Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Рейтинговая система оценки качества деятельности обучающегося

(из опыта работы преподавателя высшей школы)
 

кандидат биологических наук,
Руководитель ОЭП,
учитель биологии ГБОУ лицея № 623 им. И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
 
Современная система высшего Российского образования претерпевает серьёзные модификации, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы и приёмы, требующие активной мыслительной деятельности обучающихся, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний обучающихся [10, 16]. Современная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, должна: осуществлять обратную связь, давая информацию о выполнении программы; стимулировать обучение,  позволяя обучаться в индивидуальном темпе; ориентировать обучающегося  на успех; содействовать становлению и развитию самооценки будущего специалиста [3]. Балльно-рейтинговая система оценивания (БРСО) является  неотъемлемой частью Болонского процесса в формировании общеевропейской системы профессионального образования, с целью стимулирования активной текущей работы обучающихся, обеспечения четкого оперативного контроля за ходом учебного процесса и повышения объективности оценки знаний [1,17].
Балльно-рейтинговая система представляет собой свод правил и положений, в которой количественно, путем накопления условных единиц (баллов), оцениваются все результаты учебной деятельности курсантов и студентов при изучении дисциплины [9]. Такая организация учебного процесса основывается на сочетании модульной технологии с использованием зачетных единиц – зачетных кредитов [13].   Наибольшее распространение получила кредитная система, которая базируется на принципах Европейской кредитно-трансферной системы. Европейская система трансфера оценок (англ. – ECTS, European Community Course Credit Transfer System) – это кредитная система, которая предлагает способ измерения и сравнения результатов обучения и перевода их из одного вуза в другой. Она может использоваться внутри вуза, между вузами одной страны, а также между вузами-партнерами из разных стран. Система ECTS базируется на принципах взаимного доверия участников и предусматривает выполнение правил относительно всех ее частей: ECTS-кредитов, ECTS-оценок, «Соглашения об обучении и зачислении кредитов». Главная цель системы ECTS состоит в предоставлении разным учебным учреждениям определенной шкалы количественных показателей, по которым можно соотносить программы обучения [19, 26].
В этой связи Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения (ФГОС 3) можно обоснованно назвать своевременным и важным этапом совершенствования подготовки специалистов. Сравнительный анализ ФГОС 3 показал высокую планку, предъявляемую к подготовке выпускников, уровень которой отвечает требованиям времени. Отличительной особенностью ФГОС-3 является компетентностный подход,  при котором образовательный процесс ориентирован на освоение студентами компетенций, определяемых задачами будущей профессиональной деятельности [7, 20]. Компетенции подразделяются на общекультурные и профессиональные. Общекультурные компетенции имеют мировоззренческую составляющую и отражают личностные характеристики обучающихся – их мышление, речь, жизненные приоритеты, умение анализировать и оценивать различные бытовые ситуации, мотивация к выполнению профессиональной деятельности, использование знаний иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников. Профессиональные компетенции – это умение решать задачи в сфере выбранной профессии. Компетенция является, как правило, междисциплинарным понятием. Существенное влияние на формирование компетенций оказывают теоретические фундаментальные дисциплины первых двух лет обучения. В медицинском вузе к их числу относится дисциплина «Гистология,  эмбриология, цитология» [8, 11, 18].
На основании Приказа Минобразования РФ от 11.07.2002 № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» в 20 российских вузах прошла апробация балльно-рейтинговой системы оценивания. Общие результаты таковы, что применение БРСО по сравнению с традиционной системой показало свои преимущества [3, 7, 9, 13].
Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе - главное требование, предъявляемое к оценке. В БРСО экзамен (зачет) только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.
Во-вторых, БРСО позволяет более точно оценивать качество учебы. По общей сумме баллов может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).
В-третьих, БРСО снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительное количество баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.
Качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении БРСО, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.
К недостаткам БРСО относятся увеличение объемов самостоятельной работы студентов при сокращении количества часов лекционных и практических занятий, недостаточная методическая обеспеченность учебного процесса [4, 5].
На кафедре гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии балльно-рейтинговая оценка  применяется с 2010 года [24]. Её внедрению предшествовало обобщение опыта работы кафедры по объективизации оценки знаний и умений обучающихся, в том числе  с использованием   активных методов обучения [12, 25]. БРСО имеет цель стимулировать систематическую, ритмичную самостоятельную работу обучающихся. Рейтинг определяется с учетом качества всех видов деятельности студента: учебной, познавательной, научной. Академический компонент рейтинговой системы указывает на уровень информационной осознанности студента, его общеобразовательных и профильных знаний, на умение использовать приобретенные знания и навыки на практике. Творческо-социальный компонент учитывает активность студентов на практических занятиях и в научно-исследовательской деятельности [12].
Согласно типовой программе, разработанной на кафедре гистологии с курсом эмбриологии, дисциплина разделена на модули, а каждый модуль содержит учебные смысловые модули.
Учебный модуль (УМ) представляет собой  определенный объем учебного материала, включающего в себя теоретические положения, практические задания (тесты) и методические рекомендации для работы с учебным материалом, самоконтроля, подготовки к семинарским и практическим занятиям. УМ раскрывает определенную актуальную научную проблему и содержит в себе одну или несколько тем изучаемой дисциплины. УМ описывается в учебно-методическом комплексе дисциплины, является основным источником учебной информации [13].
 Итоговая оценка является суммой баллов, полученных на учебном модуле, так например, учебный модуль «Частная гистология» включает в себя 24 практических занятия (максимально 120 баллов) и итоговый модульный контроль (максимум 80 баллов).
С критериями рейтинговой оценки обучающиеся знакомятся на первом занятии учебного модуля. На практических занятиях курсанты и студенты оцениваются традиционной оценкой и рейтинговыми баллами. Соответствие традиционной оценки рейтинговым баллам следующее: оценка «5» соответствует 5 и 4,75 баллам; оценка «4» - 4,25  и 3,75 баллам; оценка «3», 3,25 и 2,75 баллам; оценка «2» оценивается от 0 до 2, 25 баллов. Такой дифференцированный подход позволяет более объективно оценить знания курсантов и студентов.
Текущие контроли осуществляется преподавателем, который проводит практические занятия, и включают в себя элементы теоретических знаний и практических действий, а также контрольные срезы (устный опрос, письменная контрольная работа, тестирование). Количество баллов за разные виды индивидуальной самостоятельной работы курсанта и студента (УИРС) зависит от ее объема и значимости, это т.н. поощрительные баллы. Эти баллы добавляются к сумме баллов, набранных курсантом и студентом за текущую учебную деятельность, но не более 10-12 баллов. Оценка самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена в теме наряду с аудиторной работой, производится во время текущего контроля темы на соответствующем аудиторном занятии. Оценка тем, которые выносятся лишь на самостоятельную работу и не входят в темы аудиторных учебных занятий, даётся на итоговом модульном контроле.
Гистология является одним из основных фундаментальных морфологических предметов в медицинском образовании. Учитывая основные дидактические цели, охватывающие познавательные (освоение фундаментальных знаний) и деятельные (повышение определенных функциональных навыков) элементы, учебным элементам модулей соответствует  определенный уровень усвоения понятий.  Первый уровень -  познавательный, который характеризуется формированием у курсанта и студента базовых понятий, представлениям об основных свойствах, признаки предмета, процессы, умение выделять его из ряда других предметов, явлений.  Этому уровню усвоения соответствуют такие понятия как характеристики различных тканей организма, клеток и их дифферонов и т.п.  Второй уровень - понимание, которое предусматривает буквальное и реконструктивное воспроизведение учебного материала.  При этом курсант и студент не только воспроизводит учебный материал, но и понимает его сущность, может его объяснить, интерпретировать, пересказать своими словами, привести конкретные примеры.  К этому уровню усвоения относятся общие представления о гистогенезу, гистофизиологии  и функциональных особенностях различных тканей и клеток.  Третий уровень - операционный (умения применить теоретические знания в практических ситуациях), который включает продуктивную деятельность.  На этом уровне курсант и студент не только показывает понимание функциональных зависимостей между исследуемыми явлениями, но и решает задачи, раскрывая причинно-следственные связи, умеет связать учебный материал с практическим применением. Для этого уровня на кафедре были составлены учебно-методические пособия, мультимедийные пособия, тесты, ситуационные задачи, визуализированные задачи [6, 14, 23].  
Для реализации балльно-рейтинговой системы на кафедре  гистологии ВМедА разработаны тестовые задания для текущего контроля на практических занятиях и тесты для сдачи экзамена (зачета) [22].
Тест - научно обоснованный метод измерения знаний  обучающегося. Под тестовым заданием понимается система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности студентов [1, 7].
На экзамене (зачете) по дисциплине применяется письменное тестирование.
Несмотря на некоторую формализацию, тестирование как вид итогового контроля знаний имеет ряд достоинств:
- возможность за короткий промежуток времени охватить контролем большое количество обучающихся;
- объективность, так как исключается фактор субъективного подхода со стороны преподавателя;
- валидность, то есть исключается фактор «лотереи», тестовые задания охватывают весь объем материала предмета, что позволяет обучающемуся не слишком снизить оценку из-за пробела в знаниях;
- простота, так как не требуется развернутого ответа на поставленный вопрос, достаточно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов;
- демократичность, так как все обучающиеся находятся в равных условиях;
- возникновение затруднений при использовании шпаргалок.
Значение тестового контроля заключается еще и в том, что он позволяет преподавателю получить информацию, как происходит овладение учебным материалом каждым студентом, какие элементы учебного обеспечения недостаточно эффективны, какую корректировку следует внести в содержание и форму преподавания конкретных тем. Кроме того, тестирование помогает студенту критически оценить уровень собственных успехов и промахов в изучении дисциплины и правильно организовать дальнейшую работу. То есть при проведении тестирования положительный эффект наблюдается как для дальнейшей работы преподавателя, так и для самооценки курсанта и студента.
К итоговому модульному контролю, допускаются курсанты и студенты, выполнившие все виды работ, предусмотренные учебной программой, и набравшие количество баллов не меньше минимального (66 баллов). Если обучающийся  набирает меньшее количество баллов, к итоговому модульному контролю он не допускается. В этом случае курсант или студент обязан пересдать определенные темы, чтобы повысить свой рейтинговый балл. Такой принцип заставляет курсантов и студентов готовиться к каждому практическому занятию. В случае невыполнения основных заданий текущего модульного контроля по объективным причинам курсант или студент имеет право по разрешению заведующего кафедрой  пересдать их. Время и порядок сдачи определяет преподаватель.
               В процессе итогового модульного контроля по «Частной гистологии» уровень обучения оценивается по нескольким критериям: за тестовый контроль знаний максимально 18 и 16 баллов, знание основных структур  гистологического препарата максимально оценивается  14 и  13 баллов, знание основных структур электронных микрофотографий – 8 и  7 баллов, контроль теоретического материала – 2 вопроса по программе итогового контроля  - от 38 до 40 баллов.
Итоговый модульный контроль засчитывается, если курсант или студент набрал не меньше 50 из 80 баллов.
При обсуждении на кафедральных совещаниях о внедрении балльно-рейтинговой системы оценивания коллективом было принято решение о сохранении традиционных подходов к преподаванию и контролю знаний  обучающихся. С целью поощрения обучающихся к изучению гистологии, эмбриологии и цитологии и внедрению здоровой конкуренции в учебе были разработаны критерии традиционных оценок, какие курсанты и студенты получат после изучения дисциплины. Оценка выставляется по 4-балльной шкале на основе суммы баллов за все модули.
Критерии оценок представлены в таблице:
Шкала конвертации баллов в традиционную оценку
Баллы Традиционная оценка
200-170 «5»
169-140 «4»
139-113 «3»
Менее 113 «2»
 
 
Организация учебного процесса невозможна без применения современных средств и способов оценивания и регистрации учебных достижений курсантов и студентов. Именно рейтинговое формирующее оценивание ориентировано на индивидуальные достижения каждого обучаемого; призвано выявить пробелы в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения. Балльно-рейтинговое формирующее оценивание является важным средством осмысления и оценивания обучающимися своей деятельности по достижению поставленных целей [21].
Внедрение балльно-рейтинговой оценки в учебный процесс повысило заинтересованность курсантов и студентов в обучении, их ответственность и желание самосовершенствоваться.  Балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности курсантов и студентов является объективным и справедливым отображением реальных  академических и творческих достижений, способствует воспитанию у них самодисциплины, а также становлению и самоусовершенствованию личности будущего врача.
Балльно-рейтинговая система рассматривается как одна из организационно-методических условий реализации дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» с позиций компетентностного подхода и позволяет более объективно и точно оценить уровень успешности освоения учебного материала за счет использования балльной шкалы оценок, прозрачности и понятности критериев оценки, оценивания каждого учебного модуля, а также стимулирует обучающихся к активной и результативной деятельности [10].
Новая методология учебного процесса позволяет коллективу кафедры активно внедрять основные положения Болонской концепции обучения. В то же время наилучшие результаты можно получить при сочетании балльно-рейтинговой  оценки с традиционной методикой преподавания и формой контроля знаний курсантов и студентов.

 
ЛИТЕРАТУРА
  1. Аванесов В.С. Проблемы соединения тестирования с обучением // Ректор ВУЗа.  2014. № 2. С. 28–35.

  2. Андриевская Т.Г., Алексеева Н.Ю. Балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студентов в России и за рубежом// Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2010. Т. 93. № 2. С. 145-147.

  3. Богдан Н.В. Балльно-рейтинговая система как метод оценки качества образования в вузе// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование. Педагогические науки. 2010. № 3 (179). С. 42-45.

  4. Будаев В. Д. О трудностях перехода на балльно-рейтинговую систему оценки знаний студентов // Universum: Вестник Герценовского университета. 2010. №10. С.51-54.

  5. Бучинская О.Н. Проблемы реализации балльно-рейтинговой системы в высшей школе// Дискуссия. 2013. № 7 (37). С. 106-109.

  6. Гололобов В. Г., Одинцова И. А. Фундаментальные исследования и практическая направленность преподавания гистологии опорно-двигательной системы человека. Морфология. 2011. т. 140, вып. 6. С. 89-91.

  7. Капралов В.В. Дидактические средства оценивания эффективности формирования профессиональных компетенций в контексте модульного обучения// Ярославский педагогический вестник. 2014. №3. Том II (психолого-педагогические науки). С. 140-148.

  8. Крачун Г.П. Методологические и дидактические аспекты преподавания курса гистологии, эмбриологии, цитологии в медицинском вузе// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2012 . - № 1 . 0421200037\0052 - Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ \"Информрегистр\". Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5455.

  9. Лазарева, М.П. Балльно-рейтинговая система оценки  успеваемости студентов // Проблемы высшего образования. 2013. №1. С.200-203.

  10. Одинцова И.А. Перестройка высшего образования и актуальные вопросы преподавания гистологии в медицинском вузе// Вестник Российской Военно-медицинской академии. 2013. № 3 (43). С. 227-230.

  11. Одинцова И.А. Преподавание гистологии, эмбриологии, цитологии в условиях реформирования высшей школы// Морфология. 2013. Т. 143, № 3 . С. 081-084.

  12. Одинцова И.А., Данилов Р.К., Русакова С.Э., Гололобов В.Г.,
    Хилова Ю.К., Чепурненко М.Н., Комарова А.С., Жеглова М.Ю. Балльно-рейтинговая оценка знаний курсантов на кафедре гистологии Военно-медицинской академии//Морфология (материалы докладов).   СПб.: «Эскулап», 2014.  Т. 145,  № 3. С. 147-148.

  13. Осин А.Я., Крукович Е.В., Лучанинова В.Н., Бондарь Г.Н., Цветкова М.М., Садова Н.Г. Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений студентов при модульно-блочном обучении в медицинском вузе// Тихоокеанский медицинский журнал. 2011. № 2. С. 88-92.

  14. Практикум по частной гистологии и эмбриологии/ Под ред. Р.К. Данилова и И.А. Одинцовой.         СПб.:ВМедА, 2011. – 212 с.

  15. Приказ Минобразования России «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» от 11.07.2002  № 2654 (Москва).Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/npo/20130105131426.pdf.

  16. Сазонов, Б.А. Болонский процесс: актуальные вопросы модернизации российского высшего образования: Учебное пособие / Б.А. Сазонов – М.:ФИРО, 2006.  184 с.

  17. Сазонов Б.А. Балльно-рейтинговые системы оценивания знаний и обеспечение качества учебного процесса/  Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 28-40.

  18. Сазонов С. В. Балльно-рейтинговая система - современная технология оценки знаний студентов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинском вузе. В кн.: Вопросы морфологии XXI века. СПб., ДЕАН, 2012, вып. 3.  С. 130-135.

  19. Сафонцев С.А., Сафонцева Н.Ю. Принцип пакетирования рейтинговых баллов // Образование и наука. 2014. № 4 (113). С. 146-158.

  20. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2011 г. «Об образовании в Российской Федерации».

  21. Федоров Р.Ю.  Модель формирующего оценивания в структуре балльно-рейтинговой системы и условия ее реализации в вузе// «Фундаментальные исследования». 2014. № 11. Часть 12. С. 2740-2745. http://www.rae.ru/fs/pdf/2014/2014_11_12.pdf

  22. Хилова Ю. К. Вначале было слово (размышления о приоритете тестового контроля в современном образовательном процессе). В кн.: Вопросы морфологии XXI века. СПб., ДЕАН, 2012, вып. 3. С. 145-147

  23. Чепурненко М.Н. Визуализированные задачи для итогового контроля знаний по модулю «Гистология органов и систем»/ М.Н. Чепурненко. Под ред. Проф. И.А. Одинцовой. – СПб.:ВМедА, 2012.  16 с.

  24. Чепурненко М.Н., Кульнев С.В.,  Чепурненко  Д.А. Способ качественного улучшения учета успеваемости и посещаемости занятий // Удостоверение на рационализаторское предложение № 12058/2 от 30 марта 2010 года        

  25. Чепурненко М.Н., Кульнев С.В., Чепурненко Д.А. Способ качественного улучшения учета успеваемости и посещаемости занятий//Усовершенствование способов и аппаратуры, применяемых в учебном процессе, медико-биологических исследованиях и клинической практике/ под общ. Ред. Проф. В.Н. Цыгана. – СПб.:ВМедА, 2011.   С.402.

  26. Шехонин А.А., Тарлыков В.А. Балльно-рейтинговая система оценивания знаний//Высшее образование в России. 2011. № 6. С. 22-30.

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»