Специальные упражнения для согласования движений с музыкой
Яровая Ирина Ивановна,
учитель физической культуры
(модуль "Ритмика") ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
учитель физической культуры
(модуль "Ритмика") ГБОУ лицей № 384
Кировского района Санкт-Петербурга
Задача: 1.Ознакомление учащихся со средствами музыкальной выразительности, умение их различать
2. Развитие чувства ритма, внимания, умения согласовывать движения с музыкой, предметной ловкости
Оборудование: магнитофон, диски с музыкой.
Движения под музыку применялись в воспитании детей уже в древности,но только в конце 19 века ритмику стали рассматривать как метод музыкального воспитания, ставя перед ней задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Кроме этого, движение под музыку даёт эмоцианальную разрядку, поднимает настроение, развивает координацию движений, умение управлять своим телом, конечно же, согласовывать собственные движения с музыкой.
Для согласования движений с музыкой необходимо понимание нескольких составляющих: темп, ритм, динамические оттенки и структура музыкльного произведения.
Темп - это скорость протекания музыкального произведения. Для овладения различным темпом (медленным, умеренным или средним и быстрым) обучающиеся должны уметь различать его, а затем выполнять движения в соответствии с заданным темпом.
Это могут быть, выполненные в различном темпе:
- ходьба с перестроением из колонны пар в линии;
- подготовительные упражнения для рук по позициям (I, II и III).
Закрепление понятий - посредством хлопков, ударов ноги, акцентированной ходьбы.
Закрепление навыка
Упражнение: «Гладим котенка»
Танцы:
- Вальс «Ой-ля-ля»
- «Кузнечик»
Ритм - это организованная последовательность длительности звуков.
Самая длинная нота – «целая», остальные ноты - ее доли: половина, четверть, восьмая, шестнадцатая и т.д.
В музыке очень редко встречается ритм, состоящий из звуков одинаковой длительности. Всегда имеют место две или больше различных длительностей.
Ритмические рисунки можно "отхлопывать", тактировать или сочетать то и другое выполнение разными группами занимающихся.
Закрепление навыка
Практика:
- танец «Веселая прогулка»
- музыкальная игра «Внимание, музыка!»
Чаще всего принимаются следующие динамические оттенки: громко, тихо и их производные - усиление или уменьшение силы звука.
Закрепление навыка
Практика:
- под громкое звучание - шаг с высоким подъемом колена; тихое звучание - шаг на носках.
- упражнение «Полоскание платочков». Громкое звучание - сильное, акцентированное выполнение, тихое звучание - мягкое, спокойное выполнение движений.
При составлении танцевальной композиции необходимо учитывать структуру у музыкального произведения.
Любое музыкальное произведение представляет собой законченную композицию, состоящую из определенных частей, тесно связанных между собой. Эти связанные между собой части (периоды), в свою очередь, подразделяются на предложения, фразы, такты.
Для закрепления навыка связи движений с музыкой можно применить танцевальные композиции, музыкальные игры, ритмические танцы.
Закрепление навыка
Практика:
- танцы «Вару-вару», «Пингвины»
- музыкальные игры «Снежный ком», «Музей восковых фигур».
Большое значение для развития воображения и двигательных умений имеют образные имитационные движения. Наблюдая за окружающими явлениями, у ребят под влиянием впечатлений возникает потребность выразить их в игровой форме. Поэтому такой вид движений широко используется в музыкально-ритмическом воспитании детей.