учитель математики ГБОУ СОШ №290
Приоритетная цель современного российского образования - полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно определять учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат - научить учиться.
Развивающая образовательная среда состоит из трех компонентов, каждый из которых рассмотрен в работе на конкретных примерах.
1. Пространственно-предметный компонент.
Пространственно-предметная среда школы рассматривалась Я.А.Коменским с точки зрения привлекательности учащегося: «Сама школа должна быть приятным местом, доставляя глазам привлекательное зрелище изнутри и снаружи. Внутри она должна быть светлой, чистой, украшенной картинами: портретами знаменитых людей, географическими картами, памятниками исторических событий, некоторыми эмблемами. А извне к школе должна примыкать не только площадка для прогулок и игр (так как у детей этого отнимать нельзя), но также небольшой сад, в который иногда следует пускать учеников и предоставлять возможность наслаждаться зрелищем деревьев, цветов и трав. Если дело будет так поставлено, то дети, вероятно, будут посещать школу с не меньшей охотой, чем обыкновенно они посещают ярмарки, где они всегда надеются увидеть и услышать что-либо занимательное».
В работе В.В. Давыдова и Л.Б. Переверзева определены главные требования к среде, в которой развивается ребенок:
- среда должна быть достаточно гетерогенной и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности (учитывая физические, интеллектуальные и эмоционально-волевые компоненты деятельности);
- среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребёнку, переходящему от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
- среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны педагога;
- среда должна транслировать находящимся в ней субъектам символические сообщения, необходимые для совершения особых ритуалов, необходимых для функционирования данной среды;
- среда должна быть индивидуализированной;
- среда должна быть аутентичной (сообразной жизненным проявлениям субъектов).
В работе рассмотрены некоторые главные требования к учебной среде.
- Гетерогенность, сложность и связность
На перемене учащиеся могут свободно находиться в классе и использовать эти материалы для игр.
Кроме того, в классе есть настольные игры, в которые дети могут поиграть на любой перемене и после уроков.
- Гибкость и управляемость
- Символические сообщения
На стенах висят плакаты с формулами, которые учащиеся рассматривают на переменах и интересуются новыми для них значками, которые им там встречаются.
Каждый месяц старшеклассники готовят плакаты с загадками и ребусами.
На полке в классе лежат модели фигур из картона, которые так же часто рассматриваются и обсуждаются учащимися.
2. Социальный компонент.
Социальный компонент определяется особой, присущей именно данному типу культуры формой детско-возрастной общности.
- Взаимопонимание и удовлетворенность отношениями, позитивное настроение
- Участие в самоуправлении образовательным процессом
- Сплоченность и сознательность
3. Технологический компонент.
Данный компонент включает в себя содержание образовательного процесса, осваиваемые ребенком способы действий, организацию обучения.
Каждый из учащихся зарабатывает плюсы, если верно и полно ответил, и минусы, если плохо себя ведет на уроке или не смог ответить. За 5 плюсов выставляется оценка «5» в журнал, за 5 минусов – задается вопрос или задание на оценку. Таким образом, плюс может получить даже самый слабый ученик, тем самым поднимает себе самооценку и в дальнейшем будет более уверенным и активным.
На уроках применяются как самостоятельные работы, так и работы в парах и группах.
Необходимо постоянно следить за состоянием образовательной среды, вносить коррективы.
Литература.
- Ян Коменский. Великая дидактика. — СПб: Типография А. М. Котомина, 1875.
- Студенческая библиотека онлайн -- http://studbooks.net