Учет возрастных особенностей в процессе обучения плаванию
и средства обучения плаванию
Федорова Александра Александровна
Изучение возрастных закономерностей развития людей, приходящих заниматься плаванием, способствует правильному подбору и дозировке физических упражнений, развитию двигательных качеств и формированию двигательных навыков. Эффект педагогического воздействия значительно повысится, если его акцент будет приходиться на периоды естественного развития отдельных элементов и структур двигательной системы человека- когда появляются достаточно большие резервные возможности совершенствования функции без ущерба для здоровья человека.Организация и проведение учебного процесса строится на основе принципов обучения, которые, по аналогии с любым другим производственным процессом, играют роль технологических требований, соблюдение которых в полном объеме обязательно. Выполнение (реализация) каждого из принципов, конкретизируется в правилах обучения, которые указывают на условия и особенности этой реализации. Система принципов обучения: воспитывающего и развивающего обучения, сознательности (связи теории с практикой), наглядности, активности (инициативы и творчества), доступности (индивидуализации), систематичности и последовательности (научности и постепенности), прочности (повторности).
Приступать к обучению плаванию необходимо после того, когда определена плавательная подготовленность занимающихся: не умеющие, умеющие плавать по–своему (умение держаться на воде), слабо плавающие, хорошо плавающие.
В первую группу- наименее подготовленных, включаются те люди, которые не умеют передвигаться в воде. По внешним признакам чувство водобоязни проявляется в неспособности занимающихся погрузиться с головой в воду, открывать глаза под водой, в постоянном желании держаться за твердую (неподвижную) опору.
Ко второй группе можно отнести таких занимающихся, которые могут погружаться в воду и способны плыть хотя бы несколько метров или делать попытки к передвижению.
Третью группу рекомендуется комплектовать из тех, кто может передвигаться в воде на расстояние 10-15м.
В четвертую группу входят те, кто проплывает любым способом расстояние больше 25м.
Подбор занимающихся по возрасту оказывает существенное влияние на качество обучения. При комплектовании групп используется следующие возрастная периодизация:
0-1год, 1-3года, 3-6 лет, 6-10лет, 10-14 лет,14-18 лет, 18-25лет, 25-40лет, 40-55лет, 55-60лет.
Средства обучению плаванию.
В качестве основных средств обучения плаванию используются физические упражнения. Физические упражнения- это двигательные действия, специально организованные и сознательно выполняемые в соответствии с закономерностями и задачами физического воспитания. Существует несколько классификаций средств обучения плаванию, но наиболее распространенной является:
1.Общеразвивающие и специальные упражнения. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной части урока по плаванию. Этот комплекс упражнений готовит занимающихся к освоению учебного материала в непривычных условиях водной среды и включает в себя: общеподготовительные упражнения, и специально-подготовительные упражнения.
2.Подготовительные упражнения по освоению с водой. Эта группа упражнений применяется с целью формирования основных ощущений, соответствующих свойствам и условиям водной среды, устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению, освоения рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. Используются следующие подгруппы упражнений: контрастные упражнения, упражнения на погружения, упражнения на всплывание, упражнения на скольжение, упражнения на лежание и упражнения на дыхание.
3 Игры и развлечения в воде. Выделяют три группы: бессюжетные с элементами соревнований, сюжетные с элементами соревнований и командные.
4. Упражнения для изучения и совершенствования техники спортивных способов плавания, старта и поворотов. Эти упражнения являются основным материалом, освоение которого обеспечивает овладение техникой плавания.
5.Учебные прыжки.