Факторы, побуждающие использовать информационные коммуникационные технологии в процессе изучения и обучения химии
Зита Дзедулёнене
учитель-методист химии
Каунасский центр обучения взрослых
Современные информационные коммуникационные технологии быстро проникают во все области бизнеса, производства и др. жизненные пространства. Сегодня информационные коммуникационные технологии (ИКТ) позволяют нам эффективно получать, обрабатывать, сохранять, предоставлять и передавать информацию.
В последнее время всё больше внимания уделяется интеграции ИКТ в процесс воспитания, тем самым стремясь улучшить результаты обучения учащихся. Поэтому теперь должен ставиться вопрос, помогают ли коммуникационные технологии улучшать достижения учащихся, как менять практику обучения, чтобы использование ИКТ в процессе развития было действенным.
На сегодняшний день созданы сотни тысяч различных обучающих компьютерных средств. Их можем квалифицировать по различным критериям: содержания, назначения, особенностей обучения.
Программы упражнений и практики, предназначенные для укрепления знаний теории и развития практических навыков.
Учебные программы, предназначенные для самостоятельного обучения различным предметам.
Программы моделирования, предназначенные для изучения моделей различных явлений и механизмов.
Исследовательские программы- программы моделирования более высокого уровня, позволяющие больше самому творить и исследовать.
Интеллектуальные обучающие системы – открытые компьютерные обучающие среды, созданные для самостоятельного развития и творчества.
Микромиры– это отдельные случаи интеллектуальных систем, когда внимание сосредотачивается на рассмотрении одной какой-либо темы области науки.
Среды программирования, используемые для моделирования различных явлений, для выполнения заданий.
Прикладные программы помогают действенно обработать информацию, претворить в жизнь различные замыслы и выполнить другие действия.
Эти компьютерные средства нам, учителям, помогают создавать новую среду обучения полную различных средств информации и общения, в которой легко развивать навыки критического мышления, интегрировать темы различных областей, использовать методы активного обучения, выделять и развивать индивидуальные способности обучающихся, учить работать самостоятельно.
Использовать информационные коммуникационные технологии в обучении химии побуждают: потребности современного общества, растущий уровень науки и культуры, количество знаний и информации у обучающихся, цели реформы просвещения, стремление заинтересовать учащихся, поощрять их мотивацию, стремление сделать обучение эффективным и индивидуализированным, также и психологические факторы: потребность самовыражения, привлекательность и полезность, объективность.
Надо отметить, что обучающиеся сегодня ценят учителя учитывая два основных фактора: компетенция и коммуникация. Компетенция учителя не только в знании предмета, но и в способности эти знания передать и постоянные совершенствование и рост.
Сегодняшний учитель химии должен постоянно менять свой стиль работы, стремиться к разнообразию методов, также важно учить учащихся учиться, самостоятельно стремиться к знаниям, организовывать учёбу.
ИКТ в процессе обучения химии могут быть использованы как средства для получения информации, для демонстрации, формирования и развития навыков, для проверки и оценивания знаний и навыков, для выполнения творческих работ.
Из-за опасности некоторых демонстрационных опытов и дороговизны химических реагентов всё чаще на уроках химии использую компьютерные программы. ОсобоевниманиеуделяюпрограммамCrocodile Chemistry, Chem-3D, Science, Chemija 2000.
CrocodileChemistryпрограммa(1 рисунок) – это программа моделирования, которая разрешает безопасно выполнять исследования, используя около 100 различных химических реагентов.
1 рис. CrocodileChemistrу программа
Программа присособлена для всех классов. В 8-10 классах эту программу использую желая познакомить учащихся с химической посудой, реагентами, инструментами, растворяемостью веществ, с физическими и химическими явлениями, с признаками химичеких реакций, с классами основных неорганических веществ, металлами, рН растворов. В 12 классе использую для повторения химических и физических свойств неорганических веществ, для решения различных заданий.
Материал программы Scienceпомогает учащимся запомнить строение атома, понять, что такое изотопы, ознакомиться с элементами периодической таблицы.
Программа Chem-3D(2 рисунок) предназначена для учащихся изучающих органическую химию.
2 рис. Программа Chem-3D
С помощью этой программы ученики самостоятельно изучают физические и химические свойства органических веществ, явления изомерии и гибридизации, области использования органических веществ.
Программу Chemija2000 составляют тесты электрохимии, органической химии, проверки и оценивания знаний нейтрализации реакций.
Также хотела бы упомянуть другие комьютерные средства: объекты интерактивного обучения, виртуальные лабораторные испытания „Saugi chemija“ (безопасная химия), экспериментные программы ЕСО-itи BottomLine3для изучения загрязнения среды. С помощью программ ЕСО-itученики могут использовать модель экологического проектирования, благодаря программе BottonLine3устанавливать экологические последствия- количество площади биологически продуктивной земли и моря, измеряемого мировыми гектарами, которые стране нужны для того, чтобы обеспечить себя используемыми природными ресурсами и для переработки отходов.
Применение всех этих средств на уроках химии создаёт возможность делать процесс обучения более эффективным и разнообразным, возможность интегрировать различные предметы, предоставлять и объективно оценивать знания учащихся.
Не нужно забывать, что работа с комьютером эффективна, когда учитель готов к ней, имеются нужные комьютерные средства обучения, способен организовать работу со всем классом. И только тогда учащиеся получают прекрасную возможность проявить свои способности и навыки.
Только осмысленное использование информационных технологий помогает достигать более высокой мотивации и лучших результатов обучения.
Литература:
1.LR ŠMM. Informacinių technologijų taikymo ugdymo procese galimybės.
Viinius, 2005. gamtomokslinio ugdymo rekomendacijos 101-120 psl.
2.Kriliuvienė T. (2008). LR ŠMM Švietimo ir informacinių technologijų centras . „Sukauptos metodinės patirties, naudojant IKT įvairiuose dalykuose analizė. Vilnius
3. Informacijos ir komunikacijos technologijos diegimo Lietuvoje strategija. Šaltinis http://www.smm.lt