Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Учить младших школьников танцевать на третьем уроке физической культуры

 Яровая Ирина Ивановна,
учитель физической культуры (модуль "Ритмика")
ГБОУ лицей № 384 Кировского района Санкт-Петербурга
На родительском собрании 30 августа 2016 года министр образования РФ О.Ю. Васильева предложила конкретное содержательное наполнение третьего урока физической культуры в школе: «Третий час физкультуры не лишний, можно сделать этот урок в виде ритмики или заменить спортивными танцами под музыку … Для развития ребенка это большой плюс, это здоровый позвоночник, третий час никому не помешает … Главное – подойти к этому творчески» [2]. В этот день исполнилось ровно 6 лет с того дня, когда приказом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2010 г. № 889 в общеобразовательных школах был введён третий урок физической культуры [4].
Спортивные танцы на паркете, долго считавшиеся только видом искусства, были признаны Международным Олимпийским Комитетом 9 сентября 1997 года как вид спорта, а Международная федерация танцевального спорта (IDSF) – как полноправный член МОК [3]. Таким образом, танцы заняли своё место в спортивной классификации. По признаку исторически сложившихся систем физического воспитания танцы относятся к гимнастике (другие системы – игры, спорт, туризм) [1]. Таким образом, использование танцев на уроках физической культуры не является чем-то выходящим за пределы рамок этого урока, будучи одним из средств физической культуры.
Упражнения танцевального характера приобрели, начиная с 1980-х гг. широчайшую популярность как в России, так и во всём мире. Одно только перечисление видов аэробики занимает почти 5 страниц словаря терминов гимнастики и основ хореографии [5]. В те же годы, с началом перестройки во много раз увеличилось число конкурсов бальных танцев, выросла численность занимающихся и самих танцевальных кружков, клубов и студий. Это явление указывает на осознание, прежде всего, родителями занимающихся благотворного влияния занятий танцами на своих детей.
Танцы под музыку содействуют развитию всех физических качеств человека – силы, выносливости, гибкости, быстроты и в первую очередь – в высокой степени – координации движений, которая с успехом может применяться в повседневной жизни, добавляя грациозности и пластики в движения. В зависимости от дозировки, танцы обеспечивают ту или иную кардионагрузку. Серьёзно занимающиеся танцами спортсмены подчиняются жёсткому расписанию и испытывают сильные физические нагрузки, как и любые спортсмены высокого уровня.
Танцы и другие виды спорта, исторически относящиеся к гимнастике – синхронное плавание, фигурное катание – развиваются не столько под девизом быстрее, выше, сильнее, сколько под девизом точнее, грациозней, артистичней [3]. Любые упражнения под музыку содействуют развитию у человека чувства ритма, ощущение определённого стиля, той или иной степени грациозности движений с повышением уровня исполнительского мастерства. Ещё более важно то, что детям, которых не привлекают спортивные соревнования в мастерстве – в силе, быстроте, точности и грациозности – танцы полезны как вид досуга, как средство социализации в среде ровесников.
Всё сказанное об упражнениях танцевального характера относится и к упражнениям аэробики, и к одиночным танцам, но в наибольшей степени – к парным танцам. В танцевальной паре происходит наиболее ощутимый процесс социализации, умения взаимодействовать с партнёром в двигательных и жизненных ситуациях. А учитывая, что это партнёры разного пола, бальные танцы являются наиболее совершенной моделью, содействующей воспитанию умения людей взаимодействовать в семейной обстановке, разрешать конфликты, добиваться совместных успехов. В коллективных композициях как парных, так и одиночных танцев у детей воспитывается чувство личной и коллективной ответственности за успех танцевального ансамбля.
Любой вид гимнастики содействует развитию координации движений, имеющих прикладное значение в разных видах спорта и в бытовых жизненных ситуациях. Китайские спортсмены, занявшие I место на Олимпийских играх в Пекине, в процессе спортивной подготовки вначале обязательно становились хорошими гимнастами. Футболисты лучших команд мира, забив гол, исполняют прямо на поле непростую акробатическую связку: рондат – один-два фляка и высокое сальто прогнувшись. Занимающиеся бальными танцами демонстрируют привлекательную осанку, умение элегантно двигаться, быстро и легко менять направление движения при ходьбе в людском потоке. Танцоры осваивают и используют правила этикета, правила движения по линии танца, в том числе, при движении по льду на коньках, избегают сильных травм при падении на скользкой поверхности, научившись держать вес на передней части стопы в процессе танца.
Традициям последних десятилетий в России больше присущ дух брутальности в отношении воспитания мальчиков, будущих мужчин. Легко видеть, что на массовых праздниках, когда предлагается исполнить или даже на ходу выучить простой парный танец, откликаются, в основном, девочки и женщины, редко – мальчики и отцы семейств. А молодые люди и подростки предпочитают осваивать одиночное мастерство езды на велосипедах и других подвижных средствах, и доблестью до сих пор считается курение – к сожалению, встречающееся и у девочек подросткового и более старшего возраста.
Мешает ли обучение танцам получать навыки более мужественных действий? До революции 1917 года во всех кадетских корпусах обучали бальным танцам, причём, выпускники при желании могли поступать в Академию танца. В Советском Союзе и по настоящее время эта тенденция по-прежнему далека от приоритетной почти во всех учебных заведениях. Однако с 2010 года слегка возросло число школ, в которых третий урок физической культуры проходит как урок ритмики. А опыт лицея № 384 Кировского района Санкт-Петербурга показывает, что дети, занимавшиеся танцами, легко осваивают строевую подготовку и другие действия (как в дореволюционных кадетских корпусах) и год за годом занимают первые места в городе в состязаниях «Зарница».
Массовое приобщение к парному танцу возможно только в дошкольном и младшем школьном возрасте. В том же лицее № 384 уроки ритмики проходят только в 1-4 классах. В более старшем возрасте интерес к танцам в массе школьников ослабевает. В студии бального танца остаются заниматься только желающие. Конечно, занятия ритмикой должны вести педагоги, знающие репертуар, сами практиковавшие танцевание, желающие передавать этот двигательных багаж новым поколениям детей. Помня слова министра образования РФ О.Ю. Васильевой «Главное – подойти к этому творчески», не следует требовать таких инноваций, чтобы в начальных классах сразу всех общеобразовательных школ города третий урок физической культуры стал уроком ритмики. Это поначалу может быть только часть третьих уроков или использование танцев, их соединений и фигур на уроках физической культуры другой направленности.
Доверять проведение третьего урока ритмики можно либо педагогам бальных танцев, либо учителям физической культуры, имеющим танцевальный опыт. В учебном процессе института физической культуры и спорта РГПУ им. А.И. Герцена студенты в течение одного семестра знакомятся с ритмами и простейшими фигурами танцев доступной для детей трудности. Для студентов профиля «Педагогическое образование», которые готовятся работать в учебных заведениях, даётся сверх этого дополнительный курс «Хореография и танец» в 7-м семестре, по окончании которого желающие студенты могут сдавать экзамен на звание инструктора по бальным танцам (Pre-Associate). Для учителей ритмики в школе и педагогов дошкольных учреждений выпущены учебно-методические пособия [6], [7]. Важно, чтобы призыв министра образования Российской Федерации нашёл постоянную поддержку в лице педагогов и работников органов образования.
Литература
  1. Ашмарин, Б.А. Педагогические классификации физических упражнений / Б.А. Ашмарин // Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие для студ. фак. физ. воспитания пед. ин-тов / под. ред. Б.А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1979. – С.54-57.
  2. Ольга Васильева предлагает заменить уроки физкультуры танцами // http://izvestia.ru/news/629541 [Электронный ресурс] / ТАСС. – 30 авг. 2016.
  3. Признание МОК танцев видом спорта // http://obrmos.ru/do/do_dance/articles/do_dance_articles_sport.html [Электронный ресурс] / Образование в Москве.
  4. Приказ Минобрнауки РФ от 30.08.2010 № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации … // http://olimpiatlt.ucoz.ru/DswMedia/doc_093.pdf [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской федерации; министр А. Фурсенко. – 30 авг. 2010.
  5. Рябчиков, А.И. Виды аэробики / А.И. Рябчиков, Ж.Е. Фирилёва // Словарь терминов гимнастики и основ хореографии / авт.-составители А.И. Рябчиков, Ж.Е. Фирилёва. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – С. 44-48.
  6. Фирилёва, Ж.Е. Ритмика в школе: третий урок физической культуры: учебно-методическое пособие / Ж.Е. Фирилёва, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. – Рн/Д: Феникс, 2014. – 285 с. – (Высшее образование).
  7. Фирилёва, Ж.Е. Танцы и игры под музыку для детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / Ж.Е. Фирилёва, А.И. Рябчиков, О.В. Загрядская. – СПб.: Лань; Планета Музыки, 2016. – 160 с. – (Учебники для вузов. Специальная литература).
 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»