеклассники учатся двигаться под музыкальное сопровождение, владеть своим телом, а также они развивают внимание и память.
Прежде всего, ритмические упражнения служат задачам физического воспитания. Использование общеразвивающих упражнений в процессе занятий ритмикой позволяет совершенствовать двигательные навыки учеников, укреплять и развивать их мышцы, благотворно воздействует на работу органов дыхания и кровообращения, помогает развитию зрительно-моторной координации, статической и динамической координации, а также самоконтроля при выполнении движений. Различные построения и перестроения, используемые на занятиях, помогают развитию оптико-пространственных представлений и формированию пространственных понятий.
Выполняя движения под музыку, ученики мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние учащихся. Различные творческие задания и игры, использующиеся на занятиях, пробуждают интерес и желание заниматься, формируют положительную мотивацию к занятиям, помогают раскрыть творческий потенциал ребенка.
Однако, проводя уроки физической культуры в старших классах, приходиться сталкиваться с отсутствием заинтересованности в исполнении физических упражнений девушек старшеклассниц.
Зачастую мальчики, желая показать свои физические возможности и преуспеть друг перед другом, более активны, чем девочки, которые за маской безразличия прячут свою слабую физическую подготовку. Причин в таком положении дел, безусловно, много: это социальные, моральные, методические и т.п. факторы. Отсюда задача: находить пути и способы заинтересовать детей занятиями физической культурой.
Подготовка же девушек - старшеклассниц к дальнейшей самостоятельной жизни, функции материнства и выполнения многочисленных семейных и общественных обязанностей невозможна без укрепления их здоровья, в том числе и на уроках физической культуры.
Одна из возможностей заинтересовать многих , даже далеких от спорта, девушек – это занятия ритмической гимнастикой. Ритмическая гимнастика пластична и изменчива, в зависимости от интересов занимающихся, она становится более «гимнастической» или «атлетической», отдаёт преимущество на растягивание или танцевальным композициям.
Девушки, с пятнадцати лет регулярно занимающиеся ритмической гимнастикой, не подвержены резкому увеличению массы тела за счет жировых отложений. Они более пластичны, грациозны, умеют легко и красиво двигаться.
Занятие ритмической гимнастикой привлекают девушек не только своей эмоциональностью и доступностью , но и безграничным разнообразием упражнений. Исполнение тех или иных танцевальных элементов зависит от музыкального произведения , ритма и темпа движений, а так же способствует воспитанию психических и эстетических особенностей подростков. Однако мы не ставим перед занимающимися ритмической гимнастикой задачи обучения танцам, т.к. танец – сложная область искусства, которая требует фундаментального специального образования. На занятиях используются видео и аудио записи известных гимнастических групп, что облегчает обучение. А групповые занятия порождают дух соревнования между участниками, приучая старшеклассниц к упражнениям умеренной интенсивности, исключая чрезмерную напряженность мы добиваемся укрепления мышц спины, живота, малого таза.
Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель - активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия.
Направленное воздействие ритмических упражнений заключается в поддержании здоровья в гармоничном, физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные и частые задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.
Список литературы:
Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство М.: 1987 г.
Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение М.: «Просвещение» 1972 г
Пуртова Т.В., Беликова А.Н. «Учите детей танцевать» М., ВЛАДОС 2004 г.
Прежде всего, ритмические упражнения служат задачам физического воспитания. Использование общеразвивающих упражнений в процессе занятий ритмикой позволяет совершенствовать двигательные навыки учеников, укреплять и развивать их мышцы, благотворно воздействует на работу органов дыхания и кровообращения, помогает развитию зрительно-моторной координации, статической и динамической координации, а также самоконтроля при выполнении движений. Различные построения и перестроения, используемые на занятиях, помогают развитию оптико-пространственных представлений и формированию пространственных понятий.
Выполняя движения под музыку, ученики мысленно представляют тот или иной образ. Следует отметить, что каждый раз ребенок воспроизводит музыкально-игровой образ по-своему и в новых, необычных связях, комбинируя элементы танца, характерные черты персонажа, видоизменяя их в новые, незнакомые движения, передает не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
Таким образом, музыкально-ритмическая деятельность благотворно влияет не только на физическое, но и психологическое состояние учащихся. Различные творческие задания и игры, использующиеся на занятиях, пробуждают интерес и желание заниматься, формируют положительную мотивацию к занятиям, помогают раскрыть творческий потенциал ребенка.
Однако, проводя уроки физической культуры в старших классах, приходиться сталкиваться с отсутствием заинтересованности в исполнении физических упражнений девушек старшеклассниц.
Зачастую мальчики, желая показать свои физические возможности и преуспеть друг перед другом, более активны, чем девочки, которые за маской безразличия прячут свою слабую физическую подготовку. Причин в таком положении дел, безусловно, много: это социальные, моральные, методические и т.п. факторы. Отсюда задача: находить пути и способы заинтересовать детей занятиями физической культурой.
Подготовка же девушек - старшеклассниц к дальнейшей самостоятельной жизни, функции материнства и выполнения многочисленных семейных и общественных обязанностей невозможна без укрепления их здоровья, в том числе и на уроках физической культуры.
Одна из возможностей заинтересовать многих , даже далеких от спорта, девушек – это занятия ритмической гимнастикой. Ритмическая гимнастика пластична и изменчива, в зависимости от интересов занимающихся, она становится более «гимнастической» или «атлетической», отдаёт преимущество на растягивание или танцевальным композициям.
Девушки, с пятнадцати лет регулярно занимающиеся ритмической гимнастикой, не подвержены резкому увеличению массы тела за счет жировых отложений. Они более пластичны, грациозны, умеют легко и красиво двигаться.
Занятие ритмической гимнастикой привлекают девушек не только своей эмоциональностью и доступностью , но и безграничным разнообразием упражнений. Исполнение тех или иных танцевальных элементов зависит от музыкального произведения , ритма и темпа движений, а так же способствует воспитанию психических и эстетических особенностей подростков. Однако мы не ставим перед занимающимися ритмической гимнастикой задачи обучения танцам, т.к. танец – сложная область искусства, которая требует фундаментального специального образования. На занятиях используются видео и аудио записи известных гимнастических групп, что облегчает обучение. А групповые занятия порождают дух соревнования между участниками, приучая старшеклассниц к упражнениям умеренной интенсивности, исключая чрезмерную напряженность мы добиваемся укрепления мышц спины, живота, малого таза.
Каждое направление ритмики имеет свою специфику и в то же время их объединяет единая цель - активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления, - вот основной девиз любого ритмического занятия.
Направленное воздействие ритмических упражнений заключается в поддержании здоровья в гармоничном, физическом и функциональном совершенствовании. При этом решаются достаточно важные и частые задачи: увеличение степени общей двигательной активности, коррекция фигуры, психологическая разрядка.
Список литературы:
Лифиц И. Франио Г. Методическое пособие по ритмике, издательство М.: 1987 г.
Руднева С.Д. Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение М.: «Просвещение» 1972 г
Пуртова Т.В., Беликова А.Н. «Учите детей танцевать» М., ВЛАДОС 2004 г.