Рейтинговая система оценки качества деятельности обучающегося
кандидат биологических наук,
учитель биологии ГБОУ лицея № 623 им. И.П. Павлова
Выборгского района Санкт-Петербурга
Современная система высшего Российского образования претерпевает серьёзные модификации, изменяется содержание обучения, на первый план выходят методы и приёмы, требующие активной мыслительной деятельности обучающихся, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, умение видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний обучающихся [10, 16]. Современная система оценивания, ориентированная на эффективное обучение, должна: осуществлять обратную связь, давая информацию о выполнении программы; стимулировать обучение, позволяя обучаться в индивидуальном темпе; ориентировать обучающегося на успех; содействовать становлению и развитию самооценки будущего специалиста [3]. Балльно-рейтинговая система оценивания (БРСО) является неотъемлемой частью Болонского процесса в формировании общеевропейской системы профессионального образования, с целью стимулирования активной текущей работы обучающихся, обеспечения четкого оперативного контроля за ходом учебного процесса и повышения объективности оценки знаний [1,17].
Балльно-рейтинговая система представляет собой свод правил и положений, в которой количественно, путем накопления условных единиц (баллов), оцениваются все результаты учебной деятельности курсантов и студентов при изучении дисциплины [9]. Такая организация учебного процесса основывается на сочетании модульной технологии с использованием зачетных единиц – зачетных кредитов [13]. Наибольшее распространение получила кредитная система, которая базируется на принципах Европейской кредитно-трансферной системы. Европейская система трансфера оценок (англ. – ECTS, European Community Course Credit Transfer System) – это кредитная система, которая предлагает способ измерения и сравнения результатов обучения и перевода их из одного вуза в другой. Она может использоваться внутри вуза, между вузами одной страны, а также между вузами-партнерами из разных стран. Система ECTS базируется на принципах взаимного доверия участников и предусматривает выполнение правил относительно всех ее частей: ECTS-кредитов, ECTS-оценок, «Соглашения об обучении и зачислении кредитов». Главная цель системы ECTS состоит в предоставлении разным учебным учреждениям определенной шкалы количественных показателей, по которым можно соотносить программы обучения [19, 26].
В этой связи Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования третьего поколения (ФГОС 3) можно обоснованно назвать своевременным и важным этапом совершенствования подготовки специалистов. Сравнительный анализ ФГОС 3 показал высокую планку, предъявляемую к подготовке выпускников, уровень которой отвечает требованиям времени. Отличительной особенностью ФГОС-3 является компетентностный подход, при котором образовательный процесс ориентирован на освоение студентами компетенций, определяемых задачами будущей профессиональной деятельности [7, 20]. Компетенции подразделяются на общекультурные и профессиональные. Общекультурные компетенции имеют мировоззренческую составляющую и отражают личностные характеристики обучающихся – их мышление, речь, жизненные приоритеты, умение анализировать и оценивать различные бытовые ситуации, мотивация к выполнению профессиональной деятельности, использование знаний иностранного и латинского языков для получения информации профессионального характера из иностранных и отечественных источников. Профессиональные компетенции – это умение решать задачи в сфере выбранной профессии. Компетенция является, как правило, междисциплинарным понятием. Существенное влияние на формирование компетенций оказывают теоретические фундаментальные дисциплины первых двух лет обучения. В медицинском вузе к их числу относится дисциплина «Гистология, эмбриология, цитология» [8, 11, 18].
На основании Приказа Минобразования РФ от 11.07.2002 № 2654 «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» в 20 российских вузах прошла апробация балльно-рейтинговой системы оценивания. Общие результаты таковы, что применение БРСО по сравнению с традиционной системой показало свои преимущества [3, 7, 9, 13].
Во-первых, повышается объективность оценки студенческих достижений в учебе - главное требование, предъявляемое к оценке. В БРСО экзамен (зачет) только добавит баллы к тем, которые набраны за семестр.
Во-вторых, БРСО позволяет более точно оценивать качество учебы. По общей сумме баллов может получиться балл, позволяющий поставить в зачетную книжку заслуженную пятерку (по традиционной шкале оценок).
В-третьих, БРСО снимается проблема «сессионного стресса», так как если по завершении курса студент получает значительное количество баллов, он может быть освобожден от сдачи экзамена или зачета.
Качество подготовки к учебным занятиям обязательно повысится при введении БРСО, что немаловажно для занятия в будущем достойного места на рынке труда.
К недостаткам БРСО относятся увеличение объемов самостоятельной работы студентов при сокращении количества часов лекционных и практических занятий, недостаточная методическая обеспеченность учебного процесса [4, 5].
На кафедре гистологии с курсом эмбриологии Военно-медицинской академии балльно-рейтинговая оценка применяется с 2010 года [24]. Её внедрению предшествовало обобщение опыта работы кафедры по объективизации оценки знаний и умений обучающихся, в том числе с использованием активных методов обучения [12, 25]. БРСО имеет цель стимулировать систематическую, ритмичную самостоятельную работу обучающихся. Рейтинг определяется с учетом качества всех видов деятельности студента: учебной, познавательной, научной. Академический компонент рейтинговой системы указывает на уровень информационной осознанности студента, его общеобразовательных и профильных знаний, на умение использовать приобретенные знания и навыки на практике. Творческо-социальный компонент учитывает активность студентов на практических занятиях и в научно-исследовательской деятельности [12].
Согласно типовой программе, разработанной на кафедре гистологии с курсом эмбриологии, дисциплина разделена на модули, а каждый модуль содержит учебные смысловые модули.
Учебный модуль (УМ) представляет собой определенный объем учебного материала, включающего в себя теоретические положения, практические задания (тесты) и методические рекомендации для работы с учебным материалом, самоконтроля, подготовки к семинарским и практическим занятиям. УМ раскрывает определенную актуальную научную проблему и содержит в себе одну или несколько тем изучаемой дисциплины. УМ описывается в учебно-методическом комплексе дисциплины, является основным источником учебной информации [13].
Итоговая оценка является суммой баллов, полученных на учебном модуле, так например, учебный модуль «Частная гистология» включает в себя 24 практических занятия (максимально 120 баллов) и итоговый модульный контроль (максимум 80 баллов).
С критериями рейтинговой оценки обучающиеся знакомятся на первом занятии учебного модуля. На практических занятиях курсанты и студенты оцениваются традиционной оценкой и рейтинговыми баллами. Соответствие традиционной оценки рейтинговым баллам следующее: оценка «5» соответствует 5 и 4,75 баллам; оценка «4» - 4,25 и 3,75 баллам; оценка «3», 3,25 и 2,75 баллам; оценка «2» оценивается от 0 до 2, 25 баллов. Такой дифференцированный подход позволяет более объективно оценить знания курсантов и студентов.
Текущие контроли осуществляется преподавателем, который проводит практические занятия, и включают в себя элементы теоретических знаний и практических действий, а также контрольные срезы (устный опрос, письменная контрольная работа, тестирование). Количество баллов за разные виды индивидуальной самостоятельной работы курсанта и студента (УИРС) зависит от ее объема и значимости, это т.н. поощрительные баллы. Эти баллы добавляются к сумме баллов, набранных курсантом и студентом за текущую учебную деятельность, но не более 10-12 баллов. Оценка самостоятельной работы студентов, которая предусмотрена в теме наряду с аудиторной работой, производится во время текущего контроля темы на соответствующем аудиторном занятии. Оценка тем, которые выносятся лишь на самостоятельную работу и не входят в темы аудиторных учебных занятий, даётся на итоговом модульном контроле.
Гистология является одним из основных фундаментальных морфологических предметов в медицинском образовании. Учитывая основные дидактические цели, охватывающие познавательные (освоение фундаментальных знаний) и деятельные (повышение определенных функциональных навыков) элементы, учебным элементам модулей соответствует определенный уровень усвоения понятий. Первый уровень - познавательный, который характеризуется формированием у курсанта и студента базовых понятий, представлениям об основных свойствах, признаки предмета, процессы, умение выделять его из ряда других предметов, явлений. Этому уровню усвоения соответствуют такие понятия как характеристики различных тканей организма, клеток и их дифферонов и т.п. Второй уровень - понимание, которое предусматривает буквальное и реконструктивное воспроизведение учебного материала. При этом курсант и студент не только воспроизводит учебный материал, но и понимает его сущность, может его объяснить, интерпретировать, пересказать своими словами, привести конкретные примеры. К этому уровню усвоения относятся общие представления о гистогенезу, гистофизиологии и функциональных особенностях различных тканей и клеток. Третий уровень - операционный (умения применить теоретические знания в практических ситуациях), который включает продуктивную деятельность. На этом уровне курсант и студент не только показывает понимание функциональных зависимостей между исследуемыми явлениями, но и решает задачи, раскрывая причинно-следственные связи, умеет связать учебный материал с практическим применением. Для этого уровня на кафедре были составлены учебно-методические пособия, мультимедийные пособия, тесты, ситуационные задачи, визуализированные задачи [6, 14, 23].
Для реализации балльно-рейтинговой системы на кафедре гистологии ВМедА разработаны тестовые задания для текущего контроля на практических занятиях и тесты для сдачи экзамена (зачета) [22].
Тест - научно обоснованный метод измерения знаний обучающегося. Под тестовым заданием понимается система заданий специфической формы, позволяющая качественно оценить структуру знаний и эффективно измерить уровень подготовленности студентов [1, 7].
На экзамене (зачете) по дисциплине применяется письменное тестирование.
Несмотря на некоторую формализацию, тестирование как вид итогового контроля знаний имеет ряд достоинств:
- возможность за короткий промежуток времени охватить контролем большое количество обучающихся;
- объективность, так как исключается фактор субъективного подхода со стороны преподавателя;
- валидность, то есть исключается фактор «лотереи», тестовые задания охватывают весь объем материала предмета, что позволяет обучающемуся не слишком снизить оценку из-за пробела в знаниях;
- простота, так как не требуется развернутого ответа на поставленный вопрос, достаточно выбрать правильный ответ из предложенных вариантов;
- демократичность, так как все обучающиеся находятся в равных условиях;
- возникновение затруднений при использовании шпаргалок.
Значение тестового контроля заключается еще и в том, что он позволяет преподавателю получить информацию, как происходит овладение учебным материалом каждым студентом, какие элементы учебного обеспечения недостаточно эффективны, какую корректировку следует внести в содержание и форму преподавания конкретных тем. Кроме того, тестирование помогает студенту критически оценить уровень собственных успехов и промахов в изучении дисциплины и правильно организовать дальнейшую работу. То есть при проведении тестирования положительный эффект наблюдается как для дальнейшей работы преподавателя, так и для самооценки курсанта и студента.
К итоговому модульному контролю, допускаются курсанты и студенты, выполнившие все виды работ, предусмотренные учебной программой, и набравшие количество баллов не меньше минимального (66 баллов). Если обучающийся набирает меньшее количество баллов, к итоговому модульному контролю он не допускается. В этом случае курсант или студент обязан пересдать определенные темы, чтобы повысить свой рейтинговый балл. Такой принцип заставляет курсантов и студентов готовиться к каждому практическому занятию. В случае невыполнения основных заданий текущего модульного контроля по объективным причинам курсант или студент имеет право по разрешению заведующего кафедрой пересдать их. Время и порядок сдачи определяет преподаватель.
В процессе итогового модульного контроля по «Частной гистологии» уровень обучения оценивается по нескольким критериям: за тестовый контроль знаний максимально 18 и 16 баллов, знание основных структур гистологического препарата максимально оценивается 14 и 13 баллов, знание основных структур электронных микрофотографий – 8 и 7 баллов, контроль теоретического материала – 2 вопроса по программе итогового контроля - от 38 до 40 баллов.
Итоговый модульный контроль засчитывается, если курсант или студент набрал не меньше 50 из 80 баллов.
При обсуждении на кафедральных совещаниях о внедрении балльно-рейтинговой системы оценивания коллективом было принято решение о сохранении традиционных подходов к преподаванию и контролю знаний обучающихся. С целью поощрения обучающихся к изучению гистологии, эмбриологии и цитологии и внедрению здоровой конкуренции в учебе были разработаны критерии традиционных оценок, какие курсанты и студенты получат после изучения дисциплины. Оценка выставляется по 4-балльной шкале на основе суммы баллов за все модули.
Критерии оценок представлены в таблице:
Шкала конвертации баллов в традиционную оценку | |
Баллы | Традиционная оценка |
200-170 | «5» |
169-140 | «4» |
139-113 | «3» |
Менее 113 | «2» |
Организация учебного процесса невозможна без применения современных средств и способов оценивания и регистрации учебных достижений курсантов и студентов. Именно рейтинговое формирующее оценивание ориентировано на индивидуальные достижения каждого обучаемого; призвано выявить пробелы в освоении теоретического и практического материала с целью эффективного их восполнения. Балльно-рейтинговое формирующее оценивание является важным средством осмысления и оценивания обучающимися своей деятельности по достижению поставленных целей [21].
Внедрение балльно-рейтинговой оценки в учебный процесс повысило заинтересованность курсантов и студентов в обучении, их ответственность и желание самосовершенствоваться. Балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности курсантов и студентов является объективным и справедливым отображением реальных академических и творческих достижений, способствует воспитанию у них самодисциплины, а также становлению и самоусовершенствованию личности будущего врача.
Балльно-рейтинговая система рассматривается как одна из организационно-методических условий реализации дисциплины «Гистология, эмбриология, цитология» с позиций компетентностного подхода и позволяет более объективно и точно оценить уровень успешности освоения учебного материала за счет использования балльной шкалы оценок, прозрачности и понятности критериев оценки, оценивания каждого учебного модуля, а также стимулирует обучающихся к активной и результативной деятельности [10].
Новая методология учебного процесса позволяет коллективу кафедры активно внедрять основные положения Болонской концепции обучения. В то же время наилучшие результаты можно получить при сочетании балльно-рейтинговой оценки с традиционной методикой преподавания и формой контроля знаний курсантов и студентов.
ЛИТЕРАТУРА
-
Аванесов В.С. Проблемы соединения тестирования с обучением // Ректор ВУЗа. 2014. № 2. С. 28–35.
-
Андриевская Т.Г., Алексеева Н.Ю. Балльно-рейтинговая оценка учебной деятельности студентов в России и за рубежом// Сибирский медицинский журнал (Иркутск). 2010. Т. 93. № 2. С. 145-147.
-
Гололобов В. Г., Одинцова И. А. Фундаментальные исследования и практическая направленность преподавания гистологии опорно-двигательной системы человека. Морфология. 2011. т. 140, вып. 6. С. 89-91.
-
Капралов В.В. Дидактические средства оценивания эффективности формирования профессиональных компетенций в контексте модульного обучения// Ярославский педагогический вестник. 2014. №3. Том II (психолого-педагогические науки). С. 140-148.
-
Крачун Г.П. Методологические и дидактические аспекты преподавания курса гистологии, эмбриологии, цитологии в медицинском вузе// Электронный научный журнал «Современные проблемы науки и образования». – 2012 . - № 1 . 0421200037\0052 - Идентификационный номер статьи, присвоенный НТЦ \"Информрегистр\". Режим доступа: http://www.science-education.ru/101-5455.
-
Одинцова И.А. Преподавание гистологии, эмбриологии, цитологии в условиях реформирования высшей школы// Морфология. 2013. Т. 143, № 3 . С. 081-084.
-
Приказ Минобразования России «О проведении эксперимента по введению рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов» от 11.07.2002 № 2654 (Москва).Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/npo/20130105131426.pdf.
-
Сазонов С. В. Балльно-рейтинговая система - современная технология оценки знаний студентов на кафедре гистологии, цитологии и эмбриологии в медицинском вузе. В кн.: Вопросы морфологии XXI века. СПб., ДЕАН, 2012, вып. 3. С. 130-135.
-
Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2011 г. «Об образовании в Российской Федерации».
-
Хилова Ю. К. Вначале было слово (размышления о приоритете тестового контроля в современном образовательном процессе). В кн.: Вопросы морфологии XXI века. СПб., ДЕАН, 2012, вып. 3. С. 145-147