Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры и биологии

Зайцева Татьяна Яковлевна
В настоящее время здоровье нации является показателем благополучия государства. Школа является одной из цепочек обращения к будущему человечества, поэтому разработка эффективных мер по укреплению здоровья обучающихся имеет очень важное значение для современной школы. В соответствии с законом РФ “Об образовании” здоровье обучающихся отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования [1]. Здоровьесберегающие технологии - это система мер по охране и укреплению здоровья обучающихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействие на здоровье. Нет какой-то единственной уникальной технологии здоровья. Здоровьесбережение выступает как одна из задач образовательного процесса. Это может быть процесс физкультурно-оздоровительный (отдается приоритет занятиям физкультурной направленности); биологический (создание гармоничных взаимоотношений с природой). Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Это совокупность всех используемых принципов, методов и приемов обучения и воспитания, которые дополняя традиционные технологии, наделяют их признаками здоровьесбережения. Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Среди здоровьесберегающих технологий, применяемых в системе образования, выделяют несколько групп, в которых используется различный подход к охране здоровья, а, соответственно, и разные методы и формы работы: • медико- гигиенические технологии (МГТ); • физкультурно - оздоровительные технологии (ФОТ); • экологические здоровьесберегающие технологии (ЭЗТ); • технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности (ТОБЖ); • здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ); [6]. Никакой другой предмет, как биология, ни ориентирован на сохранение здоровья обучающихся во время учебно-воспитательного процесса, преподавание этого предмета позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время домашней работы. На уроках физической культуры основными мероприятиями здоровьесберегающей деятельности являются: • организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий; • реализация системы просветительской работы с обучающимися по формированию культуры отношения к своему здоровью; • повышение уровня образованности в области физической культуры, спорта и здорового образа жизни; • формирование у обучающихся устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни. Межпредметные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами[5]. Использование межпредметных связей - одна из наиболее сложных методических задач учителей биологии и физической культуры. Она требует знаний содержания программ и учебников по другим предметам. Реализация межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество учителя биологии с учителями химии, физики, физической культуры; посещения открытых уроков, совместное планирование уроков и т.д. [2]. В ходе реализации межпредметного взаимодействия учителей биологии и физической культуры совершаются сложные познавательные действия, такие как отбор и актуализация знаний из разных предметов, сопоставление знаний, синтез знаний и обобщение знаний в виде выводов и понятий [3]. В результате этой работы развиваются умения переноса и обобщения знаний, которые лежат в основе системного мышления. Здоровьесберегающие предметные уроки можно разделить на следующие виды: I вид: Это запланированный урок по предмету. (Например, «Работа скелетных мышц и их регуляция», «Осанка. Плоскостопие», «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет», и т.д.). Закрепление знаний, полученных на уроках биологии во время уроков физической культуры (Например, «Бег на длинные или короткие дистанции», «Выполнение гимнастических упражнений», «Прыжки в высоту, длину» и т.д.). II вид: Это может быть урок, в который включены элементы здоровьесбережения: минутки здоровья; обучение обучающихся новым упражнениям на снятие стресса, утомления, развитие внимания и памяти. III вид: Это может быть стандартный, хорошо продуманный урок по предмету, на котором ничего не говорится о здоровье, но это здоровьесберегающий урок, т.к. это урок, на котором учитель: 1. полноценно выполняет учебную программу, формируя интерес к своему предмету; 2. максимально использует индивидуальные особенности обучающихся для повышения результативности их обучения; 3. это урок, на котором каждый обучающийся понимает его значимость и творчески работает на нем, используя свои умственные и физические способности. Совместная работа учителей физкультуры и биологии формирует интерес обучающихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знание физиологии для здоровья. Известно, что преподаватель физкультуры часто не дает учащимся даже элементарного физиологического обоснования тех или иных движений, и тогда физическое воспитание сводится к набору упражнений. При таком подходе к обучению упускается анатомо-физиологический анализ движений учащихся. На уроках физкультуры необходимо ссылаться на известные школьникам анатомо-физиологические понятия, пользоваться общей с курсом анатомии и физиологии терминологией [4]. Подготовка к здоровому образу жизни обучающегося на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Формирование ценностного отношения к здоровью является одной из самых актуальных задач в современном мире, поскольку ситуация со здоровьем населения складывается крайне неблагоприятно, особенно это касается подрастающего поколения. Главная роль в формировании индивидуального отношения к здоровью обучающегося принадлежит образовательным учреждениям. Без ценностного наполнения содержания образования невозможно эффективно сформировать систему ценностных ориентаций у подростков. Здоровьесберегающие образовательные технологии можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики - одного из самых актуальных образовательных подходов, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем, так как собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни. Литература 1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». 2. Архипова Т.В. Межпредметные связи: в чем их актуальность. Изд-во «Учитель», 2001.-№4.- с.34-36. 3. Зверев И.Д. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981.-160с. 4. Максимова В.Н. Использование межпредметных связей в обучении биологии. Л: 1983.-156с. 5. Российская педагогическая энциклопедия / Под ред. В. Г. Панова. — М.: «Большая Российская Энциклопедия», 1993.-185с. 6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.- 59с.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»