Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size

Рейтинг: 2 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Пояснительная записка к рабочей программе
по физической культуре для 8 класса
(школ с бассейном)
Варкулевич Сергей Владимирович
1.Пояснительная записка 
Рабочая программа предназначена для обучающихся 8 в класса ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга по физической культуре в 2018-2019 учебном году.
1.1.Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы 
Изучение предмета «Физическая культура» на уровне основного общего образования направлено на достижение следующей цели:
  • формирование у школьников устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.
В рамках реализации этой цели настоящая программа для учащихся основной школы ориентируется на решение следующих задач:
  • укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и повышение функциональных возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями с общеразвивающей и оздоровительной направленностью, техническими действиями и приемами базовых видов спорта;
  • освоение знаний о физической культуре и спорте, их истории и современном развитии, роли в формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в физкультурно-оздоровительной и спортивно-оздоровительной деятельности, самостоятельной организации занятий физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности, соблюдение норм коллективного взаимодействия и сотрудничества в учебной и соревновательной деятельности.
 
1.2.Нормативные правовые документы,
на основании которых разработана рабочая программ
  • Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего  образования, утвержденный  приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (с изменениями)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"
  • Программа развития ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на период 2016-2020 годы
  • Основная образовательная программа основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС)
 
1.3.Сведения о программе, на основании которой разработана рабочая программа
Рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы основного общего образования (новая редакция) ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга (в соответствии с требованиями ФГОС) и на основе программы курса физической культуры для 5-9 классов (автор; Матвеев А.П.2014 г), которая полностью соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, Фундаментальному ядру содержания общего образования, примерной программе по физической культуре. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД). Составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся.
 
1.4.Обоснование выбора авторской программы для разработки рабочей программы
 
Содержание авторской программы Матвеева А. П. направлена на формирование общей грамотности учащихся в области физической культуры, укрепления их здоровья и повышения функциональных возможностей организма. Кроме этого программа содействует процессу социализации школьников, включение физкультурно-оздоровительное и спортивно-массовые формы занятий физическими упражнениями, приобщение к здоровому образу жизни.
В ней дается примерное распределение учебных часов на изучение разделов курса физическая культура, при этом в ней предусмотрена замена раздела «Лыжные гонки»  для школ в бесснежных районах углубленным изучением упражнений из разделов «Гимнастика», «Легкая атлетика» и общеразвивающие упражнения.
Освоение учебного материала практических разделов программы сочетается с усвоением основ знаний и способов двигательной деятельности.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике от 5 к 9 классу. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей физической культуры и спорта, личной гигиеной, организацией самостоятельных занятий физическими упражнениями. По мере усвоения этих знаний, вводятся сведения, касающиеся основных понятий физического воспитания (физическая подготовка и физические качества, физические упражнения и формы организации самостоятельных занятий).
 
1.5Определение места и роли учебного предмета в овладении обучающимися требованиями к уровню подготовки обучающихся в соответствии с федеральными образовательными стандартами
 
Предметом образования в области физической культуры является двигательная (физкультурная) деятельность, которая своей направленностью и содержанием связана с совершенствованием физической природы человека. В процессе освоения данной деятельности человек формируется как целостная личность, в единстве многообразия своих физических, психических и нравственных качеств. В соответствии со структурой двигательной деятельности, учебный предмет физической культуры структурируется по трем основным разделам: знания (информационный компонент деятельности), физическое совершенствование (мотивационно-процессуальный компонент деятельности) и способы деятельности (операциональный компонент деятельности).
В программе для основного общего образования двигательная деятельность, как учебный предмет, представлена двумя содержательными линиями: физкультурно-оздоровительная деятельность и спортивно-оздоровительная деятельность. Каждая из этих линий имеет соответствующие свои три учебных раздела (знания, физическое совершенствование, способы
деятельности).
Первая содержательная линия «Физкультурно-оздоровительная деятельность» характеризуется направленностью на укрепление здоровья учащихся и создание представлений о бережном к нему отношении, формирование потребностей в регулярных занятиях физической культурой и использование их в разнообразных формах активного отдыха и досуга. В первом разделе «Знания о физкультурно-оздоровительной деятельности» даются сведения о правилах здорового образа жизни и различных формах организации активного отдыха средствами физической культуры, раскрываются представления о современных оздоровительных системах
физического воспитания и оздоровительных методиках физкультурно-оздоровительной деятельности. Во втором разделе «Физическое совершенствование с оздоровительной направленностью» даются комплексы упражнений из современных оздоровительных систем, направленно содействующих коррекции осанки и телосложения, оптимальному развитию
систем дыхания и кровообращения, а также упражнения адаптивной физической культуры, адресованные учащимся, имеющим отклонения в состоянии здоровья (приобретенные или хронические заболевания). В третьем разделе «Способы физкультурно-оздоровительной деятельности» дается перечень способов по самостоятельной организации и проведению оздоровительных форм занятий физической культурой, приемов контроля и регулирования физических нагрузок, самомассажа и гигиенических процедур. Вторая содержательная линия «Спортивно-оздоровительная деятельность» соотносится с возрастными интересами учащихся в занятиях спортом и характеризуется направленностью на обеспечение оптимального и
достаточного уровня физической и двигательной подготовленности учащихся. В первом разделе «Знания о спортивно-оздоровительной деятельности» приводятся сведения по истории развития Древних и Современных Олимпийских Игр, раскрываются основные понятия спортивной тренировки (нагрузка, физические качества, техника двигательных действий), даются представления об общей и специальной физической подготовке и формах их организации. Во втором разделе «Физическое совершенствование со спортивной направленностью», приводятся физические упражнения и двигательные действия из базовых видов спорта, имеющих относительно выраженное прикладное значение и вызывающих определенный интерес у учащихся. В третьем разделе «Способы физкультурно-спортивной деятельности» раскрываются способы деятельности, необходимые и достаточные для организации и проведении самостоятельных занятий спортивной подготовкой.
 
1.6.Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
 
В соответствии с образовательной программой ГБОУ школы № 345 Невского района Санкт-Петербурга на 2018-2019учебный год в 8 классе на изучение физической культуры отводится 102часа (3 часа в неделю).  
В связи с наличием в ГБОУ школе № 345 плавательного бассейна, раздел «Лыжные гонки» и резервное время (10%), предусмотренное авторской программой, заменены разделом «Плавание» (1 час в неделю, 34 часа в год) и более глубоким изучением   разделов «Гимнастика», «Легкая атлетика» и общеразвивающими  упражнениями.
Изменения внесены в программу по физической культуре (с учетом наличия плавательного бассейна) ГБОУ школы № 345, составленной коллективом учителей физической культуры ГБОУ школы № 345, которая утверждена на  Педагогическом Совете ГБОУ школы № 345 и  методистом по физической культуре Невского района А. Н. Полуботко.
 
1.7.Используемый учебник
1. Физическая культура. 8 - 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Матвеев; - М.: Просвещение, 2014.
Данный учебник включен в Федеральный перечень учебников на 20118-2019 учебный год.
 
1.8.Тематический план
  1 четверть 2 четверть 3 четверть 4 четверть Итого
  сентябрь октябрь ноябрь декабрь Январь февраль март апрель май  
Легкая атлетика 9         8     8 25
Баскетбол   9 6       6 8   29
Гимнас
Тика
      8 6         14
Плава-ние 4 5 3 4 3 4 3 4 4 34
ИТОГО 102
 
1.9.Характеристика 8 в класса 
В 8 классе обучаются 28 детей, из которых мальчиков 10, девочек – 18. Между обучающимися достаточно ровные отношения, но бывают конфликты, т.к. имеется группа не дисциплинированных учеников. Уровень физической подготовки средний.
 
1.10.Информация об используемых технологиях обучения, формах уроков, а также о возможной внеурочной деятельности по предмету
Название Цель Сущность Механизм
Развивающее обучение Развитие личности и ее способностей Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности
Дифференцированное обучение Создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Методы индивидуального обучения
   
Игровое обучение Обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность
Формы урока: 
1)     урок ознакомления с новым материалом;
2)     урок обобщения и систематизации знаний;
3)     комбинированный урок;
4)      урок-зачет. 
1.11 Контроль:
  • Работа на уроке
  • Зачет  
2.Содержание рабочей программы 
Программа  состоит из разделов:
а) Знание о физической культуре
  • история физической культуры
  • физическая культура и спорт в современном обществе
  • базовое понятие физической культуры
  • физическая культура человека.
б) Способы двигательной деятельности
  • организация и проведения занятий  физической культурой
  • оценка эффективности занятий физической культурой
в) Физическое совершенствование
  • легкая атлетика
  • баскетбол
  • гимнастика
  • плавание  
Разделы а) и б) преподаются в процессе уроков. 
Знания о физической культуре (преподаются в процессе уроков)
Физическая культура и спорт в современном обществе. Основные направления развития физической культуры в обществе (физкультурно-оздоровительное, спортивное и прикладно ориентированное), их цели и формы организации.
      Базовые понятия физической культуры. Всестороннее и гармоничное физическое развитие и его связь с занятиями физической культурой и спортом. Адаптивная физическая культура как система оздоровительных занятий физическими упражнениями по укреплению и сохранению здоровья, коррекции осанки и фигуры, профилактике утомления. Спортивная подготовка как система регулярных тренировочных занятий для повышения спортивного результата.
      Физическая культура человека. Правила проведения самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Правила планирования тренировочных занятий по спортивному совершенствованию, их структура и содержание, место в системе регулярных занятий физическими упражнениями. Правила и гигиенические требования к проведению восстановительных процедур: дыхательная гимнастика во время и после занятий физическими упражнениями; простейшие приемы восстановительного массажа (поглаживание, растирание, разминание) на отдельных участках тела, принятие ванн и душа.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности
      Организация и проведение занятий физической культурой. Соблюдение требований безопасности и гигиенических правил при подготовке мест занятий, выборе инвентаря и одежды для проведения занятий спортивной подготовкой. Составление плана самостоятельных занятий спортивной подготовкой с учетом индивидуальных показаний здоровья и физического развития, двигательной (технической) и физической подготовленности (совместно с учителем).
      Последовательное выполнение всех частей занятий спортивной подготовкой с соответствующим содержанием (согласно плану занятий). Проведение восстановительных процедур во время занятий и после их окончания.
      Оценка эффективности занятий физической культурой. Ведение дневника самонаблюдения: регистрация по учебным четвертям динамики показателей физического развития и физической подготовленности; еженедельное обновление комплексов утренней зарядки и физкультминуток, содержания домашних занятий по развитию физических качеств и освоению двигательных действий (с графическим изображением).
Физическое совершенствование
Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью. 
Легкая атлетика (25 часов)
Старт из положения лежа. Бег на короткие дистанции (30 м и 60 м). Гладкий равномерный бег на учебные дистанции. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги». Прыжки в высоту с разбега способом «перешагивания». Метание малого мяча с места в вертикальную цель и на дальность с разбега. Преодоление полосы препятствий.
Упражнения общей физической подготовки.
Спортивные игры (29 ч)
Баскетбол- штрафной бросок, вырывание и выбивание мяча, передача мяча при встречном движении, игра в защите. Учебная игра.
Гимнастика  (14 ч).
Строевые упражнения – команда «Прямо!», повороты в движении направо,  налево. Упражнения в равновесии – шаги польки, ходьба со взмахом ног, соскок из упора стоя на колене в стойку боком к бревну. Акробатика – кувырок назад в упор стоя ноги врозь, длинный кувырок, стойка на голове (М), «мост» и поворот в упор стоя на одном колене, кувырки вперед и назад. Опорные прыжки – прыжок согнув ноги (козел в длину, высота 110-115 см, М), прыжок боком с поворотом на 90 гр. (конь в ширину, высота 110 см, Д).
Плавание (34 ч).
Совершенствование плавания стилем кроль на груди, спине, брасс, дельфин. Комплексное плавание. Способы освобождения от захватов тонущего, оказание помощи тонущему.
Игры: “Волейбол в воде”, “Кто дальше проскользит”, “Салки”, “Рыбаки и рыбки”, эстафеты.
Теория
Правила техники безопасности на занятиях по плаванию. Личная гигиена. Оздоровительное плавание в начальной школе. Влияние физических упражнений на организм человека. Спортивный инвентарь.
Подготовка к выполнению  тестовых нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
В классе имеются освобожденные от выполнения физических упражнений на время адаптации после перенесенных заболеваний или в течении всего учебного года. Для таких обучающихся программа предусматривает изучение программного материала в теоретическом виде. Они работают с учебниками по физической культуре, пишут рефераты или доклады, рисуют рисунки, при необходимости привлекаются учителем в качестве помощника во время урока,  в соответствии с Положением об оценивании и аттестации обучающихся ГБОУ школы №345.
  1. Планируемые результаты освоения обучающимися предмета «Физическая культура»:
Личностные результаты
  • Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России;
  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку.готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.  
  • сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
Метапредметные результаты
Регулятивные
  • формирование умения самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • формирование умения самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
формирование умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющееся ситуацией;
  • формирование умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • овладение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.  
Познавательные УУД
  • формирование умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
  • развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем.  
Коммуникативные УУД
  • формирование умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формирование умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности.  
Предметные результаты
Ученик научится:
  • рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
  • характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
  • раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
  • руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями;
  • использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
  • составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
  • тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
  • выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
  • выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
  • владеть техникой плавания;
  • выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
  • выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств. 
Ученик получит возможность научиться:
  • характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
  • вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
  • проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
  • проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
  • выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
  • преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
  • осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
  • выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта;
  • проплывать учебную дистанцию вольным стиле на груди,спине,брассом. 
4.Литература и средства обучения
 
4.1. Литература для учителя (основная и дополнительная)
  1. Физическая культура. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.П. Матвеев; - М.: Просвещение, 2014. .
  2. Программа по физической культуре для 5 – 11 классов под редакцией А.П. Матвеева: Просвещение, 2014.
  3. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л. Б. Кофмана.М.:Физкультура и спорт, 2015;
  4. Погадаев Г.И. Настольная книга учителя физической культуры. 3-е изд.,
  5. перераб. и доп. М.: Физкультура и спорт, 2016;
  6. Физическая культура: воспитание, образование, тренировка: научно-методический журнал;
  7. Физическая культура в школе: научно-методический журнал. 
4.2.Литература для обучающихся (основная и дополнительная)
  1. Физическая культура. 8-9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ А.П. Матвеев; - М.: Просвещение, 2014..
  2. Твой олимпийский учебник: Учебное пособие для учреждений образования России. Москва «Физкультура и спорт», 2015. 
4.3. Материалы на электронных носителях и ИНТЕРНЕТ- ресурсы 
http://nsportal.ru/shkola/fizkultura-i-sport/library
 
http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&name=Web_Links&file=index&l_op=viewlink&cid=1831
 
4.4. Информационно-техническая оснащенность кабинета 
- печатные пособия;
- спортивный инвентарь (мячи, скакалки, доски для плавания и т.п.);
- спортивное оборудование (баскетбольные щиты, брусья и т.п.)

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»