Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Гонки на спортивных колясках (бег в колясках) – как вид адаптивного спорта

Седаков Максим Александрович,
ГБОУ «Центр «Динамика» № 616
СПБ, 190020, пр. Рижский д48 кв 20
+79111320789
Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. 
         При новых заболеваниях и видах инвалидности, адаптивный спорт является практически единственной возможностью удовлетворения одной из главнейших потребностей человека – потребности в самоактуализации, поскольку профессионально – трудовая, общественно- политическая и другие виды деятельности оказываются недоступными (С. П. Евсеев, 2002).
          Для многих инвалидов адаптивная физическая культура является единственным способом «разорвать» замкнутое пространство, войти в социум, прибрести новых друзей, получить возможность для общения, полноценных эмоций, познания мира и т.д., и т.п. Именно здесь, зачастую впервые в своей жизни, они познают радость движения, учатся побеждать и достойно переносить поражения, осознают счастье преодоления себя и каждой клеточкой своего тела ощущают философию «честной игры» (С.П.Евсеев, 2002).
Гонки на спортивных колясках (бег в колясках) играет особую роль в процессе социализации, являясь источником формирования личности и ее способности взаимодействовать в постоянно меняющейся среде общества. Занимаясь данным видом адаптивного спорта, спортсмен (легкоатлет) вступает в общение с другими спортсменами, познает внутренний мир и отношения людей, и их взаимодействие, переживает поражения и радость побед.
          Раздел легкой атлетики гонки на спортивных колясках, как никакой другой вид спорта, обладает огромными возможностями для полноценного физического развития спортсмена (легкоатлета) с нарушениями опорно-двигательного аппарата; воспитывает морально – волевые качества, необходимые для разностороннего развития, укрепления здоровья и достижения спортивного успеха.
Чем выше уровень социализации, тем больше шансов у человека включиться в деятельность других групп, коллективов.
Легкая атлетика – вид спорта, объединяющий упражнения в ходьбе, беге, прыжках, метаниях и составленных из этих видов многоборьях.
Древнегреческое слово «атлетика» в переводе на русский язык – борьба, упражнение. В древней Греции атлетами называли тех, кто соревновался в силе и ловкости. В настоящее время атлетами называют физически хорошо развитых, сильных людей.
Легкая атлетика делится на 5 разделов (ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья), которые, в свою очередь, подразделяются на многие виды и разновидности. Как вид адаптивного спорта легкая атлетика включает в себя те же 5 разделов, но также имеет свою особенность, которая заключается в том, что данным видом спорта могут заниматься только люди с ограниченными возможностями (лица с поражением слуха, зрения, интеллекта и нарушениями опорно-двигательного аппарата). Например, легкая атлетика как вид адаптивного спорта для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата включает в себя 6 разделов (ходьба, бег, прыжки, метание, гонки на спортивных колясках и многоборье).
Гонки на спортивных колясках являются одним из разделов легкой атлетики.
Гонки на спортивных колясках оказывают весьма разностороннее влияние на организм человека.
Гонки развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Такая разносторонняя физическая подготовка особенно необходима для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность.
В процессе занятий гонками на спортивных колясках воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия.
Изменяя длину дистанции и скорость спортивной коляски, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями.
Для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптивное физическое воспитание является главным компонентом во время тренировочного процесса, так как у них формируется комплекс специальных знаний, двигательных умений и навыков, осознанное отношение к своим силам и физическим нагрузкам. Это помогает осваивать разные по уровню сложности физические упражнения, технику владения гоночной коляской и самосовершенствование.
Из всех видов легкой атлетики гонки на спортивных колясках – как вид спорта (вид адаптивного спорта) является возможностью удовлетворения одной из главных потребностей у людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – потребности в самоактуализации, социализации и интеграции.
Сущностную основу гонок на спортивных колясках как вида спорта (вида адаптивного спорта) составляет соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных адаптационно – компенсаторных возможностей на доступном биологическом уровне, совершенствование индивидуальной спортивной техники за счет сохранных функций. Подготовка к соревнованиям рассматривается как процесс, в котором задействованы лечебные и педагогические средства, обеспечивающие реализацию физического, эмоционально-психического потенциала спортсмена-инвалида.
Из всех видов легкой атлетики гонки на спортивных колясках занимают ведущее место. Они всегда вызывают большой интерес зрителей.
Как вид адаптивного спорта – гонки на спортивных колясках являются мощнейшим средством интеграции в процессе самоактуализации для спортсмена-инвалида в системе различных соревнований, важнейшим атрибутом, которого является общение.
 
Список литературы:
  1. Евсеев С. П.   Теория и организация адаптивной физической культуры: Учебник в 2-х томах / Под общей ред. проф. С. П. Евсеева – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2005. – 296 с.
  2. Курамшин Ю. Ф.   Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – М.: Советский спорт, 2003. – 464 с.
  3. Левченко И. Ю., Приходько О. Г.   Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учебное пособие. – М.: Академия, 2001. – 192 с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»