Методическая разработка по физической культуре
Особенности развития двигательных способностей детей
среднего школьного возраста при занятиях
волейболом в условиях реализации ФГОС ООО
Стахнович Андрей Владимирович,
учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №147 Санкт-Петербурга
Актуальность работы состоит в том, что на протяжении всей жизни, человек попадает в различные ситуации, которые требует от него определенного развития двигательных способностей, и чем больше развиты эти качества, тем выше работоспособность человека в современных условиях жизни с учетом программы по реализации ФГОС ООО, которые требуют учета возрастно-психологических, индивидуальных особенностей учащихся. Во многом это требует достаточно высокого уровня развития силы и выносливости соответствующих мышечных групп - важного компонента здоровья подготовки детей непосредственно в образовательном учреждении для успешной самореализации в будущей жизни.учитель физической культуры
ГБОУ СОШ №147 Санкт-Петербурга
Проблема преемственности начального и основного общего образования детей, долгосрочная и трудная, и отражает противоречия между разными профессионалами. Это учителя физической культуры школьных учреждений, ученые, педагоги, психологи. Все заинтересованные лица имеют свой взгляд на данную проблему, и эти взгляды далеко не всегда совпадают. Нередко учителя жалуются, что ребенок при приходе из начальной школы в среднее звено в условиях реализации ФГОС ООО не обучены правилам школьного поведения, и в особенности в плане его физического развития.
Актуальность: Под двигательными способностями принято понимать отдельные качественные стороны возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими, но и психическими факторами, такими как, интеллектуальные и волевые качества. К физическим качествам относятся сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость. Их необходимо развивать своевременно и всесторонне.
В школьной программе волейбол широко используется как средство физического воспитания школьников. Занятия способствуют всестороннему развитию личности ученика, развитию таких физических качеств, как быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость, а также содействует воспитанию морально-волевых качеств: смелости, дисциплинированности, настойчивости, способности к преодолению трудностей, нравственному воспитанию.
В спортивной деятельности сегодня волейболист – это подвижный, координированный, быстро мыслящий человек, способный на взаимо - поддержку, уважение к своей команде, помощь в сложных ситуациях, и умение принимать решение в сложной игровой ситуации в условиях реализации ФГОС ООО. И чтобы достичь хорошего результата, необходим высокий уровень развития двигательных способностей.
Важность данной работы обращена изучению особенностей развития двигательных способностей детей среднего школьного возраста при занятиях волейболом. Результаты могут оказаться полезными для всех педагогов по физической культуре.
Цель: рассмотреть особенности развития двигательных способностей детей среднего школьного возраста и исследовать изменения основных показателей - физических качеств на занятиях волейболом на примере учащихся 7-х классов. Задачи:1. Провести теоретическое исследование развития физических качеств при занятиях волейболом детей среднего школьного возраста в условиях реализации ФГОС ООО. 2. Подобрать методику исследования развития двигательных особенностей детей среднего школьного возраста. 3. Провести педагогическое исследование по изменению основных показателей физических качеств детей при занятиях волейболом на примере 7-х классов. 4. Дать рекомендации по результатам исследования.
Объект исследования: двигательные способности детей среднего школьного возраста на занятиях по волейболу.
Предмет исследования: изменения основных показателей развития двигательных способностей детей среднего школьного возраста при занятиях волейболом в условиях реализации ФГОС ООО.
Гипотеза: использование разнообразных физических упражнений является более эффективным способом развития основных показателей физических качеств детей среднего школьного возраста на занятиях волейболом.
Метод исследования: педагогический эксперимент, тестирование.
Волейбол является одной из самых популярных игр в мире. В ней сочетаются такие двигательные действия, как бег, повороты, остановки, прием, передача мяча, нападающий удар, индивидуальные и командные действия, прыжки, подача и прием мяча, передвижения в различных направлениях. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, деятельности всех систем организма.
При игре в волейбол результативность зависит от показателей сенсомоторного реагирования, где важное место занимает «чувство времени». В волейболе важное значение имеет тактическое умение вести игру, где на первый план выходит оперативное мышление игроков. Волейбол - это командная игра, которая приносит желаемый результат в зависимости от инициативы, и творческой активности каждого игрока в отдельности. Игровая деятельность в волейболе базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состояния здоровья и интеллекта игроков.
Основные физические качества должны подвергаются целенаправленному воспитанию в определенные возрастные периоды. Так, для развития координационных способностей при занятиях волейболом наиболее благоприятен период с 5 до 10 лет, для развития быстроты – 7-16 лет, где наибольший прирост происходит в 16-17 лет. Для развития силы наиболее благоприятен период 12-18 лет, где наибольший прирост происходит в 16-17 лет, а для развития гибкости – это 9-10, 13-14, 15-16 лет у мальчиков и 7-8, 9-10, 11-12, 14-17 лет у девочек, выносливость же развивается с дошкольного возраста и до 30 лет, где наибольший прирост происходит в 14-20 лет. Развитие скоростно-силовых качеств происходит с 9 до 18 лет, где наибольшие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет.
Основными методами воспитания двигательных способностей при занятиях волейболом являются следующие: метод повторного выполнения упражнения, интервальный метод, игровой метод, метод круговой тренировки.
База исследования: ГБОУ СОШ № 147, 7 «А» - экспериментальный класс , 7 «Б» - контрольный класс.
Объект исследования: 7 «А» - экспериментальный класс – 12 учащихся, 7 «Б» - контрольный класс – 12 учащихся (исследование проводилось на добровольной основе).
Предмет исследования: изменения основных показателей развития двигательных способностей учащихся среднего школьного возраста при занятиях волейболом на примере 7-х классов.
Педагогическое исследование проводилось в ГБОУ СОШ № 147, где 7 «А» класс являлся экспериментальным, а 7 «Б» класс являлся контрольным. В педагогическом исследовании принимали участие на добровольной основе по 12 учащихся из каждого класса. Исследование в экспериментальном классе и контрольном классе с применением различных упражнений по развитию физических качеств проводилось с 26 сентября по 23 декабря.
Сущность эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, как влияет более широкий спектр физических упражнений на развитие основных показателей двигательных способностей учеников при занятиях волейболом.
Для проведения эксперимента были выбраны некоторые упражнения, способствующие развитию физических качеств для экспериментального класса.
1. Прыжки с разбега до мячика, подвешенного на баскетбольном щите, толчком одной или двумя ногами. 5-6 серий по 5-8 раз. 2. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек, толчком двух или одной ногами. 5 скамейки по 2-3 серии. 3. Прыжки на скакалке на двух, правой, левой ноге. 300-200-200 прыжков соответственно. 4. Прыжок в длину с места без остановки по прямой. 3-4 раза по 20 м. 5. Бег с максимальным ускорением по прямой, 5/18 м. 3-4 серии. 6. Выполнение бега на матах на месте с высоким подниманием бедра и выхода с мата по свистку. 25-30 секунд 3-4 раза. 7. Выполнение челночного бега с переносом предметов. 3-4 раза. 8. Подъем на носки с партнером на плечах. 3-4 серии по 15-20 раз.
Упражнения, способствующие развитию физических качеств, применяемые в контрольном классе, были следующие:1. Прыжки через скамейку правым и левым боком, продвигаясь вдоль скамеек толчком двух ног. 3 скамейки по 2-3 раза. 2. Беговые упражнения и прыжковые по прямой. 3-4 прямых по 10-15 метров. 3. Прыжки в длину с глубокого приседа. 3-4 серии по 10-15 раз. 4. Прыжки со скакалкой на месте на двух, правой и левой ногах. 100-50-50 прыжков соответственно. 5. Скамейка между ног – запрыгивание на скамейку. 4-5 серий по 10-15 раз.
В исследовании использовалось и метод наблюдения, основная задача которого заключалась в том, чтобы определять переносимость выполнения физических упражнений по внешним признакам учащихся, а также следить за правильностью выполнения упражнения, общим настроением в классе при выполнении новых упражнений. До начала проведения эксперимента и после его окончания были проведены тесты для определения изменений основных показателей физических качеств в экспериментальном и контрольном классе. После этого результаты были обработаны и занесены в соответствующие таблицы. Тестирование проводилось по трем упражнениям – это прыжок в длину с места, бег на 20 метров и прыжок в высоту с места толчком двух ног.
Класс Название теста |
Экспериментальный 7 «А» класс |
Контрольный 7 «Б» класс |
Прыжок с места в длину (см.) | М=184 +_1,98 | М=182+_2,95 |
Бег на 20 метров (сек.) | М=3,68+_0,07 | М=3,72+_0,02 |
Прыжок в высоту с места толчком двух ног (см.) | М=32+_1,17 | М=31+_1,19 |
Сопоставление результатов тестирования в экспериментальном 7 «А» классе и в контрольном 7 «Б» классе, представленным в Таблице показывает, что развитие основных двигательных качеств в обоих классах находится примерно на одинаковом уровне.
Полученные данные результаты тестирования до проведения эксперимента говорит нам о том, что развитие скоростно-силовых качеств в обоих классах уже в какой-то мере осуществлялось на предыдущих уроках по физической культуре, и поскольку программа проведения занятий одинакова для обоих классов, то средние значения не очень отличаются друг от друга. В тоже время, индивидуальные показатели здесь не учитывались, хотя можно сказать, что есть как хорошо подготовленные, так и слабо подготовленные ученики в обоих классах.
После проведения эксперимента, а именно, включение в учебное занятия более широкого и разнообразного спектра упражнений по развитию двигательных способностей, было проведено тестирование учеников 7-х классов по тем же самым упражнениям.
Полученные данные показывают, что в экспериментальном 7 «А» классе уровень развития основных показателей двигательных способностей стал немного выше, чем соответствующие показатели в контрольном 7 «Б» классе, а по отношению к результатам тестирования до проведения исследования эти показатели в большей степени выросли по отношению к тем же показателям в контрольном классе. Все это говорит нам о том, что использование более широкого и разнообразного спектра упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, ведет к большему развитию этих показателей.
Класс Название теста |
Экспериментальный 7 «А» класс |
Контрольный 7 «Б» класс |
Прыжок в длину с места (см.) | М=191+_1,78 | М=184+_2,68 |
Бег на 20 метров (сек.) | М=3,32+_0,08 | М=3,51+_0,06 |
Прыжок в высоту с места толчком двух ног (см.) | М=39+_1,01 | М=34+_0,98 |
Проанализируем полученные данные после проведения эксперимента более подробно. Результаты тестирования показали, что развитие двигательных способностей ученика в условиях реализации ФГОС ООО с применением разнообразных упражнений влечет за собой развитие двигательных способностей при занятиях волейболом в учебном процессе, хотя было установлено, что первоначально эти показатели были примерно одинаковы.
Далее хотелось бы отметить, что предложенные нами упражнения более разнообразны и вызывают у учащихся больший интерес и в связи с этим повышается мотивация к выполнению этих упражнений. Некоторые из этих упражнений немного сложны в техническом исполнении, и необходимо следить за правильностью их выполнения.
Исходя из анализа результатов эксперимента можно сделать следующие выводы: - применение более широкого и разнообразного спектра физических упражнений, направленных на развитие скоростно-силовых качеств, является более эффективным; - после проведения эксперимента произошел рост основных показателей физических качеств в экспериментальном классе больший, чем в контрольном классе;
В целом можно говорить о том, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение в процессе педагогического эксперимента, а следовательно, можно утверждать, что применение более широкого и разнообразного спектра упражнений является более эффективным способом развития основных показателей двигательных способностей детей среднего школьного возраста при занятиях волейболом в условиях реализации ФГОС ООО.
Исходя из полученных результатов исследования, попробуем сформулировать некоторые практические рекомендации для повышения уровня развития двигательных способностей учащихся: - наиболее благоприятным периодом развития скоростно-силовых качеств является возраст с 9 до 18 лет, где наибольшие темпы прироста наблюдаются в 14-16 лет; - воспитывая физические качества учащихся, необходимо учитывать ряд особенностей, связанных с их ростом и развитием организма; - при выполнении упражнений необходимо соблюдение постепенности роста нагрузок, учета индивидуальных особенностей организма.
В подведении итогов всего выше сказанного, необходимо заметить, что развитие двигательных способностей детей среднего школьного возраста при занятиях волейболом в условиях реализации ФГОС ООО очень кропотливый труд педагога по физической культуре, поскольку знания о развитие ребенка в данном возрасте и индивидуальных особенностях учащихся, является основополагающим условием при выборе упражнений.
Литература.
1. Ашмарин Б. А. Теория и методика педагогических исследований в
физическом воспитании. – М., 2014.
2. Беляева А. В., М.В.Савина. Волейбол. – М., 2014.
3. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства.- М., 1998.
4. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе. - М., 2012.
5. Железняк Ю.Д. Подготовка юных волейболистов. - М.: Физкультура и спорт, 2012.