Альвита Вяличкайте, учитель-консультант
Центр обучения взрослых г. Каунас, Каунас (Литва)
Профессиональная ориентация – это информационно-консультационные услуги и услуги по планированию карьеры, которые помогают лицам разного возраста в выборе своего пути в области образования, обучения и занятости, а также в активном строительстве своей карьеры.
В Литве, как и во всей Европе, профессиональная ориентация признается в качестве важнейшего элемента стратегии учебы на протяжении всей жизни и существенной части политики занятости. В контексте Европейского Союза профессиональная ориентация считается одним из важнейших факторов, стимулирующих занятость, адаптацию рабочей силы к условиям рынка, предприимчивость, и равные возможности.
За формирование системы профессиональной ориентации в Литве отвечает Министерство образования и науки, а также Министерство социальной защиты и труда. В 2003 г. они утвердили стратегию профессиональной ориентации. Данная стратегия – основной документ, руководствуясь которым формируется и развивается система профессиональной ориентации Литвы.
Главная цель стратегии профессиональной ориентации – создание в Литве среды для развития системы профессиональной ориентации и услуг с учетом перспектив социально-экономического развития страны и индивидуальных запросов каждого члена общества.
Качественное профессиональное информирование важно как для системы образования, так и для рынка труда.
Во многих школах Литвы учреждены пункты профессионального информирования (ППИ), где учащимся оказываются услуги по профессиональному информированию. В настоящее время в Литве работает 696 центров профессионального информирования. Пункт профессионального информирования работает и в Каунасском центре обучения взрослых. Он преобразован из прежнего Центра карьеры учащихся. В пункте профессионального информирования можно:
- найти информацию о национальной системе формального и неформального образования;
- найти информацию о возможности непрерывного образования и трудоустройства;
- найти информацию о возможностях выбора профессии и потребности рынка труда;
- получить дополнительную информацию по планированию дальнейшей профессиональной карьеры;
- получить квалифицированные консультации по смене профессии или повышению профессиональной квалификации.
Лица, обращающиеся в пункт профессионального информирования, могут получить информацию из функционирующих в Интернете баз данных по профессиональной ориентации, а также познакомиться с информацией, накопленной на компьютерных носителях, видеокассетах и в печати. Услуги предназначаются для учащихся и учителей. Услуги оказывают профессиональные советники по профессиональной ориентации.
Советник по профессиональной ориентации – квалифицированный специалист, предоставляющий сведения целевым группам профессионального информирования или отдельным клиентам об органах образования, об учебных и образовательных программах, профессиях, квалификациях, условиях их приобретения, о рынке труда, о возможности трудоустройства и профессиональной карьеры, и работающий в пункте профессионального информирования.
С привлечением современных информационных технологий, возможностей, предоставляемых Интернетом, можно познакомить учащихся с разными Интернет-сайтами, где можно найти полезную информацию по вопросам планирования карьеры. Информационные технологии дают более широкие возможности для сбора, обработки и предоставления нужной информации, для поиска информации, отбора источников, их систематизации по степени значения, для выбора и использования соответствующих баз данных. Преимущество информационных технологий – возможность получения новой и интересной информации. Для советника по профессиональной ориентации обязательны компетенции в области ИКТ, которые дадут возможность для применения активной практики профессионального информирования учащихся. Наличие у советника по профессиональной ориентации компетенции в области ИКТ оказывает непосредственное влияние на профессиональное информирование учащихся.
Работа ППИ финансируется государством за счет средств корзины учащегося, предназначенных на познавательную деятельность учащихся и на их профессиональную ориентацию.