Воспитание читателя
Кувангалиева Зинаида Давлетовна,
учитель литературы и русского языка
ГБОУ лицей № 623,
Если бы меня попросили вспомнить самые волнующие и незабываемые моменты моей жизни, то, не задумываясь, среди прочих я назвала бы время, проведенное в библиотеке у книжных полок. С замиранием сердца я смотрела на книги, которые потом на долгие годы оставались моими верными друзьями. Уверена, что книги были и остаются для меня безграничным пространством, открывающим горизонты мысли и души. Это и привело меня в свое время в ряды учителей литературы. Именно учителю принадлежит ведущая роль в воспитании читателя. Что и как читают наши школьники?
Первое место в круге детского чтения должна занимать учебная хрестоматия, в которой даются направления для развития ребенка – читателя. Как тут не вспомнить сто книг, которые необходимо прочитать. В действительности же многие девочки нередко избирают так называемые «дамские карманные» романы, а мальчики – детективы, но не классические, а детективы – ужастики, триллеры. В то же время младшие подростки отмечают, что более всего полюбились им изученные в школе классические произведения: «Муму» И. Тургенева, «Кавказский пленник» Л. Толстого, «Белый Бим Черное Ухо» Г. Троепольского, «Три толстяка» Ю. Олеши, «Кладовая солнца» М.Пришвина.
Важно, чтобы процесс чтения стал настоящим увлекательным приключением, дарящим наслаждение, рождающим важные вопросы, открывающим жизнь во всей ее полноте.
Сейчас такое время, чтобы дети почувствовали себя продолжателями лучших дел своих предков. Позднее они поймут, что без прошлого не могло быть настоящего и не может быть будущего. Без исторической памяти, без осознания себя звеном в цепи поколений не может быть подлинного патриотизма. Историческая тема может начинаться с произведений, где герой-подросток – участ-ник тех событий. История как нравственное понятие может быть раскрыта и в небольших рассказах, повестях. Конечно, это в первую очередь военная тема. «Дети и война – нет более ужасного сближения противоположных вещей на свете». В словах А. Твардовского подчеркнуто трагическое несоответствие возраста героев с тем, что им приходится делать (А. Платонов. «Маленький солдат», В. Богомолов. «Иван», Ю. Яковлев. «Реликвия», А. Приставкин. «Ночевала тучка золотая»).
Да, очень не хватает остроумных, веселых книг для детей. Подчеркнем, что живость книги не оценивается по набору обновившейся лексики, резкости интонации, вульгарности сюжета. И мир спасется старыми, как и он сам, истинами о добре, милосердии, о великой силе человеческой души.
Известный японский писатель Оэ Кэндзабуро признался, что после потрясения от чтения «Братьев Карамазовых» Ф. Достоевского он выпустил книгу «Братья Карамазовы» для детей, выбрав эпизод об Алеше и детях. Книга пользовалась огромной популярностью среди ребят, которым было по 13-15 лет.
В течение нескольких лет в нашей школе издавался литературный журнал, где публиковались сочинения учащихся, их размышления о прочитанных книгах, авторские стихотворения и рассказы, иллюстрации к художественным произведениям, выполненные учащимися детских художественных школ. Это пробуждало в детях желание читать еще больше.
«Знайте же, что ничего нет выше, и сильнее, и здоровее, и полезнее для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно вынесенное еще из детства, из родительского дома. Вам много говорят про воспитание ваше, а вот какое-нибудь этакое прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства, может быть, самое лучшее воспитание и есть. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь… Будем, во-первых и прежде всего, добры, потом честны, а потом – не будем никогда забывать друг о друге».
Список использованной литературы
Ф.М. Достоевский. «Братья Карамазовы»
С. Львов. «Семейное чтение»
Е. Галицких. «Уроки чтения»