ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ФИЗКУЛЬТУРЫ
Куприянова Надежда Павловна, почетный работник общего образования,
ГБОУ лицей № 623 им. И.П. Павлова г. Санкт – Петербурга, учитель физической культуры,
Необходимость рациональной двигательной деятельности для обретения физического здоровья очевидна всем. По статистике большинство современных школьников испытывают «двигательный голод». В школе проблема недостатка двигательной деятельности в основном решается на уроках физической культуры. Однако как определить, какую двигательную деятельность и в каком объёме необходимо выполнять каждому конкретному учащемуся? Над развитием какого физического качества необходимо ему в основном работать? На урок физкультуры одновременно приходят от 20 до 30 учащихся из одного класса (а бывает, что в спортзале занимаются и два класса). Все дети разные по развитию и физической подготовке. И если предложенный объём и интенсивность упражнений одними учащимися выполняются с лёгкостью, то для других это непосильная нагрузка. В этом причина основных трудностей учителя физкультуры: неинтересно одним, потому - что легко, и неинтересно другим, потому - что очень трудно. А какую оценку ставить кому? Одним нормативы даются шутя, а другим они вовсе непосильны. А работают-то на уроке все. Трудятся, потеют, устают.
Многие учителя физкультуры уже отошли от оценки деятельности учащихся чисто по нормативам. Основной показатель успешности занятий учащихся на уроках физкультуры - это положительная динамика показанных результатов. А вот чтобы увидеть, есть ли динамика результатов или нет, необходимо периодически проводить тестирование учащихся. Но просто тестировать и после этого сравнивать результаты очень неудобно, ненаглядно и непонятно. Какой параметр у каждого ученика брать за основу? Одни результаты улучшились, другие ухудшились или не изменились. Ведь все физические качества важны для здоровья.
Каждый тест характеризует уровень развития конкретного качества. Предложенные учителям физкультуры для тестирования учащихся Президентские тесты идеально подходят для решения этой проблемы. Шесть качеств и шесть тестов. Качество выносливости характеризуется результатом, показанным в беге на 1 км, ловкости и координации - в челночном беге 3х10 м, быстроты - в беге на дистанции 30м и 60м, силы - по количеству подтягиваний в висе, силовая выносливость - по количеству подъёмов туловища из положения лёжа на спине за 30 сек, динамическая сила – по результату в прыжке в длину с места, гибкости – по амплитуде наклона вперёд в положении сидя, выраженной в сантиметрах. Результат каждого теста оценивается по 70-бальной шкале. Учитывается очень широкий диапазон результатов: не окажутся без внимания как очень высокие результаты учащихся, так и очень низкие. Но особенно важно, что теперь легко отследить, какое качество у конкретного ребёнка отстаёт в развитии: это то качество, результат теста которого получил меньше всех баллов по оценочным таблицам.
Для каждого учащегося лицея заводится карточка участника «Президентских состязаний»:
Фамилия, имя Овчинников Семён |
Сколько лет: 14 Дата рождения: |
Класс: 8-в |
|||||||||||||
|
Бег 1 км |
Челн бег |
Бег 60 м |
Подтя гивания |
Прыжок в дл с/ м |
Подъ тул за 30 сек |
Наклон вперёд |
Очки |
|||||||
Рез |
Оч |
Рез |
Очки |
Рез |
Очки |
Резу |
Очк |
Рез |
Очк |
Рез |
Очки |
Рез |
Очки |
|
|
Дата: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
04.11 |
5.48 |
0 |
9.3 |
0 |
10.4 |
13 |
0 |
0 |
177 |
12 |
22 |
18 |
12 |
34 |
77 |
09.11 |
4.44 |
14 |
8.85 |
5 |
10.7 |
3 |
7 |
25 |
160 |
6 |
26 |
27 |
6 |
23 |
103 |
11.11 |
4.14 |
22 |
8.15 |
22 |
9.8 |
22 |
6 |
22 |
188 |
17 |
22 |
18 |
3 |
15 |
138 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Результаты каждого теста записывают сами учащиеся. Они же сами переводят в баллы свои результаты по таблицам, которые вывешены в спортзале. Учащиеся сами подсчитывают сумму баллов и сами чертят графики уровня развития качеств с обратной стороны карточки.
По этим графикам сразу видно, какое качество отстаёт в развитии. После повторного тестирования и вычерчивания нового графика можно судить о динамике результатов каждого качества.
Однако чтобы добиться положительной динамики, надо очень потрудиться. Необходимо дать каждому учащемуся домашнее задание, конкретное и индивидуальное. Как учителю разорваться и составить более двухсот индивидуальных программ тренировки?
И здесь на помощь приходит компьютерная программа московского разработчика Тяпина А.Н. под названием «Физкультурный паспорт». Заносятся данные учащихся и их результаты тестов. Программа сама обрабатывает результаты и выдаёт уровень развития каждого качества всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Даётся оценка уровня развития качеств в процентах от идеального для этого возраста и пола результата, а также данные об отстающих качествах и индивидуальные программы тренировки по улучшению их развития.
Эти программы распечатываются и выдаются учащимся в форме домашних заданий. Здесь же впечатывается таблица, в которой учащийся ежедневно делает отметку о выполнении или невыполнении каждого упражнения, а родители ставят свою подпись (1 раз в неделю). Такая работа, конечно, приносит дополнительные хлопоты для учителя физкультуры, но интересна для учащихся и даже их родителей. Те из них, кто заинтересовался работой над своим самосовершенствованием (а таких немало), имеют реальные успехи по улучшению индивидуальных показателей.