Значение образовательного события для формирования личности школьника
(из опыта внеурочной деятельности)
Млынорик Элина Анатольевна,
учитель английского языка ГБОУ СОШ №390
Красносельского района Санкт-Петербурга
Большое значение в жизни человека имеют яркие волнующие события. Организация и реализация события является самостоятельной целью обучения и воспитания, которая заключается в насыщении жизни событиями, вызывающими позитивный эмоциональный отклик в сознании детей всех возрастов. В методической литературе даются различные понятия образовательного события. А. Воронцов считает, что «образовательное событие - это включение учащихся в разные формы образовательной коммуникации, создание и презентация продуктов учебной и внеурочной деятельности». Б. Эльконин, что это «специальная форма организации и реализации образовательной деятельности, выстроенная как интенсивная встреча реальной и идеальной форм порождения и оформления знаний». Анализируя эти высказывания и опираясь на понятия «образовательное», как ориентированное на получение и систематизацию знаний и навыков, и «события», как факта или явления, сформулируем понятие образовательного события. Образовательное событие - это форма организации совместной деятельности, необходимой для систематизации знаний, умений и навыков, и возможности применения их в практической деятельности. Цель образовательного события - дать возможность обучающимся раскрыть свой потенциал, научиться конструктивно взаимодействовать с другими обучающимися и педагогами. Что интересно, этого хотят и сами дети. Согласно проведенным исследованиям, родители предпочитают чтобы школа:
1. Обеспечила подготовку в ВУЗ.
2. Дала образование в определенном профиле.
3. Дала музыкально - эстетическое образование
4. Давала ребенку возможность просто находится в школьном пространстве.
Ученики хотят, чтобы в школе было интересно учиться, чтобы к ним относились с уважением, видели в них личность, иметь возможность общаться друг с другом, иметь учебный успех. Именно для этого и существует событийный подход в образовании, который нацелен на выявление творческих способностей, интеллектуальной инициативы, социальной ответственности. В образовательном событии так же представлена картинка личностных качеств ребенка – это работоспособность, настойчивость, исполнительность и качества межличностного общения – это контактность, творческое сотрудничество, доброта, отзывчивость и сопереживание.
Школа для ребенка – это не просто учреждение, где он получает набор определенных знаний по разным предметам, школа – это место, где он осваивает разнообразные социальные роли, готовя себя ко взрослой жизни. Новое общество запрашивает человека способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться, умеющего видеть и творчески решать возникающие проблемы. Задача школы – поддержать ребенка, развить его способности и подготовить почву, чтобы эти способности были реализованы. Важно, чтобы именно в школе были выявлены интересы детей. Для этой цели и организована внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды деятельности (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решения задач воспитания и социализации. Цель внеурочной деятельности – создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора. Для этого как нельзя лучше подходит событийный подход. Так как главная задача внеурочной деятельности – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Основным преимуществом внеурочной деятельности школьников является предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Я, как учитель английского языка, считаю, что основная задача педагога при организации внеурочной деятельности является развитие у школьников потребности в использовании иностранного языка, как средства общения и социальной адаптации за пределами урока. Для этого, как нельзя лучше, подходит образовательное событие. Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет неоценимую значимость, так как способствует раскрепощению ребенка при говорении. Ведь ученик перестает бояться говорить тогда, когда его не будут оценивать, то есть во время внеурочной деятельности. Событийность – характеристика образования, в которой преодолевается обыденность и повседневность школьной образовательной жизни, именно потому событийный подход необходимо как можно чаще практиковать в рамках внеурочной деятельности.
Рассмотрим значение образовательного события для формирования личности школьника на каждом этапе его подготовки и проведения.
1 этап – планирование образовательного события. На этом этапе разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для подготовки образовательного события, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовностью к событию. В процессе планирования следует учитывать, что отношение к событию обусловлено системой ожиданий, мерой включенности школьников в деятельность. У детей формируются такие качества личности, как контактность, творческое сотрудничество, умение высказывать и аргументировать свое мнение. С первоклассниками мы выбрали инсценировку сказки «Репка», так как ее можно было адаптировать под имеющийся словарный запас. До момента проведения мероприятия, в соответствии с рабочей программой по внеурочной деятельности «Занимательный английский» для 1 класса, обучающиеся получили элементарные фонетические навыки и ознакомились с лексикой по темам «Моя семья» и «Животные». Инсценировать эту сказку было легко и интересно, так как ее перевод знает каждый ребенок и нужно было только проявить немного фантазии, чтобы превратить обычную сказку в кукольный спектакль. Показать постановку я решила после второй четверти, на новогоднем утреннике, так как Новый год – это один из самых любимых праздников, особенно у детей, а для первоклассников – это еще и первый новогодний утренник в школе, который является ярким и волнующим событием.
2 этап – подготовка образовательного события. Процесс по подготовке к образовательному событию строится по логической цепочке: восприятие-осмысление-запоминание-применение-систематизация. В процессе обучающиеся получают знания и умения, которые будут необходимы для проведения образовательного события. Подготовка – это творческий процесс и совместная деятельность педагога, обучающегося и родителей, где каждый находит себе место и познает новые возможности своих личностных качеств. На этом этапе изготавливаются атрибуты и реквизиты к празднику, для этого можно привлекать родителей, для которых становится открытием способности и личные качества своего ребенка.
3 этап – проведение образовательного события. На данном этапе осуществляется непосредственная реализация пика события, согласно разработанному сценарию. Событие связывает всех в единое целое. В этом случае задача педагога заключается в организации тех событий, которые оказывают позитивное влияние на личность. В сценарий мероприятия включаются все наработки . Подчинение одной идее, четкий сюжет событий, костюмированность, яркая наглядность, творческое игровое действие, неожиданность и сюрпризность – обязательные критерии образовательного события. На этом этапе формируются такие качества личности ребенка, как умение вести себя в нестандартной ситуации, применять на практике, приобретенные знания, умения и навыки, чувство личной и коллективной ответственности.
4 этап – рефлексия (эффект от участия в образовательном событии). Этот этап очень важен при проведении образовательного события, так как ученики в различной форме учатся оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. Анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывая положительный и негативный опыт организации и осуществления события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс. Это, по существу, и есть непосредственный акт самоопределения, становления у ребенка опыта субъекта социальной деятельности, осознание изменения своей личности, своих достижений. В результате должно возникнуть новое представление о своих возможностях, то есть новый «образ себя». Даже у младших школьников уже достаточно высок интерес к своим личностным качествам, и они усиленно ищут инструменты для самостоятельного преобразования себя и выбора своей роли в системе социальных отношений. На этапе рефлексии школьники получают информацию о том, как их воспринимают другие люди, приобретают умения самоанализа. Важнейшее значение при этом имеет многосторонняя обратная связь. В результате обсуждения могут быть высказаны разные мнения, и ученик должен сам решать с какой обратной связью согласиться, а какую отвергнуть. Этот этап рефлексии помогает прояснить отношения между детьми, научить их выражать подлинные чувства, способствует нахождению необходимых способов взаимодействия, создает групповую динамику развития.
Являясь участником образовательного события, школьник выполняет ценностно-ориентационную функцию, он является объектом управления (я-исполнитель) и субъектом (я-контролер), который планирует, организует и анализирует собственные действия. Таким образом, событийный подход в образовании обеспечивает самореализацию личности ребенка, его социальное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
Литература
1. Аверков М.С., Ермаков С.В., Интенсивная школа как пространство переходов для юношеского возраста / Материалы научно-практической конференции «Педагогика развития». Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2006
2. Вачков И.В., Дерябко С.Д. Окна в мир тренинга. Методологические основы субъективного подхода к групповой работе. СПб., 2004
3. От пятнадцати и старше: новое поколение образовательных технологий. М.: Школа гуманитарного образования., 2006
4. Попов А.А. Современное юношество и идея образовательной программы: на пути к новой институциональной модели/Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития». Красноярск: Красноярский государственный университет, 2006
5. Соловьев Г.Е. Специфика средового, событийного и ситуативного подхода к обучению иностранным языкам по новы технологиям. Ижевск, 2006