Как правильно организовать выполнение домашних заданий
Иванова Ирина Валерьевна,
учитель начальных классов ГБОУ Лицея №40
Приморского района города Санкт-Петербурга.
Дети часто ненавидят делать уроки, но в не меньшей степени это не любят и их родители. Это происходит потому, что очень часто домашние задания становится обязанностью мамы или папы: проконтролировать, чтобы все было сделано, причем сделано правильно и вовремя, а также сбегать в магазин и купить цветную бумагу и пластилин, чтобы сделать поделку, которая должна быть готова непременно к завтрашнему утру.Очень часто это заканчивается тем, что родители доделывают уроки за своими детьми.
Но учителя не хотят, чтобы Вы делали за детей домашние задания! Им важно, чтобы ребенок понял пройденный материал и был в состоянии самостоятельно выполнить задание.
Спросите у учителя, ожидает ли он, что родители будут помогать детям делать уроки, или нет. Должны ли родители проверять сделанные задания по русскому языку и по математике? И должны ли исправлять найденные ошибки? Или ребенок должен все выполнить самостоятельно, чтобы у учителя была возможность понять, насколько качественно усвоен материал?
Считается, что начиная с пятого класса, родители не должны принимать никакого участия в выполнении домашних заданий. Они должны как-то подбадривать своих детей и оказывать в случае необходимости моральную поддержку, но не более того.
Как сделать домашнюю работу менее ужасной:
* Выберите для уроков такое время, когда ребенок не слишком уставший и когда у него достаточно времени для выполнения сложных и длительных заданий без перерывов.
* Обеспечьте тихую и спокойную обстановку в то время, как ребенок делает домашнюю работу.
* Не предлагайте сами и не относитесь одобрительно к предложению ребенка делать домашнюю работу вместе с другом. Это не очень эффективно и не дает возможности оценить, чего знает и чего не знает Ваш ребенок.
* Оградите ребенка от всего, что отвлекает внимание: никакого телевизора, никаких игровых приставок и плееров во время уроков! Ребенку, который отвлекся на интересную передачу, понадобится не менее семи минут, чтобы включиться обратно в процесс выполнения домашнего задания. Это сильно снижает продуктивность.
* Помогите ребенку составить некий план выполнения домашнего задания. Разбейте более крупные и трудоемкие задачи на более мелкие и составьте некий график выполнения заданий.
* Научите ребенка начинать с самых сложных и трудоемких заданий. Велик соблазн в начале сделать все самое легкое, но лучше самые простые задания оставить напоследок, когда сил остается уже не так много как в начале.
* Если ребенок столкнулся с какой-то проблемой или не может чего-то сделать, пускай какое-то время попытается решить проблему самостоятельно, но если ему это не удается, будьте готовы помочь сами или пускай позвонит одноклассникам, но только не тем, с кем он может выяснив задание, проболтать еще час по телефону.
* Попросите ребенка, прежде чем он приступит к выполнению задания, объяснить Вам пройденный материал. Это позволит ребенку закрепить пройденный урок, а Вам быть в курсе того, что проходит Ваш ребенок.
* Не забывайте отдыхать! Пускай ребенок делает каждый час 15-минутный перерыв, не надо пытаться сделать все уроки разом, не разгибая спины. Это получится не очень эффективно.
* Никогда не спрашивайте ребенка, есть ли у него домашнее задание. Им всегда есть что учить или что читать!
Итак, будьте готовы оказать необходимую помощь, подбодрить, объяснить что-то, если ребенок не может справиться самостоятельно, но ни в коем случае не пытайтесь взять на себя, хотя бы частично, выполнение домашних заданий. Этим Вы не поможете Вашему ребенку, а только приучите его к мысли, что можно, если что, попросить родителей, и они обязательно все сделают.
Ваш ребенок может все сделать сам!