Методическая разработка урока немецкого языка в 10 классе
Учебник: «Мозаика» - Xкл. Н.Д.Гальскова, Москва, «Просвещение», 2010
по теме «Kulturen miteinander» («Культуры друг с другом»).
Учитель - Миняева Юлия Васильевна, ГБОУ СОШ №352
Красносельского района Санкт-Петербурга
Тел. 755 36 22, 8 911 967 83 49
Пояснительная записка
Мы живем в поликультурном многонациональном городе, стране, где проблема толерантности становится самой насущной для гармоничной и счастливой жизни общества. Уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Воспитание толерантности следует понимать шире, чем просто терпимость и дружелюбие по отношению к человеку другой культуры, цвета кожи. Толерантность предполагает развитость таких качеств, как вежливость, внимательность, сдержанность, доброжелательность, понимание недопустимости грубости и агрессии. Учащиеся должны понимать, что в современном мире все люди равны, все народы взаимосвязаны, никто не живет изолированно.
Задача педагогов в этой связи - на каждом уроке, в повседневной жизни, на личном примере формировать в учащихся эти качества, без которых невозможно развитие современного общества.
Цель урока
Формирование у учащихся уважения, принятия и понимания многообразия различных культур.
Задачи
1. Развитие у учащихся умений
- высказываться о взаимодействии различных культур, о нормах поведения;
- передавать содержание услышанного и увиденного своими словами по-немецки;
- выражать свое мнение, высказывать предположения.
2. Формирование у учащихся межкультурной компетенции, развитие интереса к иной культуре, обычаям, ментальности.
3. Развитие умений выполнять задание в группе.
Оборудование
Аудиозаписи к учебнику „Mosaik“ –Xкл., компьютер с подключенным интернетом и/или демонстрационным экраном.
Ход урока
I Приветствие, организационный момент, постановка целей и задач, введение в языковую среду с помощью вопросов
Woran denkt ihr, wenn ihr das Wort Heimat hört?
SammelteureAssoziationen:
В помощь ученикам могут быть представлены слайды или картинки с изображением
- родного города
- пейзажи
- семейное фото
- молодежная компания
- школа
- праздник
- церковь
На доске для наглядности учитель схематично изображает ассоциограмму.
II Основная часть
1. Was denken daran die bekannten Deutschen? (Прослушивание аудиозаписи с высказываниями известных немцев о том, что для них означает Родина.)
Was sagt Walter Preker über Heimat?
Wie ist die Meinung von Siegfrid Lenz? Und von Dieter Golombek?
Bist du mit jemandem einverstanden?
Wessen Meinunggefällt dir besonders gut? Begründe deine Wahl.
2. Почему многие люди покидают свою родину?
Warum verlassen einige Menschen ihr Heimatland?
Welche Gründe dafür gibt es?
Ученики высказывают свои предположения.
3. Deutschland ist ein ausländerfreundliches Land. Von rund 82 Millionen Bewohnern der BRD sind 7,4 Millionen Ausländer.
Jetzt sehen wir uns eine Episode zum Thema an!
Турецкий для начинающих (Türkisch für Anfänger)
Жизнь обычных немецких подростков, брата и сестры Лены и Нильса, переворачивается с ног на голову. Их мама Дорис объявила им, что собирается съехаться со своим возлюбленным — отважным полицейским по имени Метин. Метин — немец турецкого происхождения, который так же в одиночестве воспитывает двоих детей — сына Чема и дочь Ягмур. Ягмур строго соблюдает все мусульманские традиции — молится 5 раз в день, носит хиджаб и не общается с мужчинами, а Чем считает себя настоящим горячим турецким мачо.
Детям предлагается посмотреть первый эпизод сериала «Турецкий для начинающих», где эта проблема представлена во всей своей повседневной простоте и насущности.
На доске предлагается написать наиболее трудные для понимания слова и выражения.
DerSchlag удар
StränggläubigeMuslima правоверная мусульманка
Ein Möchtegern Macho хвастун, выскочка- мачо
Klamotten шмотки
Über den Schatten springen изменитьсвоюнатуру
4. После просмотра:
Beantwortet meine Fragen!
Wo treffen sich alle?
Was erklärt die Mutter?
Was ist sie von Beruf?
Wer ist Metin von Beruf?
Woher kommt er?
Was haben wir über die Kinder erfahren?
Wollen die Kinder zusammen wohnen?
Was gefällt Jasmar nicht?
Was findet Lena furchtbar?
Ist Doris eine normale Hausfrau, Metins Meinung nach?
5. Jetzt teilen wir uns in zwei Gruppen. Eine Gruppe sammelt alle Vorteile solcher interkulturellen Ehe, die andere - alle Nachteile zusammen.
Группа делится на две части. Одна часть собирает все ЗА в пользу межкультурных браков, другая – ПРОТИВ.
Die Gruppensprecher teilen ihre Meinungen und Vermutungen mit.
IIIЗаключение
Формулируем вывод из вышесказанного.
Wie meint ihr, sind die interkulturellen Ehen Wohl oder Unglück?
Die Schüler formulieren ihre Meinungen.
Die Hausaufgabe
Stellt ihr euch vor, dass es drei Monate vergangen sind. Die Mädchen schreiben eine Erklärung für Metin, warum sie sich trennen müssen, oder umgekehrt, wie schön ist ihr Familienleben geworden. DieJungen machendasselbefürDoris.
Представим себе, что прошло три месяца, семья прожила это время вместе. Девочкам предлагается написать от лица Дорис – немецкой жены- письмо турецкому мужу почему а) они должны расстаться или б)как счастлива стала их семья. Мальчики делают то же самое от лица мужа – турка.
Материалы
1. Учебник «Мозаика» - X кл. Н.Д.Гальскова, Москва, «Просвещение» 2010г.
2. Аудиозаписи к учебнику
3. Слайды
4. 1-й эпизод сериала «TürkischfürAnfänger» («Турецкий для начинающих») – Deutschonline – видеоматериалы.