Пути повышения плотности урока физической культуры
Шарапов Николай Иванович
Под плотностью понимается относительная целесообразность использования времени, отводимого на урок. Чем рациональнее используется это время, тем выше плотность. Причем есть общая плотность урока и динамическая или двигательная. Оптимальной плотностью на уроках физической культуры в 4-х, 5-х классах принято считать плотность, равную 37%-49%, в 6-х – 9-х классах 50%-60%. При этом учитывается интенсивность выполнения упражнений. Плотность урока имеет существенное значение, поскольку она оказывает влияние на нагрузку, на выполнение поставленных перед уроком задач, на успешное выполнение учебной программы и т.д.Время на уроках физической культуры используется на восприятие, осмысление и выполнение упражнений – рассказ, показ, опробование, исправление ошибок, кратковременного перехода от одного вида занятий к другому и подготовки оборудования и инвентаря. Соотношение во времени между этими компонентами я, как учитель, могу регулировать.
При подготовке к уроку необходимо до мельчайших подробностей продумать план проведения урока и решить, где должен быть простой показ упражнения, где подробное объяснение с показом, а где только распоряжение или команда.
До начала урока следует подготовить необходимое оборудование и инвентарь. Это позволит затрачивать меньше времени на расстановку снарядов или на раздачу мелкого инвентаря (скакалок, мячей, гимнастических палок и т.д.) Большое влияние на плотность оказывает такая организация урока, при которой одновременно занимается возможно большее количество учащихся. Это легко достигается при проведении строевых упражнений, ходьбы, бега, общеразвивающих упражнений и т.д. Труднее это сделать при выполнении прыжков, метаний, лазания, равновесия, упражнений на гимнастических снарядах. По возможности используется фронтальный способ выполнения упражнений, но у него есть недостаток – при этом способе затрудняется контроль за каждым учащимся. Сменный способ, когда одно и то же упражнение выполняется сменами. На уроках гимнастики из-за ограниченного числа снарядов целесообразно использовать групповой способ, т.е. когда класс делится на несколько групп, которые под руководством своего групповода самостоятельно отрабатывают учебное задание.
Целесообразно использование технических средств, таких как: музыкальное сопровождение (необходима радиофикация спортивного зала) – научно доказано, что музыка повышает работоспособность до 17% и просто повышает эмоциональный фон урока, а также использование кино-кольцовок, видео (еще будучи студентом, в конце 60-х годов, мой тренер использовал кинокамеру, демонстрируя при разборе нашу технику и технику лучших спортсменов мира). В перспективе хотелось бы использовать инновационные технологии. Есть такая программа "Здоровье". Также для повышении плотности урока, считаю более эффективно использовать возможности нашей школы, т.е. во время урока физической культуры, специальная медицинская группа должна заниматься у другого учителя, а группы ЛФК и массаж у методиста по лечебной физкультуре. Тем самым все учащиеся будут заниматься во время урока, основная группа, занимающаяся у меня получит большую нагрузку. И самое больное место – это укрепление материально технической базы школы, которая непосредственно влияет на плотность урока. Мелкий спортивный инвентарь необходим на каждого учащегося: (скакалки, мячи, гимнастические палки, ракетки, лыжный инвентарь и т.д.) Кроме того, в погоне за повышением плотности урока нельзя не учитывать контингент нашей школы, и как следствие – повышение нагрузки, утомляемости и на этом фоне возможного травматизма. Для этого необходимо регулировать нагрузку:
- По внешним признакам (нарушение координации, осанки, изменении цвета кожи, дыхания и потоотделения.)
- Контролем ЧСС, где условно принято считать допустимую нагрузку до 120-160 ударов в минуту.