Среднее специальное образование в Японии
Сергеева Елена Ивановна
На занятия нередки случаи, когда студенты моего образовательного учреждения задают вопросы, а как же построено среднее специальное образование в других странах. Задавшись таким вопросом и желая как можно подробнее и интереснее ответить на него, автором и было решено провести небольшое исследование по материалам открытых источников и собрать факты в цикл несколько небольших статей, который условно можно назвать: «А как у них?»
Исследование проблем среднего специального образования в Японии занимает чрезвычайно малый объем подобных исследований, что явно несправедливо. Японское образование заслуженно является одним из лучших в мире, причем как раз школьное и специальное образование.
Между тем, Япония была и является страной, в которой чрезвычайно высоко ценились образованные люди. Любознательность является одной из черт национального японского характера. В школах самураев активно изучалось на только военное дело, но и политика и религия, такие школы для детей самураев были распространены повсеместно. Получили распространение также и приходские школы («теракоя»), в которых учились дети горожан и крестьян. В них обучали письму, чтению и счету. Учились исключительно на добровольной основе.
В 1872 году Япония на государственном уровне подняла вопрос о всеобщей грамотности, был издан правительственный акт, в котором говорилось: «Мы надеемся, что вскоре наступит время, когда неграмотных не будет ни в одном доме, ни в одном селе». Но только в 1970 году Япония получила обязательное девятилетнее образование.
В 1899 году по вопросам профессионально технического обучения было принято специальное постановление.
Учреждалось 5 типов школ: технические, сельскохозяйственные, торговые, торгово-флотские и специальных – для обучения без отрыва от производства. Срок обучения в этих школах составлял 4 года.
Система образования Японии формировалась в 19 веке под воздействием французских и прусских образцов, после второй мировой войны за основу брались американские стандарты, однако переработав мировой опыт, Япония выработала во многом уникальную свою самобытную систему образования.
95% учеников Японии поступают в старшую среднюю школу. В США этот процент составляет 89% (По данным Росстата по С-Петербургу данный показатель в 2016 году составил 90,4%).
Закон об образовании в послевоенной Японии был принят в 1947 году, система образования была реформирована и с некоторыми изменениями продолжает существование и в настоящее время. До 1935 года доля лиц, получивших среднее и высшее образование, составляла не более 10% всего населения. В послевоенные годы с принятием закона об образовании доля лиц, получивших такое образование стала неуклонно расти, и к 60 годам прошлого века составила 40%. В это же время был принят закон о занятости, что привело к разработке программ обучения, связанного с требованиями научно-технического прогресса к качеству рабочей силы.
Об уровне образования в Японии имеется высказывания в т.ч. американского профессора из университета педагогики штата Теннеси Л.Элленгтона, о том, что выпускник средней школы Японии имеет такое образование, что и американский школьник, проучившийся два года в колледже.
По окончании старшей средней школы (16-18 лет, 10-12 классы) 75,9 % выпускников продолжают учиться в Вузах, училищах, колледжах.
В 1958 году Японским правительством принят закон о профессиональной подготовке рабочих, создана «Японская ассоциация профессионально-технического обучения». Ассоциация осуществляла методическое руководство в специальных центрах подготовки и переподготовки, а также консультирование фирм по подборке и подготовке персонала.
Среднее профессиональное образование Японии называется специальным, его система практически не отличается от отечественных и западных аналогичных систем. Особняком стоят так называемые школы мастерства (Дзюку – репетиторские курсы). Ученики еще в средней или старшей школе записываются на те курсы, которые подходят лично ему. Учителя в этих школах углубленно изучают школьную программу, а также дополнительные предметы, готовят (практически «натаскивают») учащихся к сдаче экзаменов. В этих школах обучаются практически все, причем курсы платные. В некоторых источниках отмечается, что бюджет «Дзюку» соизмерим с бюджетом, который Япония тратит на оборону. Отмечается, что это единственная школа такого вида в мире (Некоторый аналог имеется в Корее). Причем отмечается также, что это достаточно суровая необходимость, поскольку получить специальное образование трудно, поскольку квалифицированные рабочие ценятся чрезвычайно высоко.
Среднее профессиональное образование в Японии состоит из системы колледжей. Существует три типа: младшие, технологические и колледжи специальной подготовки, в основном это частные учебные заведения и стоимость обучения в них достаточно высокая. Часть из указанных учебных заведений является дочерними структурами известных ВУЗов.
Младшие колледжи являются самыми популярными, обучение в них длиться 2 года. В них готовят специалистов в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Причем около 60% таких учебных заведений предназначены только для женщин. В них преподают домашние финансы, литературу, языки, образование, сохранение здоровья. Выпускники младших колледжей могут сразу же поступить в ВУЗ на второй курс.
В технологический колледж можно поступить уже после младшей средней школы, так как обучение в них длиться 5 лет. Наиболее близкую аналогию можно провести с некоторыми специальными российскими колледжами, куда принимают школьников после 6-8 классов (правда, это в основном военизированные учебные заведения – кадетские корпуса, школы юнг). Выпускники старшей средней школы учатся в таких колледжах 2 года. В таких колледжах изучают электронику, строительство, машиностроение.
Обучение в колледжах специальной подготовки длится 1 год. По сути это профессиональные курсы по подготовке бухгалтеров, машинисток, программистов, автомехаников, портных, поваров. Выпускники таких колледжей могут сразу же устроиться на работу по специальности, однако продолжить обучение в младшем или технологическом колледже они уже не смогут.
Интересны приемы обучения тонким профессиональным навыкам, учащихся учат, чтобы они не напрягались, не суетились, не боялись допустить ошибку. В процессе обучения тренируется безупречная отработка всех элементов трудовых действий. Эта древняя методика, которую применяли для обучения искусству каллиграфии, живописи, владения оружием. Она применяется и сейчас и входит в систему профессионально-технического обучения.
Для образовательной японской программы характерны обстоятельность и неторопливость. Так, для овладения каким-либо практическим производственным навыком прежде готовиться прочная общеобразовательная база. И любая программа обучения технического специалиста в Японии состоит из трех частей общеобразовательная, общетехническая и специальная.
Большую часть, конечно, занимает специальная часть – около 55% программы, однако и на общеобразовательную часть может отводиться до 30% программы, общетехническая часть обычно занимает примерно 15% учебной программы.
Общеобразовательный курс обычно включает в себя японский и английский язык, физику, химию, математику, физическую культуру, социологию.
Общетехническая часть включает в себя: введение в специальность, электротехнику, черчение, материаловедение, механику, сопротивление материалов, детали машин.
Курс по профилю состоит в изучении особенности специальности и ее места в производстве, практика на рабочем месте.
Кроме того, как только выпускник учебного заведения переступает порог производства и приступает к выполнению работ, он немедленно включается в систему уже производственного обучения, которая входит в японскую концепцию «самообразование в течение всей жизни».
Вызывает интерес еще и факт, что массовый найм рабочей силы приурочен в Японии к выпуску учащихся школ второй ступени и колледжей. Конечно рекрутинговые агентства не закрываются круглый год, но найм в остальное время года происходит все-таки достаточно редко.
Для всех вновь нанятых работников устраивается примерно 10-дневный курс адаптации, в течении которого в них формируют принцип коллективизма и преданности фирме, корпоративный дух. Работник, не обладающий навыками работы в рабочей группе, считается бесперспективным.
Только по завершении данного адаптационного курса молодые рабочие начинают знакомиться непосредственно с предприятием и начинают работу на нем.(на примере концерна «Toyota»)
Методика адаптации разработана ассоциацией профессионально-технического обучения, о которой говорилось выше.
Каждая крупная фирма Японии располагает рядом технических школ и высших училищ, которые приравниваются к колледжам, это часть системы «пожизненного найма», которая обеспечивает стопроцентное возвращение обучившихся в таких заведениях на фирму, кроме того, окончившие такие профессиональные школы, по возвращению на производство достигают более высокого статуса, в том числе могут пополнить административно-управленческую составляющую персонала. (на примере концерна «Toyota»)
Вообще, стержнем профессионально-технического обучения Японии является социальное воспитание, направленное на усвоение и формирование соответствующих взглядов, отношений, установок.
В этом отношении некоторые исследователи говорят о том, что японская педагогическая школа вобрала в себя и определенные установки русской (советской) школы, в частности идеи А.В. Луначарского о развитии гуманистической личности и идею о том, что по окончании русской (советской) для каждого выпускника открыта дорога в ВУЗ, что отличает ее, например, от американской модели, в соответствии с которой с 12-ти летнего возраста предполагается обучение согласно выявленным склонностям и способностям, что могло бы привести к тому, что часть обучающихся уже заранее могла бы быть лишена возможности получения высшего образования.
Между тем, Япония была и является страной, в которой чрезвычайно высоко ценились образованные люди. Любознательность является одной из черт национального японского характера. В школах самураев активно изучалось на только военное дело, но и политика и религия, такие школы для детей самураев были распространены повсеместно. Получили распространение также и приходские школы («теракоя»), в которых учились дети горожан и крестьян. В них обучали письму, чтению и счету. Учились исключительно на добровольной основе.
В 1872 году Япония на государственном уровне подняла вопрос о всеобщей грамотности, был издан правительственный акт, в котором говорилось: «Мы надеемся, что вскоре наступит время, когда неграмотных не будет ни в одном доме, ни в одном селе». Но только в 1970 году Япония получила обязательное девятилетнее образование.
В 1899 году по вопросам профессионально технического обучения было принято специальное постановление.
Учреждалось 5 типов школ: технические, сельскохозяйственные, торговые, торгово-флотские и специальных – для обучения без отрыва от производства. Срок обучения в этих школах составлял 4 года.
Система образования Японии формировалась в 19 веке под воздействием французских и прусских образцов, после второй мировой войны за основу брались американские стандарты, однако переработав мировой опыт, Япония выработала во многом уникальную свою самобытную систему образования.
95% учеников Японии поступают в старшую среднюю школу. В США этот процент составляет 89% (По данным Росстата по С-Петербургу данный показатель в 2016 году составил 90,4%).
Закон об образовании в послевоенной Японии был принят в 1947 году, система образования была реформирована и с некоторыми изменениями продолжает существование и в настоящее время. До 1935 года доля лиц, получивших среднее и высшее образование, составляла не более 10% всего населения. В послевоенные годы с принятием закона об образовании доля лиц, получивших такое образование стала неуклонно расти, и к 60 годам прошлого века составила 40%. В это же время был принят закон о занятости, что привело к разработке программ обучения, связанного с требованиями научно-технического прогресса к качеству рабочей силы.
Об уровне образования в Японии имеется высказывания в т.ч. американского профессора из университета педагогики штата Теннеси Л.Элленгтона, о том, что выпускник средней школы Японии имеет такое образование, что и американский школьник, проучившийся два года в колледже.
По окончании старшей средней школы (16-18 лет, 10-12 классы) 75,9 % выпускников продолжают учиться в Вузах, училищах, колледжах.
В 1958 году Японским правительством принят закон о профессиональной подготовке рабочих, создана «Японская ассоциация профессионально-технического обучения». Ассоциация осуществляла методическое руководство в специальных центрах подготовки и переподготовки, а также консультирование фирм по подборке и подготовке персонала.
Среднее профессиональное образование Японии называется специальным, его система практически не отличается от отечественных и западных аналогичных систем. Особняком стоят так называемые школы мастерства (Дзюку – репетиторские курсы). Ученики еще в средней или старшей школе записываются на те курсы, которые подходят лично ему. Учителя в этих школах углубленно изучают школьную программу, а также дополнительные предметы, готовят (практически «натаскивают») учащихся к сдаче экзаменов. В этих школах обучаются практически все, причем курсы платные. В некоторых источниках отмечается, что бюджет «Дзюку» соизмерим с бюджетом, который Япония тратит на оборону. Отмечается, что это единственная школа такого вида в мире (Некоторый аналог имеется в Корее). Причем отмечается также, что это достаточно суровая необходимость, поскольку получить специальное образование трудно, поскольку квалифицированные рабочие ценятся чрезвычайно высоко.
Среднее профессиональное образование в Японии состоит из системы колледжей. Существует три типа: младшие, технологические и колледжи специальной подготовки, в основном это частные учебные заведения и стоимость обучения в них достаточно высокая. Часть из указанных учебных заведений является дочерними структурами известных ВУЗов.
Младшие колледжи являются самыми популярными, обучение в них длиться 2 года. В них готовят специалистов в области гуманитарных, естественных, медицинских и технических наук. Причем около 60% таких учебных заведений предназначены только для женщин. В них преподают домашние финансы, литературу, языки, образование, сохранение здоровья. Выпускники младших колледжей могут сразу же поступить в ВУЗ на второй курс.
В технологический колледж можно поступить уже после младшей средней школы, так как обучение в них длиться 5 лет. Наиболее близкую аналогию можно провести с некоторыми специальными российскими колледжами, куда принимают школьников после 6-8 классов (правда, это в основном военизированные учебные заведения – кадетские корпуса, школы юнг). Выпускники старшей средней школы учатся в таких колледжах 2 года. В таких колледжах изучают электронику, строительство, машиностроение.
Обучение в колледжах специальной подготовки длится 1 год. По сути это профессиональные курсы по подготовке бухгалтеров, машинисток, программистов, автомехаников, портных, поваров. Выпускники таких колледжей могут сразу же устроиться на работу по специальности, однако продолжить обучение в младшем или технологическом колледже они уже не смогут.
Интересны приемы обучения тонким профессиональным навыкам, учащихся учат, чтобы они не напрягались, не суетились, не боялись допустить ошибку. В процессе обучения тренируется безупречная отработка всех элементов трудовых действий. Эта древняя методика, которую применяли для обучения искусству каллиграфии, живописи, владения оружием. Она применяется и сейчас и входит в систему профессионально-технического обучения.
Для образовательной японской программы характерны обстоятельность и неторопливость. Так, для овладения каким-либо практическим производственным навыком прежде готовиться прочная общеобразовательная база. И любая программа обучения технического специалиста в Японии состоит из трех частей общеобразовательная, общетехническая и специальная.
Большую часть, конечно, занимает специальная часть – около 55% программы, однако и на общеобразовательную часть может отводиться до 30% программы, общетехническая часть обычно занимает примерно 15% учебной программы.
Общеобразовательный курс обычно включает в себя японский и английский язык, физику, химию, математику, физическую культуру, социологию.
Общетехническая часть включает в себя: введение в специальность, электротехнику, черчение, материаловедение, механику, сопротивление материалов, детали машин.
Курс по профилю состоит в изучении особенности специальности и ее места в производстве, практика на рабочем месте.
Кроме того, как только выпускник учебного заведения переступает порог производства и приступает к выполнению работ, он немедленно включается в систему уже производственного обучения, которая входит в японскую концепцию «самообразование в течение всей жизни».
Вызывает интерес еще и факт, что массовый найм рабочей силы приурочен в Японии к выпуску учащихся школ второй ступени и колледжей. Конечно рекрутинговые агентства не закрываются круглый год, но найм в остальное время года происходит все-таки достаточно редко.
Для всех вновь нанятых работников устраивается примерно 10-дневный курс адаптации, в течении которого в них формируют принцип коллективизма и преданности фирме, корпоративный дух. Работник, не обладающий навыками работы в рабочей группе, считается бесперспективным.
Только по завершении данного адаптационного курса молодые рабочие начинают знакомиться непосредственно с предприятием и начинают работу на нем.(на примере концерна «Toyota»)
Методика адаптации разработана ассоциацией профессионально-технического обучения, о которой говорилось выше.
Каждая крупная фирма Японии располагает рядом технических школ и высших училищ, которые приравниваются к колледжам, это часть системы «пожизненного найма», которая обеспечивает стопроцентное возвращение обучившихся в таких заведениях на фирму, кроме того, окончившие такие профессиональные школы, по возвращению на производство достигают более высокого статуса, в том числе могут пополнить административно-управленческую составляющую персонала. (на примере концерна «Toyota»)
Вообще, стержнем профессионально-технического обучения Японии является социальное воспитание, направленное на усвоение и формирование соответствующих взглядов, отношений, установок.
В этом отношении некоторые исследователи говорят о том, что японская педагогическая школа вобрала в себя и определенные установки русской (советской) школы, в частности идеи А.В. Луначарского о развитии гуманистической личности и идею о том, что по окончании русской (советской) для каждого выпускника открыта дорога в ВУЗ, что отличает ее, например, от американской модели, в соответствии с которой с 12-ти летнего возраста предполагается обучение согласно выявленным склонностям и способностям, что могло бы привести к тому, что часть обучающихся уже заранее могла бы быть лишена возможности получения высшего образования.
По материалам:
А.Д. Федотова «Профессиональное образование в странах Восточной Азии: исследования и перспективы», Интернет журнал «Науковедение» выпуск 4(23) июль-август 2014 г;
В.А. Пронников, А.Д. Ладанов «Японцы (этнопсихологические очерки)» изд. 2-е переработанное, М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»1985 г;
Интернет-портал «Восточное полушарие»
А.Д. Федотова «Профессиональное образование в странах Восточной Азии: исследования и перспективы», Интернет журнал «Науковедение» выпуск 4(23) июль-август 2014 г;
В.А. Пронников, А.Д. Ладанов «Японцы (этнопсихологические очерки)» изд. 2-е переработанное, М. Главная редакция восточной литературы издательства «Наука»1985 г;
Интернет-портал «Восточное полушарие»