Методические рекомендации для планирования учебно-тренировочных средств,
направленных на развитие функции произвольного расслабления
мышц школьников на уроках физкультуры
Болдырев Юрий Владимирович,
кандидат педагогических наук,
учитель физвоспитания
ГБОУ лицей № 329 Санкт-Петербурга
Состояние физической работоспособности школьников как занимающихся как спортом, так и незанимающихся, а лишь регулярно посещающих уроки физкультуры определяется рядом факторов таких как здоровье детей, уровень развития физических качеств, частота занятий и многих других. Традиционный путь повышения физической работоспособности, связанный с постоянным повышением объёмов и интенсивности тренировочных нагрузок, имеет свои пределы и со временем исчерпывает себя. Интенсификация учебного и тренировочного процесса зачастую и является причиной перетренированности, травм, заболеваний занимающихся физической культурой и спортом и, как следствие, прекращения роста работоспособности и спортивных результатов. Важным направлением в расширении нетрадиционных средств и методов повышения работоспособности занимающихся физической культурой и спортом является развитие навыков произвольного расслабления мышц. кандидат педагогических наук,
учитель физвоспитания
ГБОУ лицей № 329 Санкт-Петербурга
Повышение скорости произвольного расслабления мышц ускоряет процесс адаптации организма к интенсивным учебным, тренировочным и соревновательным нагрузкам за счёт экономизации двигательных функций, снижения энергозатрат на единицу работы, позволяет сохранить здоровье занимающихся, избежать травм опорно-двигательного аппарата, перенапряжений сердца.
Важнейшей задачей для решения проблемы мышечного расслабления является разработка общеподготовительных и специальных средств, объединённых в единую систему, построенную на принципах сознательности и активности, постепенности и индивидуализации и обеспечивающую в конечном итоге высокий уровень работоспособности занимающихся физической культурой и спортом.
Упражнения на расслабление мышц спортсменов разрабатывались рядом специалистов. Многие авторы предлагают общеразвивающие упражнения на расслабление мышц, которые по своим биомеханическим характеристикам не соответствуют основному соревновательному упражнению. Предлагаются упражнения типа <<потряхиваний>>, различные виды переходов из состояния напряжения в расслабленное состояние и обратно, висы, махи и т.д. Ряд методик направлен на выработку и подкрепление ощущений расслабленного состояния мышц, Упражнения на расслабление подразделяют на активные и пассивные. Большое количество разработанных упражнений имеет статистический характер. Стали появляться и другие подходы к развитию функции расслабления мышц. Развитие способности к мышечному расслаблению можно рассматривать как результат адаптации организма к физической нагрузке. Совершенствование межмышечной координации в процессе развивающегося утомления проявляется в более рациональной работе основных работающих мышц, в сведении к минимуму напряжения второстепенных групп мышц, в повышении скорости их произвольного расслабления. Преодоление координационной напряжённости осуществляется путём специальной работы над умением дифференцированно управлять мышечными группами и отдельными мышцами с целью формирования и положительного переноса навыков произвольного расслабления мышц на основное соревновательное упражнение. Кроме физической нагрузки в качестве адаптогенных факторов рассматриваются и такие нетрадиционные методы развития функции произвольного расслабления мышц как электростимуляция, гипертермия, гипоксия, массаж.
Рациональным подходом к развитию функции произвольного расслабления мышц является планирование поэтапного формирования навыков произвольного расслабления мышц, когда на первом этапе предлагается использование <<общеразвивающих>> упражнений с целью обучения общим навыкам расслабления и управления отдельными мышцами, на втором – подключение специальных упражнений, близких по своим биомеханическим характеристикам к основному двигательному действию. Борьба с беговой напряжённостью идёт по пути повышения скорости перехода мышц из одного состояния в другое. Преодоление координационной напряжённости осуществляется путём специальной работы над умением дифференцированно управлять отдельными мышцами и группами мышц.
Работу по развитию навыков произвольного расслабления мышц следует вести в соответствии и тремя основными видами мышечной напряжённости. Работа по снижению мышечного тонуса может идти по пути изменения эластических свойств мышц, снижение уровня рефлексов на растяжение.
Для разработки и планирования учебно-тренировочных средств, направленных на развитие функции произвольного расслабления мышц школьников на уроках физкультуры можно дать и некоторые другие рекомендации. Учебно-тренировочную работу по совершенствованию функции произвольного расслабления мышц целесообразно проводить на фоне повышенной работоспособности, поскольку утомление отрицательно сказывается на релаксационных свойствах мышц. Общеразвивающие упражнения на расслабление мышц можно проводить в подготовительной части учебно-тренировочного занятия и в основной в перерывах между основными видами нагрузки. Целесообразно каждые 1-2 недели менять комплексы упражнений на расслабление мышц. Упражнения должны предусматривать необходимые воздействия на возможно большее количество мышц. При обучении дифференцированному управлению мышечными сокращениями и расслаблениями мышц необходимо начинать с умения управлять расслаблением групп мышц. После этого можно приступить к работе над расслаблением одних мышц при одновременном напряжении других постепенно усложняя виды перехода. После освоения общих навыков произвольного расслабления мышц можно приступить к их совершенствованию в специальных двигательных действиях, связанных с конкретными видами спорта, учитывая, что расслабление в каждом отдельном случае носит специализированный характер.