Человек рождается для того, чтобы оставить
о себе след вечный…
Кузнецова Юлия Владиславовна,
учитель русского языка и литературы,
ГБОУСОШ № 189 «Шанс»
В современном мире меняются подходы к образованию. Задача дать учащемуся за 11 лет обучения определённую сумму знаний престала быть актуальной. Теперь перед педагогами стоят другие цели. Они были сформулированы в докладе Юнеско об образовании:
1. Учить учиться
2. Учиться делать дело
3. Учиться жить вместе
4. Учиться быть
И ещё одна цель, которая заявлена Юнеско как особая программа - «Образование для всех на протяжении всей жизни».
Таким образом, основной акцент перенесён с усвоения определённой суммы знаний на овладение различными способами получения этих знаний и поиска информации, на социализацию учащихся и практическую направленность обучения. Эти задачи удивительным образом перекликаются с идеями и практическим опытом работы Петербургской земской учительской школы, основанной в ноябре 1872 года и постоянно развивающейся и обновляющейся, в то же время сохраняя лучшие традиции, вплоть до наших дней. Школы, которая ставила перед собой задачу «научить учиться», прививала вкус к умственной работе, к постоянному творческому поиску, любовь к физическому и умственному труду, к педагогической деятельности, которая для выпускников становилась и способом самореализации, и смыслом жизни. Опыт работы и интересные педагогические находки её преподавателей и выпускников описаны и обобщены в книге «Петербургская земская учительская школа. Живой опыт работы в духе идей К. Д. Ушинского».
Глава «Краткая история учительской школы» подробно рассказывает об открытии и этапах становления и развития этого образцового учебного заведения, о людях, в разное время руководивших им, о прославивших свою «alma mater» преподавателях и выпускниках, обладавших широким кругозором, высокой педагогической культурой, умением искать и находить новое в работе, трудолюбием и инициативой – теми качествами, которые высоко ценит в учителе и современная школа. Читая, невольно ловишь себя на мысли о тесной взаимосвязи и несомненном взаимном влиянии отечественной истории, общественной мысли и педагогики.
Повествуя о принципах организации учительской школы «по Ушинскому», о тщательном подборе воспитателей и педагогов, каждый из которых был способен стать «плодотворным лучом солнца для молодой души» ученика, ибо, по словам Ушинского, «успех учения всегда и более всего» зависит «от достоинства преподавателей», рассказывая о многочисленных и разнообразных попытках усовершенствовать систему отбора учащихся, авторы опираются на бережно собранные воспоминания педагогов и воспитанников, которые эмоционально повествуют о памятных событиях прошлого. Отрывки из воспоминаний, дневников и даже стихи выпускников создают ощущение присутствия читателя в стенах учительской школы, которая стала для многих «Домом радости».
Высказанные К.Д. Ушинским идеи, которыми пронизан рассказ о живом опыте работы педагогов Учительской школы, необычайно интересны. Они звучат очень современно и ещё раз напоминают о том, что новое – это хорошо забытое старое.
Для меня особенно актуально прозвучали идеи Ушинского о необходимости развития творческого потенциала учащихся, создания для ученика ситуации успеха: «Успешная деятельность учащихся всегда приятна ребёнку, воспитатель должен позаботиться о том, чтобы доставить ему такой успех в той области деятельности, в которую он его хочет ввести».
Обращаясь к опыту работы нашей школы (школы № 189 «Шанс» Центрального района), хочу сказать, что мне как учителю словесности особенно интересно создавать подобную ситуацию успеха для своих учеников, развивая в них интерес к литературному творчеству. Интерес этот я стараюсь поддерживать и на уроках, и во внеурочной деятельности – в частности, в работе школьного клуба «Вдохновение», руководителем которого я являюсь уже несколько лет.
Когда способности ученика бережно развивают, когда ребёнок чувствует неподдельный интерес к своему творчеству со стороны учителя, видит свои творения опубликованными на страницах школьной газеты или становится победителем районного или городского творческого конкурса, у него за спиной буквально вырастают крылья, а литературные способности получают мощный импульс к развитию. Появляются и настойчивость, и стремление к совершенству, развивается чувство языка. И через несколько лет на месте «гадкого утёнка», который не мог отличить метафоры от сравнения, говорил штампами и с трудом подбирал рифмы к словам – прекрасный белый лебедь, за чьим творческим полётом следишь с радостью и волнением. Вслушайтесь в эти строки:
Поэзии певучая гряда
Уводит от безделья и апатий,
Манит меня словесная руда,
Которую готов перелопатить.
Разливы фиолетовых чернил -
Осколки неба для весенней птицы,
Я гимн своей судьбе не сочинил,
Мой лучший стих не встретила страница.
Но думаю, что это — не беда,
Когда мечты пылают, а не тлеют.
Шумит Невы вода … Идут года …
Взрослею — и стихи мои взрослеют.
Мне кажется, эти поэтические строки ученика 8а класса нашей школы Андрея Павлова доказывают, что у нас с вами, уважаемые коллеги, очень талантливые ученики.
А какие великолепные, остроумные сказки они сочинили, участвуя в конкурсе «Мой нравственный правовой выбор»! Одни названия чего стоят! Валерия Большакова и Ольга Дрозд (10А) «Сказка про то, как коррупцию победить», Владислав Кузнецов (8А) «Про Кощея и меч-леденец», Анастасия Гаврилова (8А) – «Колобок против коррупции», и в каждой сказке – оригинальный динамичный сюжет, искромётный юмор и их собственный рецепт – как истребить коррупцию «в одной, отдельно взятой стране» - России.
Андрей Радевский (8А), Валерия Большакова(10А), Ксения Макаровская(10А), Ольга Дрозд(10А), Денис Яковлев(8А) стали победителями районного конкурса творческих и исследовательских работ «Выстоял, сражался, победил!», посвящённого 70 годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады. В конкурсе было представлено 157 работ учащихся из 20 школ и гимназий Центрального района. Наши ребята оказались лучшими в номинации «Литературное творчество». В конкурсных работах были использованы материалы школьных музейных залов. В ГБОУ СОШ № 189 Центрального района их два: один посвящён подводным лодкам типа «С», легендарной «С-13» и её командиру – Герою Советского Союза А.И. Маринеско (музей существует более 30 лет), второй – поэту- блокаднику Ю.П. Воронову. Экскурсии в них ведут юные экскурсоводы – ученики школы.
Рассказы Дениса Яковлева, Ольги Дрозд и Ксении Макаровской покорили сердца жюри общегородского конкурса «Блокадная ласточка», в котором приняли участие более 1000 школьников Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Отрывки из рассказов, стихотворений, эссе победителей конкурса стали основой литературно-музыкальной радио-композиции, которую можно было услышать на Невском проспекте во время проведения акции «Свеча памяти». Прозвучит она и на Пискарёвском мемориальном кладбище в День Победы. Лучшие из творческих работ были вручены ветеранам, пережившим блокаду Ленинграда и защищавшим наш город, во время торжественных мероприятий в концертном зале Октябрьский 27 января 2014 года.
А читатели январского номера школьной газеты «Наш шанс» прочитали рассказы победителей на «творческих» страничках спецвыпуска «Без нас эта память мертва…»
То, с каким интересом ученики работали над стихотворениями и рассказами, над письмами в прошлое – в блокадный Ленинград, своим ровесникам или родным, живым и погибшим, как бережно расспрашивали ветеранов о пережитом, как спорили о том, какие материалы достойны войти в специальный, блокадный номер школьной газеты, говорит о том, что историческая память о трагических событиях не утрачена и ещё раз подтверждает справедливость мысли Ушинского о необходимости «воспитательного влияния учения и образовательного влияния воспитания», другими словами, о том, что воспитательная деятельность неотделима от учебной.
В течение нескольких лет среди победителей и призёров Лихачёвских чтений, Конкурса сочинений, приуроченного ко Дню Культуры, городского конкурса творческих работ учащихся «Творчество юных», Международного фестиваля детского литературного творчества и других конкурсов в номинации «литературное творчество» есть ученики 189 школы «Шанс» Центрального района, воспитанники клуба «Вдохновение». Так, в 2012- 2013 учебном году среди учащихся нашей школы 18 победителей и призёров творческих конкурсов районного уровня, 14 – городского, 2 финалиста и 2 призёра фестиваля международного уровня, что, несомненно, является показателем высокой творческой активности наших учеников.
Чтобы учить и воспитывать таких одарённых детей, необходимо быть в курсе достижений педагогической науки. Книга «Петербургская земская учительская школа. Живой опыт работы в духе идей К.Д. Ушинского» поможет в этом думающему и ищущему педагогу.
Своё выступление я хотела бы закончить словами ещё одного великого педагога – Василия Александровича Сухомлинского, который писал: «Человек рождается не для того, чтобы бес¬следно исчезнуть никому не известной пылин¬кой. Человек рождается для того, чтобы оста¬вить о себе след вечный...» И хочется верить, что замечательные педагоги, о чьём «живом опыте работы в духе идей Ушинского» повествует книга «Петербургская земская учительская школа», оставят вечный след не только в сердцах своих учеников, но и в памяти читателей благодаря авторам – Андрею Сергеевичу Шаркову и Елене Валерьевне Захаревич.