Образовательный портал

Электронный журнал Экстернат.РФ, cоциальная сеть для учителей, путеводитель по образовательным учреждениям, новости образования

  • Increase font size
  • Default font size
  • Decrease font size
Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 
Модель развивающей образовательной среды
Платицына Ирина Владимировна,
учитель математики ГБОУ СОШ №290

Приоритетная цель современного российского образования - полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.
Развивающая образовательная среда состоит из трех компонентов, каждый из которых рассмотрен в работе на конкретных примерах.

1. Пространственно-предметный компонент.

Пространственно-предметная среда школы рассматривалась Я.А.Коменским с точки зрения привлекательности учащегося: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, некоторыми эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр (так как у детей этого отнимать нельзя), но также небольшой сад, в который иногда следует пускать учеников и предоставлять возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав. Если дело будет так поставлено, то дети, вероятно, будут посещать школу с не меньшей охотой, чем обыкновенно они посещают ярмарки, где они всегда надеются увидеть и услышать что-либо занимательное».

В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Переверзева определены главные требования к среде, в которой развивается ребенок:

- среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности (учитывая физические, интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты деятельности);

- среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребёнку, переходящему от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;

- среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога;

- среда должна транслировать находящимся в ней субъектам символические сообщения, необходимые для совершения особых ритуалов, необходимых для функционирования данной среды;

- среда должна быть индивидуализированной;

- среда должна быть аутентичной (сообразной жизненным проявлениям субъектов).

В работе рассмотрены некоторые главные требования к учебной среде.

  • Гетерогенность, сложность и связность
В классе у учащихся есть специально выделенное место, где хранятся все необходимые дополнительные материалы для уроков (у каждого в отдельной коробке, папке, конверте и т.д.). На уроках математики это циркуль, линейки, клей, листы, цветные карандаши и т.д. Таким образом, не будет возникать ситуаций, что у ребенка чего-то нет на уроке.
На перемене учащиеся могут свободно находиться в классе и использовать эти материалы для игр.
Кроме того, в классе есть настольные игры, в которые дети могут поиграть на любой перемене и после уроков.
  • Гибкость и управляемость
Разработаны и согласованы с учащимися правила для всего класса. Учащиеся набирают баллы за участие в мероприятиях, за отличную работу на уроках и т.д. Кроме того, баллы можно и потерять, если было опоздание в школу, за плохое поведение на уроках и на переменах, за невыполнение домашнего задания и т.д. Когда класс набирает определенное количество баллов, то дети поощряются каким-либо образом: чаепитие, поход в кинотеатр, на экскурсию.
  • Символические сообщения
На обратной стороне доски вывешиваются кораблики по количеству набранных классом баллов (см. пункт гибкость и управляемость).
На стенах висят плакаты с формулами, которые учащиеся рассматривают на переменах и интересуются новыми для них значками, которые им там встречаются.
Каждый месяц старшеклассники готовят плакаты с загадками и ребусами.
На полке в классе лежат модели фигур из картона, которые так же часто рассматриваются и обсуждаются учащимися.

2. Социальный компонент.
Социальный компонент определяется особой, присущей именно данному типу культуры формой детско-возрастной общности.
  • Взаимопонимание и удовлетворенность отношениями, позитивное настроение
Проводятся совместные игры, участие в мероприятиях для развития командного духа, чувства ответственности друг перед другом, создания дружеских отношений в классе.
  • Участие в самоуправлении образовательным процессом
Учащиеся высказывают свои предложения, выступают в роли инициаторов.
  • Сплоченность и сознательность
Существует группа класса в социальной сети, где есть как дети, так и их родители. В группе обсуждаются вопросы, участники имеют право высказать свое мнение.

3. Технологический компонент.
Данный компонент включает в себя содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организацию обучения.

Каждый из учащихся зарабатывает плюсы, если верно и полно ответил, и минусы, если плохо себя ведет на уроке или не смог ответить. За 5 плюсов выставляется оценка «5» в журнал, за 5 минусов – задается вопрос или задание на оценку. Таким образом, плюс может получить даже самый слабый ученик, тем самым поднимает себе самооценку и в дальнейшем будет более уверенным и активным.
На уроках применяются как самостоятельные работы, так и работы в парах и группах.

Необходимо постоянно следить за состоянием образовательной среды, вносить коррективы.

Литература.
  1. Ян Коменский. Великая дидактика. — СПб: Типография А. М. Котомина, 1875.
  2. Студенческая библиотека онлайн -- http://studbooks.net

You have no rights to post comments

 

Экспресс-курс "ОСНОВЫ ХИМИИ"

chemistry8

Для обучающихся 8 классов, педагогов, репетиторов. Подробнее...

 

Авторизация

Перевод сайта


СВИДЕТЕЛЬСТВО
о регистрации СМИ

Федеральной службы
по надзору в сфере связи,
информационных технологий
и массовых коммуникаций
(Роскомнадзор)
Эл. № ФС 77-44758
от 25 апреля 2011 г.


 

Учредитель и издатель:
АНОО «Центр дополнительного
профессионального
образования «АНЭКС»

Адрес:
191119, Санкт-Петербург, ул. Звенигородская, д. 28 лит. А

Главный редактор:
Ольга Дмитриевна Владимирская, к.п.н.,
директор АНОО «Центр ДПО «АНЭКС»