Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Технология обучения в сотрудничестве и ее использование
для повышения мотивации обучающихся
при обучении иностранному языку

Березина Валентина Александровна
Главная особенность технологии сотрудничества состоит в том, что она помогает создать совершенно другую, нежели в традиционном обучении, атмосферу мотивации и развития личности. Эта технология предоставляет  условия для самовыражения, поступательного движения вперед каждого учащегося на уровне его возможностей и способностей, формирование коммуникативных умений и навыков.
В отличие от традиционных технологий обучения, где главной целью урока является усвоение знаний, умений, основанных на запоминании, то есть на механизме заучивания разной информации, в обучении, поcтроенном на основе технологии сотрудничества, прямая цель – развитие интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения.
Технология сотрудничества — одна из многих современных технологий, которая является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей. В центре её внимания - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей.
Своеобразие парадигмы целей личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями. Технологии личностной ориентации пытаются найти методы и средства обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого обучающегося.
Содержанием урока при таком обучении является освоение способов познания, общественно и личностно значимых преобразований в окружающей действительности, не только программные знания и материал учебника. Движущие силы учения это творчество, ощущение своего роста, самосовершенствование, обретение уверенности в себе. Методами работы являются совместная деятельность, поиск, всевозможное сотрудничество преподавателя и обучающийся.
Для лучшего понимания сути и свойств технологии обучения в сотрудничестве, сравним определения.
Обучение в сотрудничестве (англ. cooperative learning, collaborative learning) – технология обучения, построенная на совместном обсуждении проблемы, принятии решения.
Приведенное определение не раскрывает понятие «обучение в сотрудничестве» в полной мере и даже может ввести в заблуждение, так как проводит параллели с определением проблемного обучения.
Так как данная дефиниция требует подкрепления, проанализируем следующее определение:
Взаимное обучение – метод группового обучения, при котором каждый из учащихся является одновременно учителем по отношению к другим членам группы, помогая им освоить те знания и умения, которыми он владеет наиболее успешно, что способствует повышению эффективности обучения.
В отличие от предыдущего, данный вариант определения учитывает преобладание групповой формы работы при обучении в сотрудничестве, а также указывает на объединяющие участников групп связи, возникающие в процессе добывания знаний. Тем не менее, данное определение имеет существенные недостатки. Прежде всего, оно описывает взаимное обучение не как технологию, но как отдельный метод. Также данное определение не раскрывает роль преподавателя, не дает информации о целевых установках обучающихся.
Всё это можно обнаружить в определении, Д.У. Джонсона и Р.Т. Джонсона:
«обучение в сотрудничестве – это управляемое использование в учебном процессе малых групп, которое предполагает совместную работу обучающихся над общей целью и служит для достижения максимального раскрытия учебного потенциала каждого участника группы».
Итак, можно прийти к заключению, что основным свойством обучения в сотрудничестве является использование групповой формы работы. При этом деятельность в группе предполагает наличие общей цели.
Результатом такой работы является обмен опытом, знаниями и способами их применения. И это достигается посредством применения методов организации коллективной учебно-познавательной деятельности.
Учебный процесс находится под управлением преподавателя, задачи которого в большей степени сводятся к организации процесса, нежели к трансляции готового знания. Сотрудничество – это идея совместной развивающей деятельности педагогов и учащихся, объединенная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.
Технология обучения в сотрудничестве предполагает работу на пределе возможностей для каждого индивидуума. Педагог помогает обучающимся самостоятельно найти нужные знания из самых различных источников, научиться учиться всю жизнь, пробовать осмыслить получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать их, видеть проблемы, генерировать идеи, искать способы рационального решения вопросов.
Обучение в сотрудничестве, обучение в малых группах использовалось в педагогике довольно давно. Оно является важным элементом прагматического подхода к образованию в философии Дьюи (1970), его проектного метода. Обучение в малых группах использовалось в Западной Германии, Нидерландах, в Великобритании, Австралии, Израиле, Японии. Но основная идеология обучения в сотрудничестве была детально разработана тремя группами американских педагогов: из университета Джона Хопкинса (Р. Славин), университета Миннесота (Роджер Джонсон и Дэвид Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния.
С тех пор, разумеется, идеи обучения в сотрудничестве получили свое развитие усилиями многих педагогов во многих странах мира, поскольку сама идея обучения в сотрудничестве чрезвычайно гуманна по самой своей сути, а, следовательно, педагогична, хотя и имеет заметные различия в вариантах в разных странах.
Преподаватель не в состоянии оказать помощь каждому конкретному обучающемуся в группе. Поэтому эту ответственность в состоянии взять на себя сами учащиеся, если они будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если они научатся помогать друг другу. Педагог приобретает роль организатора самостоятельной, познавательной, исследовательской, творческой деятельности обучающихся, его роль  больше не сводится к передаче информации и контролировании ее усвоения.
Плодотворная работа с применением технологии обучения в сотрудничестве требует четкого понимания ключевых различий между этой технологией и традиционной разбивкой на группы. Необходимо также знать, чем отличается успешно реализованное совместное обучение от такого, которое не будет иметь результат. При внедрении в урок технологии обучения в сотрудничестве важно учитывать комплекс элементов.
Первым элементом урока, построенного на технологии сотрудничества, является абсолютная взаимозависимость. Обучающиеся должны верить, что все они – звенья одной цепи, и отдельный член группы может преуспеть только при том условии, что и все остальные участники достигнут успеха. Это же правило действует в обратном направлении: цели группы не достигнуты, пока хотя бы один из участников не внес в работу свой вклад.  
Например, обучающимся предлагается проанализировать текстовый материал по теме и найти решение некой остросоциальной проблемы. Обучающиеся распределены в группы по трое, оригинал текста на группу выдается один. Обучающимся нужно правильно определить причины, последствия, мотивы и социальные установки, лежащие в основе  исходной проблемы и выработать действенную стратегию по её решению. Так как идея взаимозависимости возведена в ранг первоочередных задач, неизменное требование преподавателя к участникам групп – прийти к единому пониманию сути проблемы и общему согласию относительно методов ее решения.
Согласно всё той же идее абсолютной взаимозависимости, каждому участнику отводится индивидуальная роль. «Докладчик» вслух зачитывает текст (но его роль на этом не заканчивается, о чем будет сказано ниже). «Протоколист» выделяет главную информацию, составляет план, записывает идеи и результаты работы. «Организатор» в демократической манере руководит группой, побуждая участников к дискуссии, призывая делиться мнениями, предположениями, делать умозаключения. В обсуждении участвуют все члены группы, по его итогам «докладчик» представляет продукт деятельности своей группы на суд третьих лиц, составляющих экспертную комиссию, в которую, в зависимости от целей конкретного урока, могут входить как обучающиеся, так и члены преподавательского состава. Положительный отзыв дается в случае, если группа верно определила подоснову разбираемого конфликта, разработала логически-связанный пошаговый способ его разрешения, способна ответить на контрольные вопросы жюри.
Второй элемент занятия с применением технологии обучения в сотрудничестве это личное наставническое взаимодействие, когда обучающиеся побуждают и  вдохновляют друг друга, оказывая реальную поддержку и помощь в освоении и закреплении знаний. 
Здесь можно привести пример занятия, имеющего целью изучение нескольких грамматических тем. К данному занятию обучающиеся готовят домашнее задание по вариантам: каждый участник группы прорабатывает одну грамматическую тему. Непосредственно во время учебного занятия обучающиеся доносят до остальных членов группы сущность изученных грамматических явлений и структур, объясняют правила и их применение, приводя примеры и находя связи с изученным ранее материалом.  Преподаватель заранее устанавливает лимит времени на устную часть работы, побуждает обучающихся к обмену знаниями. Проверка осуществляется посредством написания тестовой работы по итогам изучения всех заявленных грамматических тем.
Вопрос проверки и оценивания из предыдущего примера подводит нас к третьему элементу эффективного применения технологии обучения в сотрудничестве. Этот элемент может быть идентифицирован как личная ответственность. Участникам образовательного процесса нельзя упускать из виду факт того, что учёт успеваемости ведется как в общем (оценивание работы группы), так и индивидуально. Важно, чтобы обучающиеся имели представление о том, у кого из участников есть особая потребность в патронаже со стороны остальных членов группы. Также обучающимся следует разъяснить, что им не представится возможность «выехать за счет работы других» и добиться положительной оценки преподавателя таким образом.
Подводя итог вышесказанному, если на этапе проверки используются тестовые задания, они должны быть разработаны индивидуально для каждого участника группы. Другой вариант проверки предполагает случайный отбор работ обучающихся так, чтобы каждая работа представляла результативность всей группы. 
Четвертый элемент так называемого «кооперативного урока» это социальные навыки. Группы не могут функционировать эффективно, если обучающиеся не способны применять лидерские качества, а также навыки принятия решений, укрепления доверия, общения и управления конфликтами. Эти навыки должны преподаваться так же целенаправленно и точно, как и академические знания.
Многие обучающиеся недостаточно работали совместно в учебных ситуациях и, следовательно, им не хватает необходимых социальных навыков. На уроке преподаватель подчеркивает умение «проверять, чтобы убедиться, что все понимают». Он определяет умение как фразы и сопровождающее невербальное поведение, которое должны использовать обучающиеся, чья роль подразумевает обязанности проверяющего. Групповые роли меняются каждый день. Когда учитель видит, что учащиеся занимаются плодотворно, он устно хвалит группу и / или записывает это на листе наблюдения.
Наконец, в качестве пятого элемента «кооперативного урока» можно выделить рефлексию. По итогам установленного периода (например, прохождения модуля или цикла  тем), группы оценивают свой прогресс, отвечая на два вопроса:
- Какой полезный для группы вклад внёс каждый участник?
- Над чем каждому участнику следует работать, чтобы оптимизировать работу группы в будущем?
Такая обработка результатов позволяет обучающимся группам сосредоточиться на поддержании оптимального уровня функционирования, облегчает изучение социальных навыков, гарантирует, что участники получают обратную связь об их участии, и напоминает обучающимся о необходимости практиковать навыки, нужные для совместной работы в небольшой группе.
Некоторые из условий успешной рефлексии это достаточное количество времени для того, чтобы не только провести её, но и сделать более конкретной. Важно периодически варьировать её формат, поддерживая вовлеченность учащихся в обработку и оценивание результатов, напоминая обучающимся о том, что в процессе обработки следует использовать социальные навыки, и четко разъясняя цели такой рефлексии.
Примером обработки результатов от группы может послужить краткий письменный отчет, подписанный всеми участниками группы или мини-презентация.
На основании вышеописанных элементов можно сделать вывод, что главными чертами технологии сотрудничества являются задействование каждого участника, социализация, которая достигается за счет распределения ролей, организация дискуссии, рефлексия и кооперирование между обучающимися  для саморазвития (понимание того, что успех одного зависит от успеха другого).
Подготовка заданий для работы в группах несомненно требует от преподавателя больших затрат сил и времени. Следует также уделить внимание и подготовке к работе в малых группах. Подготовка к занятию в группе состоит из следующих этапов:
1.Выбор темы. Прежде чем начать подготовку заданий для работы в группе, необходимо убедится, подходит ли данная тема для групповой работы, и соответствует ли она уровню знаний и возрастным особенностям обучающихся.
2.Подготовка материалов для работы групп. Разный уровень обученности участников группы требует дифференциации заданий.
3. Принятие решения относительно количественного и качественного состава групп.
4.Определение ролей в будущих группах, их функций, подготовка карточек с описаниями ролей.
 5.Определение времени, отведённого на групповую работу.
6.Определение места работы в группах в ходе всего урока.
7.Подготовка помещения для работы групп. Расстановка парт, наличие необходимого технического оборудования.
Пункту «распределение ролей» следует уделить особое внимание. В рекомендациях разных последователей технологии сотрудничества число человек в группе различно и часто зависит от конкретного выбранного метода, целей и задач конкретного занятия. Тем не менее, нам представляется интересной модель Рэймонда Меридит Бэлбина. В своих исследованиях он посредством многочисленных экспериментов определил, что больше всего шансов на успех у гетерогенных команд, состоящих из 5-7 человек, где каждый из участников отвечает за ограниченное число заранее оговоренных функций. 
Переходя, непосредственно к решению учебной задачи, рассмотрим методы работы в сотрудничестве.
Обучение в команде (STL, Student Team Learning) – метод технологии сотрудничества, при котором команда работает над общей темой, но каждому участнику выдано индивидуальное, подходящее по уровню задание. Группой учитывается вклад каждого, и каждый член группы овладевает необходимыми знаниями.
Этапы работы и их содержание:
1. Индивидуально-групповое выполнение задания: по ходу выполнения обучающиеся могут и должны консультироваться друг с другом.
2. Индивидуальный дифференцированный тест.
3. Оценивание:  количество баллов, полученных при тестировании, суммируется.
Так как задания учитывают уровень подготовки каждого обучающийся, а при оценивании учитывается личный прогресс обучающегося (нет соревновательного элемента между участниками команд), обучающиеся разного уровня учебной подготовки находятся в равных условиях. Возможности в приобретении очков для команды равны. Заинтересованность в успехе общего дела, осознание себя полноправным членом команды способствует повышению внутренней мотивации обучающихся.
Индивидуально – групповая работа (Student-Teams-Achievement Divisions, STAD) – метод работы в гетерогенных группах, при котором задание выполняется по жребию, а правильность выполнения контролируется командой.
Этапы работы и их содержание:
1. Предварительное объяснение преподавателем нового материала.
2. Деление на гетерогенные группы по четыре человека с целью закрепления материала. Каждой группе выдаются опорные карточки, схемы, справочники.
3. Комментируемое выполнение задания и проверка в группе, обсуждение вопросов, обращение к лексико-грамматическим правилам, консультирование с преподавателем в случае необходимости.
4. Индивидуальный дифференцированный тест.
5. Оценивание:  количество баллов, полученных при тестировании, суммируется.
Метод сходен с описанным выше. Принципиальная разница в задачах педагога: в данном случае речь идет об этапе закрепления. Участникам с одной стороны даётся возможность попробовать себя в заданиях разного уровня, с другой стороны они ощущают больше поддержки, как методической, так и социально-эмоциональной. Дифференциация теста по уровню повышает чувство уверенности. Этот метод позволяет обучающимся почувствовать доверие преподавателя и одноклассников, что повышает личную ответственности, как следствие укрепляет внутреннюю и внешнюю мотивацию.
Индивидуальная работа в команде (Team Assisted Individualization, TAI) – метод рассчитанный на долговременное обучение в группах, при котором обучающиеся обучаются в собственном темпе. Разные команды могут работать над разными заданиями. Задания для обучающихся индивидуальны и дифференцированы по уровню по итогам тестирования.
Этапы работы и их содержание:
1. Первичное тестирование для определения уровня.
2. Выполнение индивидуальных заданий. Участники группы помогают друг другу.
3. Группа отмечает успехи и продвижение каждого участника с течением времени.
4. Индивидуальный тест.
5. В группах выбираются оценщики, которые проверяют тесты.
6. Преподаватель еженедельно фиксирует количество пройденных тем и выполненных заданий по программе и планам занятий, успешность их выполнения на занятиях и дома, отмечая группы с наивысшей степенью прогресса.
Этот метод может вызвать массу опасений у преподавателей, не готовых к экспериментам и привыкших к жесткому контролю. Тем не менее, метод представляется крайне ценным средством обучения учебных групп, в которых обучающиеся сильно различаются по уровню учебной подготовки.
Метод индивидуальной работы в команде предполагает, что обучающиеся сами ведут учёт успешности усвоения материала, следовательно,  преподаватель может уделить освободившееся время и оказать помощь тем, кто в ней нуждается в большей степени.
Командно-игровая работа (Teams-Games-Tournament — TGT) – метод контроля знаний, предполагающий организацию соревновательных турниров между командами.
Этапы работы и их содержание:
Преподаватель делит обучающихся на равные по уровню обученности группы. Обучающиеся располагаются за «турнирными столами» по три человека, выдаются задания, сложность которых варьируется в зависимости от уровня подготовки команды.
За выполнение одного задания группы  получают определенное количество баллов, не зависимо от уровня сложности. Побеждает команда, набравшая больше баллов.
Время и периодичность преподаватель выбирает сам: от пятиминуток по итогам каждого занятия, до более продолжительных турнирных соревнований раз в неделю.
При использовании данного метода остается элемент сотрудничества внутри группы, но чувство сопричастности усиливается за счет соревновательного элемента. Победа команды напрямую зависит от волевых усилий, уровня мотивированности и трудолюбия обучающихся, а не только от их способностей. Таким образом, использование этого метода крайне эффективно для повышения мотивации.
Метод мозаики или «Пила» (Jigsaw)  — дидактический метод групповой работы, способствующий возникновению позитивной взаимозависимости обучающихся друг от друга.
Этапы работы и их содержание:
1. Подготовительный этап.
Учебная группа делится на несколько команд с равным количеством человек в каждой. Рекомендуемое число участников – 4-6 человек.
2. Основной этап.
Учебный материал разбит на фрагменты: логические или смысловые блоки. Каждый член группы получает тему и разрабатывает ее (становится «экспертом»), затем «эксперты» встречаются, обсуждают и суммируют информацию, после этого они передают полученные знания своей группе.
3. Заключительный этап: преподаватель проверяет уровень усвоения всех аспектов задания каждым членом группы, а также оценивает работу команды в целом. Контроль может быть дан в форме фронтально-индивидуального опроса или теста по теме. Также контрольные вопросы могут быть заданы одними группами другим.
Данный метод удобно использовать, например, при работе с текстом. Так материал по теме «Биография известного ученого» можно разделить на фрагменты: «ранние годы жизни», «первые достижения», «средние и поздние годы жизни», «значение достижений в науке».
Метод хорош тем, что его применение не требует дополнительных усилий со стороны преподавателя: обучающимся необходимо внимательно слушать партнеров по команде и делать записи в тетрадях. При этом обучающиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, так как это может отразиться на их итоговой оценке.
Метод способствует развитию самостоятельности, коллективной ответственности. Интересная подача материала, направленная на открытие нового знания, а не на получение его в готовом виде оказывает положительное влияние на мотивацию.
«Пила-2» (Jigsaw)  является модификацей метода мозаики.
Этапы работы и их содержание:
1. Обучающиеся делятся на группы по 4-5 человек. 2. Каждой команде выдается единый материал, но каждый участник получает свою подтему, разрабатывает её и становится «экспертом».
Происходит «встреча экспертов», обмен информацией и взаимное обучение участников внутри группы.
3. Контрольный срез и его оценка. Результаты учащихся суммируются, побеждает команда, достигшая наивысшей суммы баллов.
Несмотря на все преимущества первичной разработки, модификация явно выигрывает в сравнении с предшествующим методом. Обучающимся необходимо не просто проработать фрагмент задания, но  проанализировать весь материал по теме и выбрать нужную информацию. Этот метод в большей степени направлен на повышение познавательной активности, потому более эффективен.
Учимся вместе (Learning together) – метод работы в сотрудничестве, в котором особое внимание уделяется формированию социальных навыков и развитию культуры общения.
Этапы работы и их содержание:
1. Обучающиеся делятся в соответствии с уровнем учебной подготовки на группы по 3-5 человек.
Комплектация групп может производиться с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Группы получают разные по уровню и содержанию задания на одну и ту же лексическую и/или грамматическую тему.
2. Члены групп распределяют роли внутри команды: докладчик, протоколист, организатор. В задачи обучающихся входит не только выполнение задания, но и контроль, мониторинг активности участников, поддержание культуры общения внутри группы.
3.Обучающиеся выполняют задание, обсуждая его внутри группы, продумывают варианты, задают друг другу вопросы, уточняют детали.
4. Происходит контроль усвоения материала и оценивание групп, при котором учитывается вклад каждого участника.
В рамках данного метода перед каждой группой поставлена двойная задача: с одной стороны, академическая — достижение какой-то познавательной, творческой цели, а с другой, — социально-психологическая: осуществление в ходе выполнения задания определенной культуры общения. Эти аспекты в равной степени важны при изучении иностранного языка. От преподавателя, таким образом, требуется отслеживать не только успешность выполнения академического задания группами учащихся, но и способ их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. Обучающихся мотивирует не только посильность заданий, четкое разграничение обязанностей и, следовательно, понимание задач.
Письменный круглый стол – метод совместного творчества и/или анализа.
Этапы работы и их содержание:
1. После деления на группы каждый участник получает чистый лист бумаги. Преподаватель задает определенную тему для каждой из групп.
2. Каждый участник по очереди записывает на листе по 1-2 предложения по теме и передает лист другому участнику. Предложения могут содержать, например, рассуждения и мнение по поводу затронутой проблемы.
3. На заключительном этапе получившиеся странички зачитываются перед всей группой. Обучающиеся дают комментарии и рекомендации. Впоследствии работы можно собрать в книжку.
 4. Оценка происходит в два этапа: обучающийся, заранее получивший роль «контролера» дает отчет о работе каждого участника, преподаватель выносит оценку всей группы целиком.
Метод интересен творческой направленностью и удобен, например, при первичной подготовке устных тем к зачету. В этом случае практическая значимость задания будет велика, что усилит внешнюю мотивацию. В то же время каждый участник получит возможность высказать свое мнение и быть услышанным. Нам представляется целесообразным при использовании данного метода обеспечивать группы опорой, содержащей лексические единицы, которые необходимо использовать. Это повысит качество работ и коэффициент полезности.
Основные идеи, присущие всем описанным здесь вариантам - общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды (группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означают совершенствование каждым обучающимся своих собственных достижений. Обучающиеся получают возможность думать  свободно, говорить непринуждённо, эмоционально,  много и  внимательно читать, много анализировать, осознавать, как важны для жизни и профессиональной деятельности их знания. Это означает также, что каждый обучающийся учится в силу собственных возможностей и потому имеет шанс оцениваться наравне с другими.
Психологи, изучающие данный подход к обучению, давно заметили, что, если оцениваются усилия, которые затрачивают участники групп для достижения общего результата, то мотивация у обучающихся гораздо выше, чем при использовании традиционного подхода.
 
 

 

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»