Вариабельность сердечного ритма у школьников 10 – 11 классов, занимающихся спортивными играми
Денисова Ксения Владимировна,
ГБОУ СОШ №134 имени Сергея Дудко
Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Эффективное использование методов исследования, которые позволяют оценить здоровье школьников, уровень их функционального состояния и динамику различных показателей, является важнейшей задачей медицинского обеспечения в спорте школьников. У школьников ситуационного профиля деятельности существенная роль отводится вегетативной нервной системе, обеспечивающей максимально эффективное адекватное запросу работающих органов, функционирование сердца и сосудов. Анализ сердечного ритма у школьников является методикой, которая позволяет объективно оценивать функциональное состояние регуляторных систем.
Цель исследования – выявление особенностей вариабельности сердечного ритма в зависимости от периода подготовки, уровня мастерства у школьников, представителей таких специализация, как баскетбол, волейбол, настольный теннис. В исследовании участвовали учащиеся общеобразовательных учреждений от 15 до 17 лет, волейболисты (n=6), представители настольного тенниса (n=6) и не занимающиеся спортом (n=16). Обследование проводилось в одно и то же время суток, в период школьников к соревнованиям. Вариабельность и спектральный анализ сердечного ритма проводили на аппаратно-программном комплексе «Полиспектр-8» фирмы «Нейрософт» (Россия). Обработка и анализ данных проводились с использованием программных средств, статистических пакетов «STATGRAPHICSplusforWindows».
Установлено, что школьники имеют умеренную брадикардию, при этом значения ЧСС составляли у них 54,17±4,18 уд/мин-1.Выявлено двукратное увеличение суммарной мощности спектра вариабельности сердечного ритма у школьников по сравнению со средними значениями данного показателя у испытуемых, не занимающихся спортом. В тоже время у школьников были определены изменения низкочастотного и высокочастотного компонентов вариабельности ритма сердца на фоне сходной активности симпатического звена вегетативной регуляции, что свидетельствует об умеренном уровне активности симпатического звена вегетативной регуляции.
Объединив в одну группу волейболистов, баскетболистов и что учитывает объем и интенсивность мышечной деятельности, обнаружили, что в группе теннисистов мощность спектра очень низкочастотного компонента значительно превышает данный показатель в группе других игровиков. Сверхнизкочастотные колебания характеризуют влияние высших вегетативных центров на сердечнососудистый подкорковый центр.
При анализе ЧСС у участников исследования с учетом активности тренировочной и соревновательной деятельности оказалось, что в группе активно тренирующихся школьников, их возраст 15-17 лет показатель составил 56,70±2,34 уд/мин-1. У школьников, продолжающих занятия спортом наблюдается некоторое напряжение систем, обеспечивающих адаптацию к физическим нагрузкам и существенное напряжение всех звеньев регуляторных систем. Возможно, описанные изменения являются следствием психоэмоционального напряжения, вызванного многочасовыми тренировочными занятиями и напряжением школьников в преддверии стартов.
Таким образом, нами установлено наличие гендерных различий вариабельности ритма сердца у школьников 10-11 класса ; выявлены отличия в активности симпатического и парасимпатического звеньев вегетативной регуляции у теннисистов и группы командных видов: волейболистов, баскетболистов установлены отличия в активности регуляторных механизмов функционального состояния сердечнососудистой системы у тренирующихся школьников.